Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правление первых Романовых. Церковная реформа патриарха Никона.



 

В феврале 1613 г. в Москве был созван Земский собор, где был избран новым царем представитель старинного московского боярского рода – Михаил Федорович Романов.

М.Ф. Романов правил 32 года (1613–1645 гг.). Большое влияние на его государственную политику оказал отец царя – Филарет, ставший патриархом. Он фактически вместе с сыном управлял и государством, и Русской церковью.

Алексей Михайлович (1645–1676 гг.) – сын Михаила – занял российский трон после его смерти, вошел в историю под именем Алексея Тишайшего.

В годы правления первых Романовых складывается сословно-представительная монархия – особая структура российской государственности:

1) привилегированное положение в государстве занимала родовитая боярская аристократия, верхушка которой вошла в Боярскую думу, высший правительственный орган сословно-представительной монархии. Со временем в Боярской думе начали появляться представители и неродовых фамилий – дворян, которые занимали высокие государственные посты по своим личным заслугам. Значение Боярской думы в дальнейшем падало;

2) вместе с Боярской думой при первых Романовых функционировала Ближняя, или Тайная, дума, которая состояла из узкого круга доверенных лиц царя;

3) в структуре сословно-представительной монархии важную роль играл Земский собор, представительный орган дворян, бояр, духовенства и торговой верхушки посада. В период правления Михаила Романова земские соборы заседали регулярно. По мере усиления самодержавия цари все реже и реже прибегали к помощи земских соборов. Отмирание земских соборов как органов сословного представительства являлось шагом на пути превращения сословно-представительной монархии в абсолютизм.

К числу политических новшеств относят принятие Земским собором в 1649 г. Соборного уложения, нового законодательного кодекса. В нем впервые в истории русского права было применено структурирование законов по тематическому принципу. Сослов-но-представительная монархия опиралась на развитый аппарат управления. В 1682 г. по указу царя Федора II Алексеевича (1676–1682 гг.) было отменено местничество (исключительное право занимать должности по знатности происхождения). Это укрепило политические позиции дворян.

Церковная реформа Никона:

Смута XVII в. выразилась в идеологическом кризисе, который внешне проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658 гг.). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум.

Никон - умный, властный и честолюбивый человек – фактически притязал на роль правителя страны. Патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку.

Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.

Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества – сложного, противоречивого феномена в жизни русского общества, которое отражало не только различные идейные воззрения, но и социальные интересы.

Суть церковной реформы:

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству.

Последствия церковного раскола:

1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;

2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;

3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;

4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.