По данным ВЦИОМ, сегодня 60% россиян не интересуются политикой. А среди молодежи таковых ещё больше - 68%. В ходе другого опроса, организованного Левада-центром совместно с Центром ЕС-Россия, 94% наших соотечественников заявили: то, что сегодня происходит в России, ни в коей мере от них лично не зависит или зависит в крайне малой степени. Причину этого некоторые аналитики видят в том, что так и не был создан действенный механизм сдержек и противовесов, который бы не позволял одной из властных ветвей главенствовать над другими, инициировал заинтересованный общественный диалог, обеспечивал активное участие граждан в определении задач и путей построения нового государства. Изменения, сделанные в последние годы в избирательном законодательстве, ещё более отдаляют «низы» от «верхов». Это касается и отмены губернаторских выборов, и перехода к партийным спискам, и запрета избирателям отзывать депутатов, не оправдавших их доверия, и упразднения графы «против всех». Власть всё больше монополизирует систему управления государством, принимая на себя ответственность за принятие решений и отказывая в этом праве обществу.
Отказ от плюрализма мнений
Правозащитники и некоторые представители медиа-сообщества считают, что все последние годы в России шло активное наступление на независимые средства массовой информации. Число самостоятельных от государства или местных властей телекомпаний, радиостанций, газет резко сократилось. Общероссийский телеэфир фактически оказался в монопольном владении узкого круга лиц, которые и определяют вкусы и политические пристрастия населения. Всем надеждам, что телевидение вместе с другими СМИ станет «четвертой властью», подлинно независимой и отражающей весь спектр общественного мнения, иными словами - одним из противовесов в новой политической системе, пока не суждено было сбыться. «Свободной территорией» остается лишь Интернет. Хотя, как показывают недавние инициативы парламентариев, и будущее независимой российской сети тоже под вопросом.
Мероприятия внешней политики
АТЭС
В ноябре 2000 года Путин подписал Концепцию участия России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В Концепции подчеркивается необходимость сделать азиатско-тихоокеанское направление одним из приоритетных в российской внешней политике. Таким образом, АСЕАН как часть АТЭС получает важное место в российской внешней политике.
В октябре 2003 года Путин посетил саммит АТЭС в Бангкоке.
ШОС
В 2006 году Путин предложил создание «Энергетического клуба» ШОС для расширения взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере.
Страны
Иран
5 мая 2008 года Путин подписал указ о присоединении России к санкциям Совета Безопасности ООН против Ирана.
Китай
В 2006 году Путин подписал важное соглашение о поставках энергоносителей с Китаем.
КНДР
9 октября 2006 года КНДР провела испытание ядерного оружия, зафиксированное зарубежными наблюдателями. Путин осудил действия КНДР, наносящие, по его словам, огромный ущерб процессу нераспространения оружия массового уничтожения.
Турция
В августе 2009 года Путин и премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган подписали протокол о сотрудничестве в газовой сфере. Документ предусматривал предварительное согласие турецкой стороны на строительство в своих территориальных водах газопровода «Южный поток» (South Stream), являвшегося совместным проектом итальянской Ente Nazionale Idrocarburi (ENI) и «Газпрома», который должен был обеспечить поставки газа в Европу в обход Украины, Белоруссии и Польши. Кроме того, представителями двух стран был подписан и протокол о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, согласно которому в Турции будет построена первая в стране АЭС.
В 2000—2007 годах Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония,2000), в Генуе (Италия, 2001), Кананаскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Си-Айленде (США,2004), Глениглсе (Великобритания, 2005) Санкт-Петербурге (Россия, 2006) и Хайлигендамме (Германия, 2007). 6—8 сентября 2000 года Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в XXI веке») в Нью-Йорке. В июне 2001 года Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем Бушем (младшим) в столице Словении - Любляне.
В июне 2000 года Путин подписал Концепцию внешней политики. Согласно концепции, большое внимание должно уделяться экономической безопасности страны. Причем заниматься этим должен МИД. То, что в свое время в рамках МВЭС были созданы торговые представительства, этого недостаточно. Только МИД должен являться «абсолютным, безусловным координатором» всей внешнеполитической деятельности. В числе приоритетов ставится защита интересов российских соотечественников за рубежом, особенно в странах СНГ и Балтии. Россия должна создавать живущим за рубежом россиянам такие условия, чтобы они «были заинтересованы оставаться там». «Отличительной чертой новой концепции внешней политики по сравнению с предыдущим документом 1993 года стал ее „больший реализм“», — заявил глава МИД Игорь Иванов.
Суть внешней политики России в концентрированном виде изложена была Путиным в послании Федеральному собранию в апреле 2002 года. «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной… Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов — военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».
10 февраля 2007 года, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Путин с жесткостью раскритиковал внешнеполитический курс США и идею однополярного мироустройства. Путин, по собственному его выражению — без «излишнего политеса», указал присутствовавшим на мероприятии политикам и журналистам на рост напряженности в мире после падения СССР и назвал расширение НАТО и американскую программу создания ПРО факторами, дестабилизирующими международную безопасность.
13 июля 2007 года Путин подписал Указ о приостановлении Россией действия договора ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров.
7 мая 2012 года Путин подписал указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
В июле 2012 года Путин заявил, что углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ — «это сердцевина внешней политики России», а движущими силами интеграции являются Россия, Белоруссия и Казахстан, сформировавшие Таможенный союз (ТС) и приступившие к работе в формате Единого экономического пространства.
В марте 2014 года при участии Путина Крым был возвращён в состав России.
18 декабря 2000 года в ходе визита Путина в Канаду были приняты совместные заявления о сотрудничестве в сфере обеспечения стратегической стабильности в мире и о сотрудничестве по присоединению России к ВТО.
Впервые о необходимости создания газового аналога ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти) Путин заявил в 2002 году на встрече с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым.
В июле 2006 года Путин подписал федеральный закон «Об экспорте газа», согласно которому продавать топливо за границу может только компания-собственник единой системы газоснабжения.
В июне 2007 года состоялся саммит стран «Группы восьми». При обсуждении на саммите вопроса о Косово Путин отказался от уступок: Россия продолжала блокировать попытки Запада добиться независимости сербского края Косово. В ходе саммита-2007 наиболее активные попытки уговорить Путина пересмотреть российскую позицию в этом отношении предпринимал новый президент Франции Николя Саркози, но успеха ему добиться не удалось.
15 июня 2007 года Путин подписал федеральный закон о ратификации межправительственного соглашения о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас — Александруполис.
29 ноября 2007 года Путин подписал указ о преобразовании ФГУП «Рособоронэкспорт» в открытое акционерное среда (ОАО).
11 ноября 2008 года Путин назвал беспочвенными опасения зарубежных стран — потребителей по поводу соглашения о сотрудничестве между Россией, Ираном и Катаром при заключении экспортных контрактов на газ. По его словам, это сотрудничество не подразумевало создание картеля наподобие ОПЕК.
В январе 2009 года Путин, выступая на форуме в Давосе, рассказал о причинах мирового кризиса. По его словам, он начался «в результате низкого качества регулирования сложившейся финансовой системы». В числе его причин он называл «неоправданно раздутые аппетиты корпораций относительно постоянно растущего спроса и непропорциональное распределение генерируемого благосостояния» людей.
Говоря о мерах по борьбе с последствиями кризиса Путин предложил списать бизнесу долги и «плохие» активы. Он также отметил, что целесообразно было бы «способствовать объективному процессу появления в будущем нескольких сильных региональных валют».
30 июля 2009 года Путин, согласившись с предложением министерства энергетики, подписал распоряжение оформить отказ РФ присоединяться к Энергетической хартии (была подписана в 1991 году и имела декларативный характер).