Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УСТРОЙСТВО СПЕКТРОСКОПА

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича Столетовых»

 

 

Кафедра: «ФПМ»

Дисциплина: физика

 

 

Лабораторная работа № 1.01

 

«Изучение спектра водорода и определение постоянной Ридберга»

 

 

Утверждена на методическом семинаре кафедры ФПМ

 

Зав. кафедрой_____________

 


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

 

1. Сборку и разборку схемы производить только при отключенном источнике питания.

2. Не включать собранную схему, пока не изучите инструкцию по данной работе и не получите на это разрешение лаборанта или преподавателя.

3. Схема должна находиться под напряжением только во время регулировки и снятия показаний с приборов. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ оставлять схему под напряжением без присмотра.

4. Строго соблюдать порядок выполнения работы, описаний и инструкции.

5. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов. Твёрдо знать, где расположен общий выключатель и порядок пользования им.

6. После окончания работы отключить источник питания, а затем разобрать схему и привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа № 1.01

 

«Изучение спектра водорода и определение

Постоянной Ридберга»

 

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

- двухтрубный спектроскоп;

- дуговая ртутная лампа;

- газоразрядная трубка с водородом, укреплённая в специальном держателе;

- выпрямитель.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Закономерности в атомных спектрах

 

Разряженные газы, пары металлов испускают спектр, состоящий из отдельных спектральных линий. В соответствие с этим спектр испускания веществ, образованный возбужденными атомами называется линейчатым спектром.

Изучение атомных спектров послужило ключом к познанию строения атомов. Прежде всего, было замечено, что линии в спектрах многих атомов расположены не беспорядочно, а объединяются в группы, или как их называют серии спектральных линий. Отчётливее всего это обнаруживается в спектре простейшего атома – водорода.

Швейцарский физик Бальмер в 1885 году установил, что длины волн спектральных линий в видимой области спектра укладываются в простейшую формулу:

 

(1),

 

где - целое число, принимающее значения 3, 4, 5, 6 и т. д.

В спектроскопии принято характеризовать спектральные линии величиной, обратной длине волны , которая называется волновым числом.

Если преобразовать формулу (1) в выражение для чисел, то получим:

 

(2),

где =3, 4, 5, 6, ……,

- постоянная Ридберга

R=10973730,9 0,012 см или =1,097 107 м .

Дальнейшие исследования показали, что в спектре водорода имеется ещё несколько серий. Оказывается, что волновые числа всех серий в спектре

атомарного водорода можно выразить одной формулой, обобщающей формулу Бальмера (2):

 

(3).

 

Из (3) находим волновые числа всех линий.

1. Серия Лаймана. Находится в ультрафиолетовой области спектра. Для неё =1, =2, 3, 4, 5, и т. д.:

 

.

 

2. Серия Бальмера. Находится в видимой области спектра.

Для неё =2, =3, 4, 5, и т. д.:

 

 

3. Серия Пашена. Находим в ближайшей инфракрасной области.

Для неё =3, =4, 5, 6, и т.д.:

.

 

В инфракрасной области обнаружено ещё несколько серий.

 

 

1.2 Атом водорода по теории Бора.

Опытами Резерфорда по рассеянию -частиц веществом была обоснована ядерная (планетарная) модель атома. Однако ядерная модель атома оказалась в противоречии с законами классической механики и электродинамики. Классическая теория не смогла объ­яснить ни устойчивости атомов, ни дискретный (линейчатый) спектр атомов.

Выход из создавшегося (положения) тупика был найден в 1913 году датским физиком Бором на основании предположений, противоречащих классической физике. Эти предположения содер­жатся в двух высказанных им постулатах.

1) Из бесконечного множества электронных орбит, возможных с точки зрения классической физики, осуществляются только оп­ределенные, стационарные орбиты, для которых орбитальный мо­мент количества движения (импульс) электрона может принимать ряд диск­ретных значений.

 

(4),

 

 
 

или ,

 
 

где , а 1, 2, 3,….

Пока электрон движется по стационарной орбите, атом не излучает и не поглощает света.

2) При переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую происходит излучение или поглощение кванта света, энер­гия которого равна разности энергий электрона при движении по соответствующим стационарным орбитам с номерами и k

 

(5).

Если > , то имеет место излучение света. Когда наблю­дается < , то происходит поглощение света.

Рассмотрим атом водорода и предположим, что электрон вок­руг ядра движется по круговым орбитам. Используя формулу (4) и применяя закон Ньютона к движению электрона:

 

(6).

 

Найдём радиус электронных орбит:

1, 2, 3,….,

 

и скорости электронов на них:

Легко найти и энергию атома водорода при движении электрона по стационарной орбите.

(7).

Исходя из условия частот Бора (5) и вводя в рассмотрение волновое число, получим:

(8).

Сравнивая с (3), получим, что

.

В (8) запишется:

или

Числа и получили название спектральных термов. Они пропорциональны энергии стационарных состояний атома.

 

1.3. Квантовомеханическая теория атома водорода.

Теория Бора объяснила все основные закономерности в спектре водорода. Однако она не смогла построить теорию атома гелия. Самой слабой стороной теории Бора была ее внутренняя противоречивость. Эта теория не была ни последовательно клас­сической, ни последовательно квантовой. Она представляет собой лишь переходный этап на пути к созданию последовательной тео­рии атомных явлений. Такой теорией стала квантовая механика.

В 1924 году французский физик Луи де Бройль выдвинул ги­потезу о том, что все микрочастицы обладают волновыми свойс­твами. По идее де Бройля с движением микрочастиц связана вол­на. Эти волны имеют длину

 

(9).

Состояние движения микрочастиц описывается волновой функцией координат частицы и времени . Например, с движением свободной частицы связана плоская волна, уравнение которой мо­жет быть записано в виде:

(10), где - соответствующие импульсы частицы;

а - её энергия.

Физический смысл волновой функции состоит в том, что квадрат ее модуля дает плотность вероятности (вероятность, от­несенную к единице объема) нахождения частицы в соответствую­щем объеме пространства.

- комплексное сопряжение с .

Волновая функция может быть найдена путем решения уравне­ния:

       
   

(11).

 

 

Это уравнение получено Шредингером в 1926 году и называ­ется временным уравнением Шредингера. Здесь - потен­циальная энергия частицы.

Как видно из (2) вид волновой функции определяется потен­циальной энергией , т.е. природой всех сил, которые действуют на частицу. Для стационарных состояний уравнение Шредингера примет вид:

 

 
 

(12).

 

Здесь Е - полная энергия частицы, U - ее потенциальная энер­гия. Решение уравнения (12) позволяет найти волновые функции и полную энергию любой квантовомеханической системы. Применим уравнение Шредингера для атома водорода. В атоме водорода по­тенциальная энергия равна:

 

где r – расстояние электрона от ядра.

Потенциальное поле обладает сферической симметрией. Удобно внести в рассмотрение сферические координаты , тогда уравнение Шредингера запишется:

 
 

(13).

Это уравнение имеет физически обоснованные решения при любых

положительных значениях энергии Е и при дискретных отри­цательных значениях Е равных:

 
 

, где n = 1,2,3,…. (14)

 

Случай Е > 0 соответствует электрону, пролетающему вблизи ядра и удаляющемуся в бесконечность. Случай Е < 0 соответствует элект­рону, находящемуся в пределах атома.

Сравнивая (14) и (7) видно, что квантовая механика при­водит к тем же значениям энергии атома водорода, что и теория Бора. Однако в квантовой механике эти значения получаются ло­гическим путем из ее основных положений без каких-либо допол­нительных предположений. Число n, определяющее значение энергии электрона в (14) называется главным квантовым числом. Решение уравнения (13) дает значения орбитального момента импульса (количества движения) электрона.

LZ = (15),

где - азимутное или орбитальное квантовое число, принимающее значения =0, 1, 2, ..., n-1 (всего n-значений).

Из решения уравнения (13) следует, что ряд дискретных значений принимает так же проекция орбитального момента на выделенное направление в пространстве (оно обычно принимается за направ­ление оси OZ - направление магнитной индукции).

(16),

где - магнитное квантовое число, принимающее значения =0, 1, 2, … , всего - значения для данного .

 

Каждому значению энергии Е соответствует несколько состо­яний электрона в атоме, отличающихся значением квантовых чисел , . Состояния с одинаковой энергией называются вырожденными, а число таких состояний называется кратностью вырождения. Лег­ко можно доказать, что в атоме водорода кратность вырождения равна n. Согласно (14) можно схематически изобразить энергети­ческие уровни атома водорода (рис. 1).

 

Состояние с Е=0 соответствует поляризованному атому водо­рода. Рассмотрим основное состояние атома водорода (n=1). Для него =0 и =0. Следовательно, в основном состоянии атома водорода его единственный электрон не обладает орбитальным моментом импульса. Полученный результат совершенно не понятен с точки зрения классической физики. Электрону присущи волновые свойства, учет которых позволяет объяснить отсутствие механического мо­мента, связанного с орбитальным движением электрона в основном состоянии атома.

 

n=5

n=4

n=3

 

n=2

 

 

n=1

 

Рисунок 1

 

УСТРОЙСТВО СПЕКТРОСКОПА

Для исследования видимой части спектра служат различные спектроскопы. Один из наиболее простейших изображен на рис.2. Двухтрубный спектроскоп состоит из коллиматора "К", столика с призмой "П" и зрительной трубы "З", которая перемещается отно­сительно призмы микрометрическим винтом "В".

Длина трубки коллиматора (расстояние между щелью и лин­зой) такова, что щель, являющаяся вторичным источником света, находится в фокальной плоскости линзы. Поэтому после линзы лу­чи к призме идут параллельным пучком. Пройдя через призму, лу­чи будут отклоняться по-разному, в зависимости от их длины волны.

Так как лучи с одной и той же длиной волны после призмы также параллельны между собой, то они собираются в одной точке (точнее, на линии, представляющей собой изображение щели кол­лиматора, проходящей через одну из точек фокальной плоскости объектива зрительной трубы). Для получения необходимого увеличения, полученные спектральные линии рассматриваются с помощью окуляра с нитью для отсчета. Чтобы перейти от одной линии спектра к другой, перемешают миллиметровые деления, а барабан винта разделен на 50 частей. Ход винта равен 1мм, следователь­но, цена деления на барабане винта:

 

 

Положения каждого изображения щели можно характеризовать отс­четом на винте и барабане. Выполняемая работа состоит из 2-х частей.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Упражнение 1. Градуировка спектроскопа.

Градуирование спектроскопа производится с целью выразить показания микрометрического винта в длинах волны. Для этой це­ли используют источник света с хорошо изученным спектром. В качестве такого источника в данной работе используется дуговая ртутная лампа, помещенная в специальный кожух, укрепленный на подставке. Можно для градуировки спектроскопа воспользоваться газоразрядной трубкой, наполненной гелием. Градуирование спектроскопа производится следующим образом:

1. Устанавливают коллиматор спектроскопа на расстояние 10-15 см от щели кожуха ртутной лампы. Включают лампу в сеть. Через 2-3 мин. лампа ярко разгорается. Перемещением спектрос­копа добиваются появления в поле зрения зрительной трубы спектра ртутной лампы. Перемещая окуляр зрительной трубы спектроскопа, получают четкое изображение спектральных линий.

2. С помощью микрометрического винта устанавливают нить окуляра зрительной трубы на крайнюю спектральную линию (крас­ную) в спектре ртутной лампы и записывают показания микромет­рического винта. Затем последовательно переводят нить окуляра на все яркие линии, записывая каждый раз показания винта. За­тем повторяют измерения, перемещая зрительную трубку в обрат­ном направлении. Результаты измерений заносят в таблицу.

 

Таблица - Длина волны некоторых линий в спектрах ртутной лампы.

Цвет линий Длина волны спектральной линии ртутной лампы, нм nпр nобр nср
Красный      
     
Жёлтый      
Жёлто-зелёный      
Зелёный      
Синий      
Фиолетовый      
     

 

3. Зная длины волн спектральной линии ртутной лампы, строят график градуировки, откладывая по оси ординат длины волн, а по оси абсцисс показания микрометрического винта.

Рисунок 2

 

Упражнение 2.Изучение спектра водорода.

1. Отключают ртутную лампу. Не перемещая спектроскоп, устанавливают между лампой и спектроскопом, подставку с газоразрядной трубкой, наполненной водородом. Наводят зрительную трубу на наиболее интенсивные линии в спектре водорода и запи­сывают показания микрометрического винта.

2. По графику определяют длины волн спектральных линий водорода и на основании формулы (2) вычисляют постоянную Ридберга. В спектре водорода возможно появление слабых линий, принадлежащих молекулам (Н2). Эти линии, следует пропустить. Обычно для атомарного водорода в видимой части спектра наблюдается 3-4 наиболее интенсивных линий. Результаты измерений оформить в виде таблицы.

 

 

Цвет линий Длина волны спектральной линии газоразрядной трубки, наполненной водородом, нм nпр nобр nср
Красный          
Зелёный          
Синий          
Фиолетовый          

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.