Состояние приборов системы питания оказывает влияние на мощность, расход топлива, пусковые качества, устойчивость работы двигателя на холостом ходу, а также динамичность автомобиля. От качества горючей смеси (степени перемешивания и соотношения топлива с воздухом, чистоты топлива и воздуха) зависит степень изнашивания деталей двигателя и топливной аппаратуры. Чистота и исправность воздухоочистителя и впускного трубопровода влияют на наполнение цилиндров и качество горючей смеси. При уменьшении давления впрыска топлива в цилиндры ухудшается пуск, снижается мощность двигателя и увеличивается дымность отработавших газов.
Для обеспечения максимальной мощности на каждом режиме работы двигателя при минимальном расходе топлива необходим оптимальный качественный состав горючей смеси, который обеспечивается исправной работой всех элементов системы питания.
Объектами диагностирования системы питания дизельных двигателей являются воздухоочистители, топливные фильтры, топливные насосы, форсунки, при этом проверяется герметичность всех элементов этой системы.
Теоретическая часть
Устройство форсунок
Для впрыскивания и распыливания топлива, а также для распределения его частиц по объему камеры сгорания служит форсунка. Основным конструктивным элементом форсунки является распылитель, имеющий: одно или несколько выходных (сопловых) отверстий, формирующих факел впрыскиваемого топлива. Существуют форсунки закрытого и открытого типов. В четырехтактных дизелях применяют форсунки закрытого типа, сопловые (распыливающие) отверстия которых закрываются запорной иглой, поэтому внутренняя полость в корпусе распылителей форсунок сообщается с камерой сгорания только в период впрыскивания топлива.
Работа форсунки.Из насоса высокого давления топливо подается к штуцеру 19 (рисунок 22, а) форсунки. Пройдя сетчатый фильтр 18, топливо по наклонному каналу 22 в корпусе 6 поступает в кольцевую выточку, выполненную на торце распылителя. Из кольцевой выточки топливо по трем боковым каналам 24 поступает в кольцевую полость 25 распылителя, расположенную под пояском утолщенной части иглы. Давление топлива передается на запорный конус и поясок утолщенной части иглы.
Сопловые отверстия распылителя открываются (рисунок 22, г) в тот момент, когда давление топлива под пояском утолщенной части и запорного конуса иглы 2 превышает давление пружины 7. При этом игла перемещается вверх и происходит впрыскивание топлива. В момент, когда, в секции насоса происходит отсечка подачи топлива, давление в топливопроводе падает и игла под действием пружины резко закрывает сопловые отверстия, что предотвращает подтекание топлива после завершения процесса впрыскивания.
Под действием высокого давления часть топлива через плунжерную пару распылителя просачивается в верхнюю часть форсунки, откуда оно отводится в бак через полый болт 15 и сливной топливопровод.
Рисунок 1 Форсунка дизеля ЯМЗ (а), типы распылителей (б и в) и схемы работы (г) форсунки
Проверка и регулировка форсунок.
Через одно ТО-2 форсунки необходимо снять с двигателя и проверить давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива. Лучше всего эту работу выполнять на приборе КИ-3333.
Давление начала подъема иглы должно составлять 20±0,8:МПа (200±8 кгс/см2). Для регулировки форсунки на это давление необходимо:
-отвернуть и снять колпак форсунки;
-отпустить контргайку регулировочного винта;
-с помощью рычага прибора медленно повышать давление топлива в полости форсунки и наблюдая за показаниями манометра, определить давление начала подъема иглы, при котором начинается впрыск топлива;
-установить при помощи регулировочного винта. Необходимое давление начала подъема иглы (при ввертывании винта давление повышается, при вывертывании понижается);
-завернуть контргайку регулировочного винта и снова проверить давление начала подъема иглы.