Вопрос №1. Организация охраны особо важных объектов. Виды особо важных объектов (объекты жизнеобеспечения; культурного наследия; банковские учреждения). Тактика предупреждения и пресечения нападения на охраняемый объект. Применение средств сигнализации на особо важных объектах.
Коренные изменения в социально- политической жизни страны, переход к рыночной экономике, в условиях нарастающих инфляционных процессов способствует широкому распространению преступных посягательств на особо важные объекты.
Объект особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения – объект, имеющий значение для обеспечения государственного управления и местного самоуправления, жизнедеятельности населения и работы предприятий и учреждений. В перечень важных объектов могут включаться:
1. Здания органов государственной власти и местного самоуправления;
2. Объекты обеспечения жизнедеятельности населения;
4. Передающие станции теле-, радиовещания, узлы телефонной и телеграфной связи;
5. Места хранения мобзапасов, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ (материалов);
6. Места хранения сильнодействующих и ядовитых веществ;
7. Хранилища государственных ценностей;
8. Объекты органов внутренних дел;
9. Памятники культурного наследия;
10. Учреждения банков;
11. Ювелирные магазины;
12. Объекты с хранением крупных материальных и денежных ценностей.
Сотрудники полиции, выполняя оперативно – служебные задачи по охране особо важных объектов, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, должны помнить, что от их правильных действий зависит не только сохранность материальных ценностей, но и безопасность граждан.
Возможные негативные последствия преступных посягательств на охраняемые объекты включают в себя не только большой материальный ущерб, но также создают реальные угрозы для жизни, здоровья и нормальной жизнедеятельности многих лиц. В связи с этим, планируя свою противоправную деятельность, представители террористических и экстремистских организаций нередко выбирают в качестве потенциальных целей объекты жизнеобеспечения и другие объекты, охраняемые нарядами полиции.
Не менее актуальной проблемой, регулярно возникающей перед сотрудниками органов внутренних дел, осуществляющими охрану объектов жизнеобеспечения, является необходимость своевременного и адекватного реагирования на факты чрезвычайных ситуаций. Значимость данной проблемы во многом обуславливается тем, что сотрудники полиции, призванные обеспечивать охрану объекта, зачастую остаются единственной силой, от умелых и решительных действий которой зависит возможность предотвращения катастрофических последствий.
Заблаговременно предусмотреть все возможные обстоятельства совершения преступных действий, либо развития чрезвычайных ситуаций техногенного характера невозможно. В связи с этим особое значение приобретает четкое овладение сотрудниками общим порядком действий должностных лиц, который может стать основой при разработке соответствующих алгоритмов деятельности по охране важных объектов для сотрудников подразделений вневедомственной охраны. Алгоритм действий должностных лиц при получении сигнала «Тревога» с охраняемого важного объекта можно свести к следующим мероприятиям:
1. При наступлении чрезвычайных ситуаций (ЧС) наряд полиции по охране объекта, персонал и сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации, или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи, подают сигнал «Тревога» на ПЦО и в дежурную часть ОВД.
2. Наряд принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны объекта (закрывают входы и выходы из зданий или помещений, требуют от находящихся в них лиц прекратить движение на определенных участках, блокируют вероятные места проникновения правонарушителей.
3. В дальнейшем действуют по типовому заранее разработанному алгоритму действий на случай ЧС. Например, в условиях угрозы взрыва объекта наряд полиции немедленно докладывает об этом руководителю объекта, дежурному ПЦО и ОВД и принимает меры к удалению персонала и посетителей на безопасное расстояние от места явного или предполагаемого расположения взрывного устройства (ВУ), взрывчатых веществ (ВВ). В случае обнаружения подозрительных предметов организует вызов к месту происшествия объектовых аварийных служб (пожарной, медицинской, технической и т.д.). Кроме того, обеспечивает общественный порядок и безопасность непосредственно на объекте и ближайших подступах к нему, а в случае необходимости – эвакуацию персонала объекта и населения из опасной зоны, а также организацию движения транспорта и пешеходов в районе расположения объекта.
Во время проведения обследования объекта и эвакуации людей обеспечивает недопущение хищения материальных ценностей. По окончании обследования объекта делает «зачистку» помещений, зданий в целях исключения оставления на охраняемой территории посторонних лиц.
Вопрос №2. Организация контрольно – пропускного и внутриобъектового режимов. Виды пропусков. Порядок и последовательность проверки пропусков. Порядок документирования нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов.
В соответствии с п.п. 28 – 28.3 Приказа МВД РФ № 609 от 04.08.2006 г. пропускной (внутриобъектовый) режим предусматривает порядок прохода лиц и проезда транспортных средств на территорию объекта и обратно, выноса (вноса), вывоза (ввоза) материальных ценностей, а его осуществление возлагается на наряд милиции по охране объекта. С учетом специфики объекта и установленного внутреннего трудового распорядка разрабатывается и утверждается инструкция о пропускном (внутриобъектовом) режиме в порядке предусмотренном условиями договора
На многих объектах в целях обеспечения надлежащей сохранности имущества и недопущения несанкционированного проникновения на территорию предприятия или учреждения администрацией устанавливается пропускной режим.
Пропускной режимпредусматривает порядок прохода лиц и проезда автотранспортных средств на территорию объекта и обратно, выноса (вноса), вывоза (ввоза) материальных ценностей. Он может быть установлен как в целом по объекту, так и по его отдельным корпусам, зданиям, цехам, отделам, лабораториям, хранилищам и другим помещениям. .
Документом, дающим право на вход (выход) рабочих, служащих и других лиц на территорию (с территории) объекта является пропуск, ввоз (вывоз) грузов – товарно – транспортная накладная, внос (вынос) грузов – накладная, а на вынос (вывоз) имущества и ценностей, не связанных с производством, - материальный пропуск. Пропуска и накладные являются документами строгой отчетности. Их выдача, учёт и списание производится в установленном порядке. Пропуска на право входа (выхода) по срокам действия подразделяются на: постоянные (выдаются рабочим и служащим, принятым на постоянную работу), временные (выдаются лицам, выполняющим на объекте временную работу), разовые (выдаются для однократного посещения объекта и действительны только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. При групповом посещении разовый пропуск выписывается на руководителя группы с указанием количества следующих с ним лиц и приложением поименного списка).
В нерабочие дни (нерабочее время) допуск лиц на территорию объекта производится только по письменному разрешению его руководителя или уполномоченных им на это работников.
При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных событиях специальный транспорт с персоналом, а также аварийные бригады пропускаются на территорию беспрепятственно. Контроль при выезде указанного транспорта и выходе персонала и аварийных бригад производится в порядке, установленном руководителем объекта по согласованию с отделом охраны.
На территорию охраняемого объекта без пропусков по предъявлению служебного удостоверения пропускаются лица, которым такое право предоставлено действующим законодательством и собственником.
При пропуске транспортных средств через контрольно – пропускной пункт работники охраны проверяют соответствие вывозимых (ввозимых) грузов данным сопроводительных документов согласно условиям договоров (по наименованию, количеству, весу и т.п.) и тщательно осматривают транспортное средство на предмет выявления возможного укрытия похищенной продукции, а при пропуске опломбированных (опечатанных) грузов сверяют пломбы (печати) с указанными в накладных. Товарно – транспортные накладные регистрируются в книге учёта (отдельно на ввозимые и вывозимые грузы) в строгом соответствии с порядком их поступления. Для прохождения контроля транспортное средство устанавливается напротив эстакады (смотровой площадки). При необходимости администрация представляет охране схемы размещения грузов. При выявлении несоответствия наименования или количества транспортируемого груза данным сопроводительных документов, транспортное средство и сопровождающие груз лица задерживаются; с участием представителей администрации проводится контрольная проверка и составляется акт (произвольной формы), который регистрируется в книге учёта досмотров и правонарушений. Акт вместе с товарно – транспортной накладной под роспись передаётся руководителю объекта для принятия мер. В случае установления контрольной проверкой факта хищения материальных ценностей, старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны немедленно докладывается в отдел охраны, орган внутренних дел и в установленном порядке составляется протокол. Производится регистрация в книге учёта досмотров и правонарушений. Похищенное изымается, сдаётся по накладной представителю администрации объекта и хранится до принятия в установленном порядке решения. Протокол с прилагаемыми сопроводительными документами на груз и накладной в течение суток направляется в территориальный орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с законодательством.
Обнаруженные охраной, подготовленные к хищению материальные ценности, на территории объекта регистрируются в книге учёта досмотров и правонарушений и сдаются по накладной материально ответственным лицам в порядке, установленном администрацией объекта.
Вопрос №3. Понятие технической укреплённости объекта. Наиболее уязвимые места охраняемых объектов. Требования, предъявляемые к технической укреплённости объекта. Основание, периодичность и порядок проведения обследования охраняемых объектов. Виды обследований.
Инженерно-техническая укрепленность объекта: совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Важно учитывать основные способы проникновения преступников на охраняемые объекты.
Статистика свидетельствует, что в 40% случаев краж имели место разбития окон, витрин; в 31% - взлом дверей замков, подбор ключей; в 15% - пролом потолка, стены; в 14% - укрытие на объекте перед закрытием, проникновение через люки, вентиляционные отверстия. В 54% случаев кражи совершаются из торговых залов охраняемых объектов, в 25% - из складских и подсобных помещений, в 7% - из витрин магазинов, в 7% - из металлических ящиков и сейфов. Около 40% общего числа краж связано с такими недостатками в работе ПЦО по внедрению технических средств охраны и их эксплуатационному обслуживанию, как неисправность сигнализации и недоблокировка уязвимых мест объектов.
Анализ краж, совершённых в обход сигнализации, позволяет назвать наиболее характерные, как правило, не выявлявшиеся в ходе периодических обследований места проникновения на охраняемые объекты. Это: дощатые потолки, лифтовые шахты, вентиляционные и коммуникационные вводы, технические коридоры и подвалы, неохраняемые прилегающие помещения.
Одним из факторов, определяющих надежность охраны объектов, материальные ценности которых размещаются в отдельных зданиях, строениях, сооружениях или помещениях, является наличие на охраняемом объекте физических барьеров (решетки, замки, засовы, задвижки на окнах и дверях, специальным образом укрепленные двери, стены, полы, потолки и т.п.) на пути возможного движения нарушителя. Такие барьеры, помимо функций физического препятствия, выполняют функции и психологического препятствия, предупреждающего возможность проникновения нарушителя на охраняемый объект. Физические барьеры увеличивают время, необходимое нарушителю для их преодоления, что делает более вероятной возможность его задержания, особенно если эти барьеры используются в сочетании с техническими средствами охранной сигнализации.
Другим важным фактором, определяющим уровень надежности охраны объекта, оборудованного техническими средствами, является структура комплекса охранной сигнализации.
Она определяется необходимым:
1. Количеством рубежей охраны,
2. Количеством охраняемых зон,
3. Количеством шлейфов сигнализации в каждом рубеже.
Для решения вопроса об организации охраны объектов силами нарядов полиции вневедомственной охраны, соответствующие подразделение вневедомственной охраны принимает от заказчика заявление о заключении договора на охрану.
Руководством подразделения вневедомственной охраны, наделенным правом заключения договоров на охрану объектов, организуется в установленном порядке рассмотрение заявления на оказание услуг и сбор необходимых правоустанавливающих документов заказчика.
После рассмотрения заявления и сбора документов, организуется и проводится обследование объекта с составлением акта
С учетом результатов обследования объекта разрабатываются и прилагаются к договору: перечень объектов принимаемых под охрану, дислокация постов и маршрутов патрулирования, расчет численности сотрудников полиции вневедомственной охраны и стоимости их содержания, инструкция об организации охраны объекта (имущества), план-схема объекта с нанесенной границей занимаемой территории, обозначением зданий и сооружений, режимных зон, постов охраны (поэтажный план для квартир), список оборудования средствами технической охраны (схема блокировки с указанием рубежей защиты и типов применяемых приборов).
На основании рассмотрения заявления физического или юридического лица, результатов изучения документации на объекты и (или) имущество, подлежащие принятию под охрану, акта обследования, заключается договор на охрану объекта и (или) имущество с составлением акта выставления (снятия) поста полицейской охраны и формируется наблюдательное дело.