МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________С.А.Рогожин
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
ОСНОВЫ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ
Наименование направления подготовки
Экономика
Наименование профиля
Экономика предприятий и организаций. Торговля
Автор: д.э.н,
профессор Д.А. Карх; В.М. Гаянова
Одобрены на заседании кафедры Коммерции, логистики и экономики торговли
Зав.
Кафедрой_________________
Соловьева В.П.
(Фамилия И О)
Екатеринбург
Цели и задачи курсовой работы
Курсовая работа - самостоятельная работа студента, являющаяся одним из важных элементов учебного процесса по подготовке бакалавров направления подготовки «Экономика», профиля «Экономика предприятий и организаций. Торговля».
Написание курсовой работы имеет цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе аудиторных занятий, предполагает более глубокое изучение отдельных разделов курса, способствует развитию навыков теоретических и экспериментальных исследований, экономических расчетов и обоснований, необходимых для принятия решений в сфере коммерции и бизнеса.
Требования, предъявляемые к курсовой работе
Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:
работа должна быть выполнена самостоятельно;
содержать новейшие материалы, относящиеся к рассматриваемой теме (законы, положения, статистические данные, данные отчетов, различные методики и др.);
освещать различные точки зрения по затронутым в работе дискуссионным вопросам и обязательно аргументировать позиции по этим вопросам;
иметь конкретные самостоятельные предложения или мероприятия по совершенствованию, тесно увязанные с результатами проведенного анализа;
выявлять резервы дальнейшего повышения эффективности деятельности отрасли;
максимально использовать экономико-математические методы и средства компьютеризации расчетов;
соответствовать типовым и рабочим программам, направлению подготовки «Экономика», профиля «Экономика предприятий и организаций. Торговля».
Права и обязанности исполнителя и научного руководителя
Руководство работой осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры Коммерции, логистики и экономики торговли. Руководитель обязан обеспечить высококвалифицированные научные консультации, оказывать необходимую методическую помощь, симулировать инициативу, осуществлять контроль за выполнением работы.
Контроль за самостоятельной работой студента осуществляется в формах проверки соблюдения сроков изучения литературы, сбора материалов и подготовки отдельных глав, систематических собеседований, консультаций, просмотра отдельных частей и всей работы.
Руководитель должен быстро ориентироваться в материалах, оценивать и предлагать правильное решение, оказывать помощь в выборе темы, разработке подробного плана. Первоначальный вариант плана студент разрабатывает сам, подробный план составляет совместно с руководителем.
Студент выполняет работу самостоятельно. Он должен проработать имеющуюся литературу по теме, собрать и обработать большой практический материал; ясно представлять цель, задачи, структуру работы, необходимую информацию, иметь свои варианты плана и подходов к решению поставленных задач. Студент должен неукоснительно выполнять график работ и все требования руководителя, являться на консультации подготовленным, со своими предложениями и вариантами выполнения работы.
Выбор темы и подготовка к написанию курсовой работы
Для выполнения курсовой работы студент выбирает одну из тем, рекомендуемых методическими указаниями (Приложение А)
Данная тематика непосредственно связана с основным направлением научно- исследовательской работы кафедры. Выбранная тема должна быть актуальной и отражать современные тенденции в экономике.
Название темы должно быть предельно четким, характеризовать важную проблему и одновременно конкретно отражать цель исследования. После выбора и утверждения темы составляется предварительный план курсовой работы на основе типовых методических указаний и рекомендаций научного руководителя. Формулировка отдельных вопросов курсовой работы должна быть подчинена конечной цели исследования и раскрытию темы. Количество вопросов зависит от темы исследования, но при этом следует избегать как очень ограниченного их числа, так и большого их количества.
В первом случае проблема может получить одностороннее освещение, а во втором - поверхностный подход. Количество разделов должно определяться объемом курсовой работы - 35-40 страниц машинописного текста.
После составления проекта плана работы необходимо внимательно ознакомиться с литературой, опубликованной по данной теме.
В качестве литературных источников следует использовать учебники и учебные пособия, монографии по проблемам рынка потребительских товаров и торговли, журналы, отражающие проблемы рынка, торговли, спроса, ценообразования, опубликованные данные статистической отчётности, отчеты фирм и исследовательских агентств. Рекомендуется использовать кик отечественные, так и зарубежные публикации, отражающие проблемы формирования, организации и регулирования на рынке. При подборе литературы необходимо обращать внимание на год издания книги и ее актуальность к моменту выполнения работы.
В результате ознакомления с библиографией по теме студент должен продумать порядок подбора материала и грамотно составить список литературных источников. На основе составленного списка окончательно уточняется план курсовой работы и намечается последовательность изложения материала.
Литературный материал должен быть хорошо изучен, глубоко проанализирован и творчески изложен в работе, т.е. написан своим языком.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумывать поступающую информацию. Этот процесс должен совершаться на протяжении всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с публикациями ведущих теоретиков и практиков, послужат основой для выводов и обобщений.
Подготовка к написанию курсовой работы, наряду с чтением учебной и научной литературы по избранной теме, включает также поиск фактического материала по основным вопросам избранной темы и подбор методик его обработки и анализа.