Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

на территории Нижнеслободской волости в 1918 – 1926 гг



Грандиозные перемены в системе школьного образования принесли события 1917-1918 гг. Все изменения в стране неизменно привели к новшествам в образовании. 28 января 1918 года издан декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Это привело к тому, что резко сокращается количество детей, посещающих школу. Данные по школам Кадниковского уезда говорят о том, что некоторые родители просто не отпускали детей на уроки, так как не преподавался Закон Божий и из школы вынесли все иконы.

В Циркуляре Народного Комиссариата по народному просвещению от 20 января 1919 года говорилось: «Обучение в школе 1-й и 2-й ступени является бесплатным и падает на средства республики». Но у Правительства республики не было средств для дальнейшего развития системы образования.

В 1918 году в Кадникове был создан Временный Уездный Комитет по Народному Просвещению. Он должен был на местах решать задачи, поставленные правительством новой страны. Летом 1918 года на заседании Уездного Комитета были утверждены на должность учителей по Нижеслободской волости А. В. Пинаева и Е. С. Молоковская (по Нижеслободскому 1-му земскому училищу), Зубовская (по Нижеслободскому 2-му училищу), Л. А. Брянцева (по Нижеслободскому 3-му училищу) и С. А. Образцова (по Нижеслободскому 4-му училищу)[13]. На заседании Комитета обсуждалась кандидатура каждой учительницы. Например, по вопросу о назначении Образцовой даже были разногласия, так как местное население относилось к ней неодобрительно, считая, что она «тратит много учебного времени на исправление домашних дел». Поэтому было решено назначить её учительницей, но сделать ещё раз запрос на волостной совет о желательности её кандидатуры. На основании вышеизложенных данных мы видим, что в первые годы Советской власти практически сохраняется прежняя сеть школ в сельской местности. Но начавшаяся Гражданская война, нестабильная экономическая ситуация, отсутствие средств в бюджетах всех уровней привели к катастрофическому развалу существовавшей до революции системы образования. В 1922 году решено было перевести все нужды школы на местный бюджет. Но как отмечает С. И Дегтев в своей работе «Школьное дело в деревне 20-х гг.» «в 1922-1923 гг. местный бюджет представлял собой едва ли не нулевую величину»[17]. Слабость материальной базы, нежелание крестьян самооблагаться в пользу школы привели к тому, что массово закрылись многие учебные заведения, не хватало книг, учебников, школьных принадлежностей и т. д. Угрожающая ситуация складывалась и с учительскими кадрами. Квартирохозяева училищ требовали повышения арендной платы за помещения, предоставляемые под училища, повышение платы за отопление и освещение[12]. Ситуация требовала немедленного решения назревших проблем. 1 августа 1924 года коллегия наркомата просвещения РСФСР принимает постановление «О решительном уклоне всей работы ГЛАВСОЦВОСА в сторону обслуживания деревни» [17]. Если учесть тот факт, что в Вологодской губернии 97 % школ были сельскими, то это постановление напрямую касалось именно их. Стабилизация экономического положения позволила приступить к восстановлению школ 1-й ступени. Завершение восстановительного периода школьного образования относят к 1926-1927 гг. [17]. Этот факт очень заметен по отчёту о работе школ Верхне-Кубинской волости за 1925-26. В связи с некоторыми территориальными изменениями волостей (переносом границ и изменениями названий) на территории бывшей Нижнеслободской волости в 1925-1926 гг. находилось 11 школ первой ступени, в том числе 1-я и 2-я Ембские школы, которые до начала революционных перемен относились к Ёмбской волости (ныне сельское поселение Мишутинское) (приложение 7).

Отчёт заведующего Нижнеслободской опорной школы 1-й ступени Сюрина за 1925-1926 гг. подробно повествует о проблемах и задачах школьного образования в конце первой четверти XX века. Он отмечает, что в школьном округе 15 деревень, 2 из которых находятся от школы на расстоянии четырёх-пяти вёрст. Население района – крестьяне. В школе обучается 110 человек. Крестьянских детей 106: 1 из батрацкой семьи, 15 – из зажиточных, 39- из середняков, 51 – из бедняцких семей. Детей служащих – 2 человека, прочих – 2. Школа находилась при Мужевском погосте, в собственном здании, но лишь приспособленном, поэтому не отвечающем требованиям современной школы. На одного ребёнка приходилось по 1, 57 куб. метров площади. В школе наблюдается острый недостаток мебели. На 110 учащихся имелось только 15 трёхместных парт[14] Неблагополучно дело обстояло и с учебными пособиями. На класс приходился один Букварь, поэтому использовали газетные материалы и книги для внеклассного чтения. Большой недостаток школа испытывала в письменных принадлежностях. На свои средства школьники покупали только карандаши, да и те были не у всех[15]. При этом заведующий школой отмечает, что отношение местного населения к школе хорошее. В начале учебного года на родительском собрании было постановлено взять отопление школы натурой, то есть каждому родителю привезти по возу дров, а безлошадникам разделать эти дрова. Деньги, отпущенные на отопление, договорились использовать на организацию школьного кооператива.

Школа являлась проводником государственной идеологии. Она занималась организацией революционных праздников, ставила спектакли, организовывала выставки и доклады для населения. Для школьного сообщества выписывали несколько центральных газет и журнал «Барабан». Отмечается, что «дети настолько заинтересованы жизнью за рубежом, что для этого по понедельникам отводится 1,5 – 2 часа на политическую информацию. Ученики всем интересуются и задают такие вопросы, что иногда приходится отвечать только на следующий день». При этом прежние традиции и устои в деревне, конечно, ещё были сильны. По церковным праздникам, как следует из отчёта, не все родители отпускали детей в школу[16].

В 1926 году Нижнеслободскую опорную школу 1-й ступени переименовали в Верхне-Кубинскую школу крестьянской молодёжи и отдали для обучения детей большое, просторное двухэтажное здание, которое было построено местным земством в 1916 году в деревне Халдынка и до 1926 года являлось фельдшерским пунктом (приложение 8). Это красивое здание на берегу речки Талица на долгие годы станет родным для сотен выпускников Верхне-Кубинской средней школы.


Заключение

В своём исследовании мне удалось восстановить картину формирования системы образования на территории Нижнеслободской волости Кадниковского уезда. Исходя из собранных материалов, становится понятно, что история Верхне-Кубинской средней школы насчитывает уже почти 140 лет. За это время она прошла долгий путь от системы земского образования и советской централизованной системы обучения и воспитания до современной модернизации образования начала XXI века. Вся история школы прочно связана с изменениями, происходящими в России и за её пределами. Успехи и проблемы системы народного образования в волости напрямую связаны с политическими и экономическими задачами страны. Я надеюсь, что мне удастся полностью восстановить славную историю Верхне-Кубинской школы, продолжив исследовательскую деятельность поиском и описанием информации с 1930-х по 2014 гг.


Словарь

1. Верста – русская единица измерения расстояния, что соответствует нынешним 1 066,8 метрам

2. Главсоцвос - Главное управление социального воспитания и политехнического образования, учреждено в составе Наркомпроса РСФСР в 1921. Г. руководил дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, социально-правовой охраной детей…

3. Зе́мства — выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 года

4. Наркомпрос –народный комиссариат просвещения — государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

5. Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц

6. Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — начальные школы при церковных приходах.

7. ШКМ – школа крестьянской молодёжи - тип сельской общеобразовательной школы в СССР в 1923—30 в составе 5 — 7-х классов (дневной и вечерней). Наряду с общим образованием давала основы агрономических знаний, вела производственное обучение на базе с.-х. производства. В 1930 переименована в школу колхозной молодёжи


Источники

1. ГАВО Ф 34 оп.1 д.1096, л.76

2. Там же л.77

3. Там же л. 78

4. Там же л.79

5. Там же л.80.

6. Там же, л. 81

7. Там же, л.83

8. ГАВО Ф. 34, оп.1 ед.хр..2137, л.33

9. ГАВО Ф 34. оп.1 ед.хр..2139, л.24

10. ГАВО Ф 34 оп.1 ед.хр..2582, л.23

11. ГАВО Ф 34, оп.1 ед. хр. 3118, л.26

12. ГАВО Ф 50, оп.1 д. 1004

13. ГАВО Ф 349,оп.1 д. 5, л.17

14. ГАВО Ф 349 оп.1 ед.хр.882, л.1.

15. Там же л.2

16. Там же л.5

17. Дегтев С. И. Школьное дело в деревне 20-х гг.: состояние и логика перемен.//Крестьянское хозяйство: история и современность. Материалы к Всероссийской научной конференции. Вологда, октябрь 1992/ Институт Российской истории РАН – Вологда, ВГПИ, 1992, с .200-202

18. Коновалов Ф. Я. Начальная школа на европейском севере в конце 19-начале 20 века./Развитие школы и педагогической мысли на Вологодчине. Межвузовский сборник научных трудов, Вологда 1993 год

19. Обзор учебного дела по Вологодской губернии за 1879 год//Вологодский календарь на 1881 год//изд. Вологодская Губернская Типография, Сост. В. Полиектов, 1880 г.

20. Отчёт о занятиях учителей и учительниц Кадниковского уезда на съезде, бывшем в г. Кадникове в первой половине сентября 1884 года. Вологда. Тип.Вологодского Губернского Правления, 1885 г. – 47 с.

21. Просвирина Г. И. Грамотность крестьян Вологодской губернии в конце 19 – начале 20 века как фактор развития крестьянского хозяйства.//Вклад северного крестьянства в развитие материальной и духовной культуры: Тезисы годичного собрания проблемного объединения и Северного отделения Археографической комиссии: Вологда, 2-3 марта 1981 года/ Редкол.Колесников П. А.и др. – Вологда. Вологодский Государственный Педагогический Институт, 1980 г. – с. 44-45.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.