Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Построение функциональной блок-схемы принятия решений в подразделении



Схема принятия решений должна быть построена для того, чтобы обосновать состав решений, в подготовке которых принимает участие данное подразделение. Если все решения никак не связаны между собой, их можно готовить в любых разных подразделениях. Если решения взаимосвязаны (готовятся на основании одних и тех же документов), то эти связи можно проследить, построив блок-схему процесса принятия решений. Таким образом обосновать список решений, которые готовятся в данном подразделении, можно только построив функциональную блок-схему.

При построении функциональной блок-схемы используются следующие правила.

Указанные правила иллюстрирует рис. 3.

Рис. 3. Функциональная схема принятия управленческих решений в подразделении

Правило 1.Организационная процедура как элемент блок-схемы изображается в виде прямоугольника, в котором указывается ее наименование.

Правило2. Все действующие в данном подразделении организационные процедуры изображаются на листе бумаги в виде прямоугольников в порядке возрастания:

номера процедуры и стрелки указывают взаимосвязи процедур.

Правило 3.Если для реализации процедуры требуются документы из внешних организаций, то в блок-схеме стрелкой указываются место входа внешнего документа и его наименование или номер.

Правило 4.Если в результате реализации процедуры выявляются документы, отправляемые во внешнюю организацию, то в блок-схеме стрелкой указывается место выхода документа и его наименование или номер.

3. Построение схемы принятия решений в подразделении

Схема принятия решений представляет собой структурную «фотографию» всех процессов подготовки и принятия управленческих решений, которые осуществляются в данном подразделении. Для этого вычерчиваются горизонтальные линии в количестве, равном наименованию должностей данного подразделения по штатному расписанию. Каждая линия соответствует определенной должности. Так образуются уровни управления. Затем на эти уровни в порядке, указанном функциональной блок-схемой, наносятся схемы всех организационных процедур, действующих в подразделении. В данном случае таких процедур будет пять (столько, сколько вы выбрали для анализа), поэтому правомерно говорить о фрагменте схемы принятия решений.

Предположим, в подразделении согласно штатному расписанию существуют следующие должности:

1. Начальник отдела.

2. Заместитель начальника отдела.

3. Главный специалист.

4. Старший экономист.

5. Техник.

В порядке примера рассмотрим одну лишь процедуру: «Утверждение отчета о выполненной работе». Тогда фрагмент схемы принятия решений в подразделении может быть представлен следующим образом (рис. 4).

Рис. 4. Принятие решений в подразделении (фрагмент)

4. Анализ схемы принятия решений и разработка предложений по совершенствованию управления в подразделении

На заключительном этапе необходимо произвести неформальную оценку управленческих процессов в подразделении. Обосновать, кто и как готовит и утверждает конкретные управленческие решения, какие документы необходимы для подготовки каждого решения, каковы уровни их подготовки и уровни окончательного утверждения решений.

Можно говорить о степени загруженности сотрудников и при необходимости внести предложения по перераспределению обязанностей. Полученный фактологический материал позволяет судить о необходимости введения дополнительной штатной единицы, либо о ее сокращении. В итоге можно дать оценку эффективности функционирования подразделения, определить пути наилучшего достижения поставленных целей и грамотно использовать методы мотивации сотрудников.

Все предложения должны быть отражены в разработанном новом варианте схемы принятия решений и должностных инструкций.

В заключении хочется отметить следующее. Освоение и практическое использование данного подхода поможет вам стать настоящими менеджерами - исследователями своей организации, облегчит поиск путей и методов ее совершенствования и в итоге поможет добиться устойчивого конкурентного преимущества.

Авторы искренне желают вам успехов в столь важном и не менее интересном творчестве.

Тесты

Выберите правильные ответы:

1. Система управления — это:

1. совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности;

2. совокупность взаимосвязанных элементов в пространстве;

3. субъект управления организацией, имеющей иерархическое строение.

2. Системный анализ - это:

1. конструктивное направление исследования процессов управления;

2. совокупность методов и моделей, направленных на решение задач исследования организации;

3. методы изучения задач системы управления.

3. Комплексное исследование систем управления предполагает:

1. изучение условий и факторов деятельности системы;

2. изучение механизма функционирования системы;

3. изучение схемы управления системы.

4. Исследование систем управления как систем принятия решений осуществляется:

1. параметрическим исследованием;

2. экспертным методом;

3. организационным моделированием;

4. факторным анализом.

5. Глобальная цель функционирования - это:

1. цель всей организации;

2. цель отдельного структурного подразделения;

3. цель отдельного руководителя.

6. Критический путь сетевой модели — это:

1. самый длинный путь;

2. самый короткий путь.

7. Эффективность управления - это:

1. одни из итоговых характеристик управления;

2. соотношение результата управленческой деятельности и затраченных ресурсов;

3. показатель деятельности отдельных исполнителей и руководителей.

8. Исследование организационных структур предполагает:

1. исследование функционального разделения труда;

2. исследование технологии принятия управленческих решений;

3. исследование состава и численности структурных подразделений на каждом уровне управления.

9. Проектирование систем управления осуществляется с целью:

1. анализа систем управления;

2. оптимизации систем управления;

3. изменения штатного расписания.

10. Проектирование управленческих решений необходимо в связи с:

1. совершенствованием организационной технологии;

2. исследованием целей организации;

3. мотивацией сотрудников.

Список литературы

1. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: Политехника, 1991.

3. Валуев С.А; Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ.1995.

5. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика,1993.

6. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: «ДеКА», 2000.

7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. — М.: «ДеКА, 1996.

8. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 1998.

9. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10. Po манов А.И. и др. Маркетинг. - М.: Банки и маркетинг, ЮНИТИ, 1995.

11. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1996.

12. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 1997.

13. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1998.

14. Смолким A . M . Менеджмент: основы организации. — М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 1999.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.