Лабораторная работа №15 Создание многотабличной базы данных
Содержание
Лабораторная работа №14 Создание однотабличной базы данных. 2
Лабораторная работа №15 Создание многотабличной базы данных. 5
Лабораторная работа №16 Создание запросов, форм и отчетов. 7
Лабораторная работа №14 Создание однотабличной базы данных
Цель работы: изучить способы создания таблиц в СУБД Ms.Access.
Теоретическая часть
Access – это система управления базами данных. Под системой управления понимается комплекс программ, который позволяет не только хранить большие массивы данных, но и обрабатывать их, представлять в удобном для пользователя виде. Access позволяет автоматизировать некоторые наиболее часто встречающиеся операции, а также разрабатывать удобные формы ввода и просмотра данных, составлять сложные отчеты.
Access поддерживает реляционную базу данных, с ее помощью можно работать сразу с несколькими таблицами данных. Данные Access очень просто комбинировать с данными Excel.
В СУБД Access предусмотрено очень много сервисных возможностей: мастера помогают создавать таблицы, формы или отчеты; выражения используются для проверки допустимых значений; макросы позволяют автоматизировать многие процессы без программирования.
СУБД Access содержит набор инструментов для управления базами данных, включающий конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов.
Мастер – это специальная программа, помогающая в решении какой-либо задачи или создании объекта определенного типа. Эта программа ускоряет работу, на которую без применения этой программы могли бы уйти несколько часов. Программа-мастер задает вопросы о содержании, стиле и формате объекта, а затем сама создает этот объект. Access располагает набором из более сотни мастеров, предназначенных для проектирования баз данных, приложения, таблиц, форм. Отчетов, графиков, почтовых наклеек. Элементов управления и свойств.
Все составляющие баз данных – таблицы, формы, запросы, отчеты и объекты, – хранятся в едином дисковом файле. Основным структурным компонентом базы данных является таблица. Именно в таблице хранятся вводимые данные. Внешне каждая таблица выглядит так же, как и все таблицы, с которыми мы привыкли работать на бумаге, – она состоит из строк и столбцов, причем столбцы называются полями, а строки записями. Каждая запись содержит информацию об отдельном элементе базы данных. Например база данных «Записная книжка»: содержит три поля с наименованиями – Фамилия, Адрес, Телефон, а каждая запись содержит информацию о конкретном человеке (Иванов, Парковая 3, 177-12-25). Сколько записей, столько и строк в таблице.
При разработке структуры таблицы прежде всего следует определить названия полей. Типы полей и их размеры. Каждому полю присваивается уникальное имя, далее решается, какого типа данные будут содержаться в каждом поле. Значение типа поля задается в режиме Конструктора. Access располагает следующим набором типов данных: Текстовый, Числовой, Дата/время, Денежный, Поле МЕМО, Счетчик, Логический, Поле объекта OLE, Гиперссылка, Мастер подстановок.
Ввод данных осуществляется обычным образом – курсор ставится в нужную ячейку и вводятся данные. В поле Счетчик данные вводить не требуется, в этом поле данные появляются автоматически. Ввод данных в ячейку можно завершить нажатием клавиши <Enter> или <Tab>. При нажатии клавиши <Delete> ячейка очищается. Данные некоторых типов (числовой, денежный, дата/время, логический) автоматически проверяются при вводе. Для всех типов полей можно самостоятельно задавать ограничения на данные. Для этого в режиме Конструктора надо выбрать вкладку «Общие», перевести курсор в поле с именем «Условия на значение» и ввести ограничения на данные. Например, для числовых данных : <10.
Для удобства просмотра записи в таблице можно сортировать с помощью кнопок сортировки на панели инструментов или команды меню Записи, Сортировка, Сортировка по возрастанию (Сортировка по убыванию).Прежде чем щелкнуть по кнопке сортировки следует поставить курсор на имя поля, данные в котором требуется отсортировать. Можно выделить сразу несколько столбцов и выполнить по ним сортировку, при этом сортировка будет начинаться с крайнего левого столбца.
Фильтр — это набор условий, применяемых для отбора подмножества записей. В Ассеss существуют фильтры четырех типов: фильтр по выделенному фрагменту, обычный фильтр, расширенный фильтр и фильтр по вводу.
Фильтр по выделенному фрагменту — это способ быстрого отбора записей по выделенному образцу.
Фильтрация данных в Ассеss производится с помощью кнопок «Фильтр по выделенному» или «Изменить фильтр» (или команда меню Записи, Фильтр, Изменить фильтр).После нажатия второй кнопки от таблицы остается одна запись. Каждое поле становится полем со списком (когда в нем находится курсор), в котором можно выбрать из списка все значения для данного поля. После щелчка по кнопке «Применить фильтр» будут выбраны записи, соответствующие измененному фильтру. Еще более сложные условия фильтраций можно задать командой меню Записи, Фильтр, Расширенный фильтр.
Практическая часть
1. Создание таблицы базы данных с помощью сервиса Конструктор.
Перед началом работы следует создать файл новой базы данных, для этого выполните следующие команды:
· Загрузите приложение Access ,выберите команду Новая база данных, откройте вою личную папку и задайте имя файла База данных1;
· выбрать вкладку Таблица и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по надписи Создание таблицы в режиме конструктора;
· задать имена полей и тип данных в соответствии с заданием (Фамилия, Имя, Отчество - текстовый тип; и четыре предмета – числовой тип);
· сохранить таблицу под именем Студенты сессия.
На предыдущем шаге создан только макет таблицы базы данных, теперь следует ввести сами данные. Для этого следует открыть созданную таблицу: дважды щелкнуть левой кнопкой мыши, на экране появится структура таблицы, которую следует заполнить. Введите в список 10 студентов своей группы и проставьте оценки по всем дисциплинам.
Теперь выполните сортировку так, чтобы все фамилии стояли по алфавиту. С помощью кнопки «Фильтр по выделенному» выполните следующие фильтрации:
· оставьте только студентов, фамилии которых начинаются на определенную букву (используйте букву, с которой начинается Ваша фамилия);
· оставьте только тех, кто сдал сессию без троек (для этого выделите тройки и в контекстном меню выберите команду исключить выделение).
2. Создать таблицу базы данных в помощью сервиса Мастер.
Мастер позволяет создать таблицу гораздо быстрее. Здесь не нужно задавать имена полей и определять тип данных, просто следует выбрать из представленного списка то, что предлагает этот сервис. Создайте в личной папке файл новой базы данных и дайте ему имя База данных2. С помощью мастера создания таблиц создайте таблицу Студенты. При выполнении задания следуйте инструкциям, которые приведены на стр.132-134 Учебного пособия [2].
3. Создать таблицу базы данных в Режиме таблицы.
Режим таблицы предполагает непосредственное внесение данных в шаблон таблицы. При этом и данные и наименования полей вводятся в одном окне. После того как структура таблицы создана и данные введены, можно сохранить и закрыть таблицу и внести корректировку в ее структуру используя сервис Конструктор. В режиме таблицы создайте таблицу Студенты и задания. При выполнении задания следуйте инструкциям, которые приведены на стр.134-136 Учебного пособия [2].
3. Контрольные вопросы
Что представляет собой реляционная база данных?
Что называется полем и записью таблицы?
Какими свойствами можно охарактеризовать поля?
Назовите способы создания таблицы базы данных.
Какой из способов предлагает выбирать поля таблицы из имеющего списка?
Как можно изменить тип данных в созданной таблице?
Что понимается под ключевым полем?
Какие типы данных вы использовали при создании таблиц в данной работе?
Какие трудности возникли при выполнении практических заданий?
4. Рекомендуемая литература
Михеева, Е.В. Информатика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева, О.И.Титова.. 7-е изд., испр. - М: Изд. центр «Академия», 2012. – 352 с.
Михеева, Е.В. Практикум по информатике : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. -10-е изд., испр. - М: Изд. центр «Академия», 2012. – 192 с.
Лабораторная работа №15 Создание многотабличной базы данных
Цель работы: изучить способы взаимодействия между объектами реляционной базы данных в СУБД Ms.Access.
Теоретическая часть
Файл базы данных может содержать нескольких таблиц, связанных между собой при помощь ключевых полей. связи создаются ручным способом при помощи команды Сервис-Схема данных. В многотабличной базе данных можно создавать документы, основанные на данных из нескольких таблиц. В данной работе мы познакомимся с такими объектами как Запрос и Форма.
Формы обеспечивают наиболее гибкий способ ввода, редактирования, просмотра и удаления данных и фактически являются шаблонами, управляющими отображением информации. Форма позволяет отображать одновременно все поля одной или нескольких записей. Оптимально построенная форма может вмещать несколько десятков полей на одном экране, а если полей намного больше, то для каждой записи можно создать многостраничную форму. Можно создать форму-меню для вызова других форм, таблиц, запросов или отчетов. В форме каждое поле можно разместить в точно заданном месте, выбрать для него цвет или заливку и добавить элементы управления текстом для эффективного ввода данных.
Создать форму можно несколькими способами. Если вы в режиме базы данных откроете вкладку Формы и щелкните по кнопке Создать, то откроется окно, в котором указаны способы создания формы.
Конструктор позволит вам создать форму самостоятельно, но это для начинающих пользователей довольно сложно. Мастер форм дает возможность автоматически создать форму на основе выбранных полей. Этот режим наиболее удобен при создании форм как для начинающих, так и для опытных пользователей. Ассеss в режиме диалога выясняет у пользователя, какую форму он хочет получить, и создает ее автоматически. Если вас в этой форме что-либо не удовлетворяет, вы можете исправить это в режиме конструктора. Автоформы являются частными случаями мастера форм, т.е. они автоматически создают заданные виды форм практически без участия пользователя. Это может быть удобно, когда базовая таблица одна, содержит немного полей и вам нужно быстро создать простую форму.
Поля в форме в один столбец упорядочены и представлены в виде столбцов. Такая форма может занимать одну или несколько страниц. Поля можно упорядочить как угодно. Ассеss дает возможность использовать большинство стандартных элементов управления Windows, которые создают привычный интерфейс при вводе данных. Линии, рамки, цвета и даже специальные эффекты (например, тени) позволяют создать удобные формы с привлекательным внешним видом. Ленточная форма и табличная форма похожи друг на друга, но табличная форма фактически повторяет вид уже знакомой вам таблицы и в ней ограничены возможности редактирования. А в ленточной форме доступны все виды инструментов и способы оформления фона и ячеек с данными. Выровненный вид формы похож на ленточную форму, но отличается тем, что на экран выводятся все поля с одной записью, и если полей много, то они располагаются рядами — один под другим.
Запрос– это результат выбора информации внутри базы данных с их помощью можно просматривать анализировать и изменять данные из одной или нескольких таблиц. Запрос является мощным средством обработки данных хранящихся в Access. Они могут использоваться в качестве источников данных для создания форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактной формате, т.е. формате подобному электронной таблице, а так же позволяет выполнять вычисления над группами записей.
Запросы можно создавать самостоятельно и можно использовать возможности мастера. В Access существуют следующие виды запросов:
1. Запрос на выборку – этот запрос наиболее часто используется и при его выполнении данные удовлетворяющие тому или иному условию могут быть из одной или нескольких таблиц. Запрос на выборку можно использовать так же, для того чтобы сгруппировать записи для вычисления (суммирования, среднего значения).
2. Запрос с параметрами – это запрос при выполнении которого в его начальном окне пользователю выдается приглашение ввести данные на основе которых будет выполняться запрос.
3. Запрос на изменение(или запрос на удаление, обновление и удаление) записи в этом запросе при его сохранении остается только структура запроса, т.е. перечень таблиц, список полей, порядок сортировки, а так же ограничения на записи и тип запроса. Этот запрос имеет следующие преимущества:
· на диске требуется меньше пространства;
· запрос может использовать обновленные версии любых записей и при каждом выполнении запрос обращается к базовой таблице и снова создает результирующий набор данных.
При выполнении запроса в котором нужно выполнить расчетные операции по каким – либо правилам, нужно выполнить команду Групповые операции меню Вид.
При работе с запросами можно использовать символы:
* - используется вместо любого количества символов;
? – используется вместо любого одного символа;
# - используется вместо одной цифры;
[ ] – используются для того чтобы найти символ, совпадающий с одним из тех что в скобках.
Практическая часть
1. Модификация таблиц и создание форм.
Откройте файл База данных 2, созданный на предыдущем занятии. Убедитесь, что созданные таблицы сохранены, удалите лишние данные.
Выполните Задания 23.3-4 и 24.1 на стр.136-140 Учебного пособия [2]. Созданные документы сохраните в имеющемся файле.
2. Расчеты значений числового поля таблицы и поиск повторяющихся записей.
Произведите расчет поля Надбавка в таблице Студенты. Для перерасчета воспользуйтесь сервисом Запрос на обновление. Технология создания запроса рассмотрена в задании 24.2 на стр.140-142 Учебного пособия [2]. Этот сервис не предполагает создание нового документа. Если все действия будут выполнены правильно, поле Надбавка таблицы Студенты заполнится автоматически согласно расчетной формулы.
Выполните поиск повторяющихся записей в таблице Студенты. Технология поиска рассмотрена в Задании 24.3 на стр.143-144 Учебного пособия [2]. Созданные документы сохраните в имеющемся файле.
3. Самостоятельная работа.
Создать 4 формы различного типа по данным таблицы Студенты сессия. Для каждой формы выбирать список студентов и оценки по одному предмету.
По таблице Студенты и задания создать запрос на поиск повторяющихся записей по полю Конечная дата.
3. Контрольные вопросы
Что представляет собой форма?
Какие виды форм были созданы в данной работе?
Какими способами можно создать форму?
Какой способ создания формы предполагает выбирать поля?
Какой сервис позволяет автоматически заполнить поле таблицы числовыми данными?
Как можно определить, имеются в записях таблицы повторения?
Какие трудности возникли при выполнении практических заданий?
4. Рекомендуемая литература
Михеева, Е.В. Информатика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева, О.И.Титова.. 7-е изд., испр. - М: Изд. центр «Академия», 2012. – 352 с.
Михеева, Е.В. Практикум по информатике : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. -10-е изд., испр. - М: Изд. центр «Академия», 2012. – 192 с.