Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальный строй и религия восточных славян



План

Введение............................................................................................................... 3

1 Происхождение славян..................................................................................... 4

2 Социальный строй и религия восточных славян............................................ 6

3 Развитие хозяйственных отношений, сельского хозяйства, торговли и ремесел у древних славян................................................................................................................... 9

4 Быт славян....................................................................................................... 14

5 Соседи восточных славян и проблема взаимовлияния................................. 20

Заключение........................................................................................................ 24

Список используемых источников и литературы............................................ 26

 


Введение

 

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения. История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность.

В VI в. славяне включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север - по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и “давлением” других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши.

Цель работы - исследовать процесс появления восточных славян в древности, их быт и верование.

В задачи контрольной работы входило рассмотрение следующих вопросов:

- Происхождение восточных славян.

- Описание древних славян.

- Быт и верование.


Происхождение славян

 

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия до н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов. Венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо - Западной Украины.

В эпоху Великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне. Особенности земледельческого хозяйства заставляли славян колонизовать обширные территории. Славяне продвигались и селились вдоль больших рек, служивших в ту пору транспортными артериями. Местное население (иранское, балтское, угро-финское) легко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путём. Особыми были отношения славян с кочевыми народами. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибли как обры" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V - VI вв. н. э.


Социальный строй и религия восточных славян

 

Многочисленные племена славян во II--VI вв. н. э. занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы. Писатели VI в. (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег и др.) называют восточную ветвь славян антами, отмечая, что “племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе”, “издревле живут в народоправстве (демократии)”, отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами. В среде самих славян-антов шел процесс имущественного расслоения, обогащения родоплеменной верхушки, деления власти “вождей” и “князей”.

Первые упоминания об антах относятся ко времени их борьбы с готами, которые в начале нашей эры пробивались через Полесье и Волынь в Причерноморье. По рассказу историка готов Иордана, после смерти готского вождя Германариха (Ерманариха), в конце 70-х или начале 80-х гг. IV в., остготский вождь Бинитар (Витимир), подвластный гуннам, напал на антов, вторгшись в их страну. В первом же столкновении с антами он потерпел поражение, но затем сумел захватить антского вождя Божа с сыновьями и 70 “старшими вельможами” и распял их, но через год был разгромлен гуннским вождем Баламбером (Валамиром) и убит. Держава Германариха была сметена гуннской волной. Опустошительное вторжение гуннов в Восточную Европу и продвижение их дальше, на запад, в Центральную Европу, не могли не отразиться на антах.

В этот период складываются племенные союзы славян юго-западных земель Восточной Европы. В конце VI и начале VII в. на Волыни, в Верхнем Поднестровье и Побужье под главенством сильного племени волынян и их царя Маджака возникает более прочное политическое образование, которое историки называют “державой волынян”.

“Держава волынян” была разгромлена кочевыми племенами аваров. Память об этом событии сохранилась в рассказе летописца, об “обрах” (аварах), которые на время покорили себе дулебов (волынян). Видимо, подобного рода политическое образование имело место и в Среднем Приднепровье. Наша летопись приводит древнее народное сказание о Кие, основателе Киева, который княжил “в роде своем”, о его поездках в Византию и стремлении обосноваться на Дунае. Такого рода предприятия под силу только более прочным объединениям, чем обычные союзы племен.

После падения Рима его преемником и наследником выступила Восточно-Римская, Византийская империя. Византийская правящая знать стремилась сохранить рабовладельческие отношения, используя для этого и военную мощь империи, и христианскую церковь.

Византия рассматривала славян как резервуар для пополнения контингента рабов и наемных воинов, как объект для грабительской торговли. Славяне же, продвигаясь на юг, к богатым городам и плодородным землям, естественно, стремились овладеть ими и противились стремлению Византии подчинить их своему влиянию.

В VI-VIII вв. славяне заселили заэльбские земли, кое-где дойдя до Рейна, а на востоке они вышли к верховьям Дона и Оки, в междуречье Волги и Оки, к берегам Ладожского озера, Неве и Нарове. Сталкиваясь с кельтами, германцами, балтийцами, финно-уграми, они смешивались и частью ассимилировали их. Многочисленные славянские племена начали складываться в народности и вступали на путь формирования феодальных отношений, на путь образования государств. Во второй половине I тысячелетия н. э., они занимали обширные пространства Восточной Европы. О расселении восточнославянских племен сообщает древнерусская летопись “Повесть временных лет”.

В верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали кривичи расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших течение реки Полоты, носила название полочан. В области Волхова и Ильменя жили словене, в Полесье, между "Припятью и Березиной, - дреговичи, между Сожем и Ипутью - радимичи. По Десне, Сейму и Суле тянулись земли северы, или северян; в верховьях Оки, расселяясь вниз по ее течению, жили вятичи; по обоим берегам Среднего Днепра, у Киева, обитали поляне. По рекам Тетереву и Ужу лежала земля древлян; на Волыни жили дулебы (бужанё, или волыняне), по склонам Карпатских гор - хорваты, а от Побужья и низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.

Некоторые из этих племен представляли собой племенные союзы (кривичи, вятичи и др.), другие - территориальные объединения (полочане, бужане, или волыняне). К IX в. собственно племенной строй у восточных славян был уже изжит, и под названием племен в “Повести временных лет” выступают более или менее сложные этнические объединения.

В славянской традиции практиковалось трупосожжение и с прахом поступали по разному - от простого рассыпания (в традиции балтийских славян) до захоронения в ямке и наиболее “концентрированого” собирания кальцированных костей в урну. Типологически (и генетически) сходные погребальные обычаи германцев, балтов и славян способствовали процессам этнокультурного синтеза уже в языческую эпоху.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.