Дата введения в учебный процесс УлГУ: «01» сентября 2011г.
Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании кафедры :
Протокол №___ от_____________________20__г.
Сведения о разработчиках:
ФИО
Аббревиатура кафедры
Ученая степень, звание
Возженникова Г.В.
ОЗЗ
К.м.н., доцент
Исаева И.Н.
ОЗЗ
К.м.н.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой
__________/Горбунов В.И./
____________20__г.
Цели и задачи изучения дисциплины.
Цельюдисциплины “История медицины” является изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
Задачидисциплины “История медицины”
· Научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения
· Показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени
· Раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества
· Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара
· Ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности
· Прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования
· Воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма
· Расширять общий научный и культурный кругозор учащихся
2. Требования к уровню освоения дисциплины:
Изучение дисциплины направлено на освоение следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
· Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства, знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3)
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
· знать:
- отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время);
- достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;
- вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности в истории человечества.
· уметь:
- анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
- понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;
- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;
- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения
· владеть:
- навыками составления литературного обзора по выбранной теме реферативного сообщения.
- навыками доклада реферата аудитории и ответов на вопросы
- навыками оформления реферата согласно требованиям
Объем дисциплины.
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Количество часов (форма обучения __очная_________________)
Всего по плану
В т.ч. по семестрам
Аудиторные занятия:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Всего часов по дисциплине
Текущий контроль
Защита рефератов
Защита рефератов
Курсовая работа
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет)
зачет
зачет
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:
Форма обучения _______очная______________________________
Название и разделов и тем
Всего
Виды учебных занятий
Аудиторные занятия
Самостоя-тельная работа
лекции
Практические занятия
Семинар
1. История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.
2. Врачевание в странах Древнего Востока
3. Медицина в странах Древнего Средиземноморья
4. Медицина периодов раннего (V-X вв.) и развитого (XI-XV вв.) средневековья
5. Медицина периода позднего средневековья (XV-XVII вв.)
6. Медицина нового времени (1640-1918 гг.) – медико-биологические дисциплины
7. Медицина нового времени (1640-1918 гг.) – развитие клинической медицины (терапия, хирургия), гигиены и общественной медицины
8. Медицина новейшего времени: здравоохранение и медицина в России
9. Медицина новейшего времени: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения
10. Нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними наук
11. История медицины Ульяновской области.
12. Врачебная этика в современном мире. Врачебная «Клятва». Биоэтика.
Итого
-
Содержание курса
Тема 1. История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе
Содержание темы:
Определение истории медицины. История медицины как наука и как часть общей истории культуры. Ее связь с естествознанием, философией, техникой, общей теорией человеческого общества. Источники изучения истории медицины. Возникновение врачевания в первобытном обществе, зарождение народной медицины, накопление знаний о лечебных средствах. Формирование представлений о болезни.
Тема 2. Врачевание в странах Древнего Востока
Содержание темы:
Характеристика эпохи. Общие черты развития врачевания в странах древнего мира. Источники информации о врачевании. Врачевание в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия). Мифология и врачевание. Развитие медицинских знаний и врачевания в древнем Египте. Врачевание в древней Индии. История Санитарное дело периода Харапской цивилизации. Врачевание в ведийский период. Врачевание классического периода. История врачевания в Древнем Китае. Философские основы Китайской медицины. Традиционная китайская медицина.
Тема 3. Медицина в странах Древнего Средиземноморья
Содержание темы:
Врачевание в древней Греции. История. Философские основы древнегреческой медицины. Врачебные школы. Гиппократ. "Гиппократов сборник". Врачебная этика в древней Греции. Медицина в древнем Риме, ее философские основы. Санитарное дело. Начало организации медицинского дела. Становление военной медицины. Развитие медицинских знаний. Гален: его учение и галенизм.