Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика эпохи Возрождения.



16-17 вв. – позднее средневековье, эпоха Возрождения (Ренессанс, Реформация), ибо происходит возрождение научно-культурного наследия античности.

· Гуманизм эпохи Возрождения проявляется развитием клинического метода в медицине, щадящей хирургией, обращение к ч-ку – Сократ «Познай самого себя», изучение строения и функционирование организма. Появление научной анатомии и физиологии.

В 1490г. – открыт первый анатомический театр (на вскрытия собиралась общественность как на представления).

· Возрослочисло университетов – около 50 в Европе к концу 15 века. В Падуанском, Лейденском университетах превалировал научный опыт познания. В Сорбонне – сохранилась схоластика.

· В 1456г. выходит первая медицинская печатная книга.

· Развивается астрономия и география. В к. 15 в. Америго Веспучи открыл Америку. Проложен морской путь в Индию; Магелан – кругосветное путешествие. Рост городов и производства толкал на поиск рынка сбыта нового сырья. В Европу «пришел» картофель, кукуруза, каучук, какао, опий, табак, женьшень, чай, томаты, клубника и др. ср-ва, кот. нашли применение в медицине.

В 1543г. Н. Коперник – доктор медицины, польский ученый, врач издает книгу «О круговращении небесных сфер», в кот. сформировал гелиоцентрическую теорию вселенной.

· Развиваетсямануфактурное производство → промышленная патология.

· Первые санитарно-статистические исследования (Лондон), Уильям Пети (рождаемость, смертность) → охрана здоровья населения.

· 1640г. первая Буржуазная английская революция → новые соц. слои населения.

 

Утверждению опытного метода в медицине способствовало:

Возникновение ятрохимического и ятрофизического направлений.

Сильные стороны:

1) способствовали к утверждению опытного метода в медицине;

2) сделаны открытия, характеризующие деятельность организма.

Слабые стороны:

1) механистически подходили к объяснению процессов в организме;

2) сохраняется представление о высшем начале.

Более сильные позиции ЯТРОФИЗИКОВ, т.к. сильна была физика, как наука (И. Ньютон – законы гидродинамики; Паскаль – закон гидростатики).

Представители ятрофизики: Андреас Везалий, Герман Бургав, Рене Декарт, Санторио. Они объясняли жизненные пр-ссы опираясь только на законы физики. Сердце – насос, сосуды – трубы, суставы – шарниры.

ЯТРОХИМИЯ – более слабая, т.к. только выходила из алхимии и еще становилась наукой. Они объясняли жизненные пр-ссы с точки зрения химии. Пищеварение – хим. пр-сс. Мозг вырабатывает мысль, как химическое в-во.

Парацельс (Швейцария) – Теофраст Бомбаст фон Гогенхейн. Он учил «Теория врача – есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». В основе медицины лежат: химия, философия, благодетельность, астрология. Требовал от учеников работы в хим. лабораториях, объяснял жизнедеятельность орг-ма с позиции 3-х начал: сера – начало сгораемости, ртуть – то, что улетучится не сгорая, соль – то, что остается от сгорания. Ввел: хим. исследование мочи с диагностич. целью; понятие дозы, основоположник фармацевтической науки. «Все есть яд и ничего не лишено ядовитости и одна только доза делает яд неядовитым». Не отделял хирургию от медицины;

Ван Гельмонт – ятрохимик, описал желудочный сок, ввел понятие ферментов, считал все пр-ссы в орг-ме ферментативными, открыл углекислоту.

Фрэнсис Бэкон – лорд-канцлер (хранитель печати), философ, не был медиком, ятрофизик.

- наука должна быть деятельной, должна увеличивать могущество ч-ка;

- ставил задачи перед медициной: искоренение болезней, сохр. здоровья, продление жизни за счет предупреждение изнашивания орг-ма и заменены изношенного;

- стоял на позициях единства этиотропного и симптоматичного лечения;

- был против сложности лекарств, состоящих из большого числа инрадиентов;

- считал, что должно быть единство сравнительной, описательной и патологической анатомии;

- говорил о необх-ти систематически и подробно вести записи в истории болезней;

- говорил о необх-ти создания комнат здоровья, для восстановления здоровья и физического совершенствования орг-ма;

- ввел понятие пищевых продуктов типа концентратов;

- говорил об научном изучении и использовании минеральных вод и источниках их получения;

- считал необходимым разработать эффективные ср-ва против боли.

Р. Декарт французский философ, ятрофизик. Он дуалист (существование тела и души).

- ввел понятие рефлекса, рефлекторной дуги, центробежных и центростремительных импульсов;

- предложил теорию зрения, боли, голода, жажды, памяти.

Говорил, что все процессы жизнедеятельности имеют рефлекторную природу, а мышление – является функцией души. Считал, что наука должна сделать людей господами, властелинами природы.

Микроскопирование – проявление ятрофизики.

1590г. братья Янсены, 1610г. Галилей – открыли микроскоп.

Родина микроскопа – Голландия, благодаря технике шлифовки стекол.

Антоний Ван Левенгукнесколько сот микроскоп, усовершенствовал зеркало. 1695г. – издал книгу «Таинство природы». Описал строение многих тканей, сперматозоиды, форменные элементы крови, делал зарисовки.

Ф. Рабле (французский врач, писатель). «Наука без совести, это проституирование души».

Развитие анатомии

Леонардо да Винчи (анатом, физиолог) – написал обобщенный труд по анатомии. Делал анатомич. зарисовки, гл. обр., в движении. Предложил первую классификацию м-ц. Правильно описал сердце (4 камеры), строение щит. жел.. Описал ф-мы и пропорции чел. тела (помещал тело в квадрат, треугольник, круг).

А. Везалийосновоположник научной анатомии (в 22 г. стал профессором). Не мог производить вскрытие, т.к. они были запрещены. Вскрывал недавно умерших людей из могил, на месте казни. В 1543 г. издал первый научный труд по анатомии «О строении человеческого тела» в 7 книгах. Нашел 200 ошибок в анатомии Галена. Издал анатомич. атлас. Изменяет преподавание анатомии, вводит секционные занятия, вскрытие на лекции. Разработал методику анатомич. исследования, включавший многократные вскрытия, сравнительный метод (вскрывал труппы животных и ч-ка, М и Ж и т.д.). Все анатомы Европы – ученики Везалия. Анатомические открытия Везалия способствовали развитию научной теории кровообращения.

Развитие физиологии

Уильям Гарвейанглийский врач. В 1609г. обратился в Королевское об-во с теорией кровообращения. В 1628г. издал труд «О движении сердца и крови у животных». Правильно описал систолу и диастолу. Сердце главный орган кровообращения. Созданию теории кровообр. способствовало: описание малого круга кровообр. (древнекитайские, арабские ученые, ученые эпохи Возрождения – М. Сервет, 1550); анатомич. открытия (например, Фабриций – венозные клапаны). У. Гарвей – один из основоположников эмбриологии (изучал развитие куриного эмбриона, системы кровообращения).

 

1661г. М. Мальпиги открыл капилляры. Замкнул круг кровообращ.. Один из основоп. гистологии, дал гистол. описание кожи, почек.

1622г. описаны лимфат. сосуды и открыта лимфат. система.

Санторио – ятрофизик и ятромеханик, основоположник биомоделирования. Первым применил экспериментально-механич. методы в медицине, исп. математич. расчеты. Сконструировал пульсиметр, измерил t тела водяным термоскопом (1714 г. ртутный термометр), предложил камеру для изучения основного обмена.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.