Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Выдающиеся историки XIX века (4 часа)



Тематика и методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу историографии новой и новейшей истории

Студенту, изучающему курс историографии новой и новейшей истории.

Эта учебная дисциплина имеет исключительно важное значение для подготовки историка к научной и педагогической деятельности. Ее роль в формировании исторического мышления возрастает в современных условиях, когда студенты и учителя истории получили возможность не просто догматически пересказывать те или иные положения из учебников и книг, а проводить самостоятельный и критический анализ как трудов историков, так и событий прошлого в целом. Семинарские занятия по курсу историографии новой и новейшей истории развивают умение самостоятельно анализировать взгляды исследователей.

Существуют различные подходы к организации семинарских занятий по историографии. Некоторые из авторов считают, что "студенты могут выбрать определенную проблему, как правило, по разделу советской историографии и подготовить сообщение" (Новая и новейшая история. 1986. N 4. С. 174). Имеется и другой подход, когда указывается на необходимость изучения всеми студентами "трудов знаменитых историков прошлого и крупнейших современных авторов" (Новая и новейшая история. 1986. N 2. С. 167-168). Этот второй вариант представляется более целесообразным. Цель семинарских занятий по курсу историографии новой и новейшей истории состоит в том, чтобы студенты получили системное знание об основных тенденциях в развитии исторической науки, ознакомившись с теми произведениями, которые считаются ее наиболее крупными достижениями, а также получили опыт критического анализа исторических работ.

Студенту необходимо помнить о том, что научный критический анализ любого исторического исследования предполагает следующее:

- учитывать, когда и в каких исторических и социальных обстоятельствах была написана данная монография или другая работа; как повлияли на автора условия той страны и того времени, когда она создавалась;

- выяснить, на каких теоретических и методологических идеях построена концепция автора исследования;

- определить, каков круг и характер источников, привлеченных автором, какова методика их изучения; сумел ли историк использовать новые источники, что нового внесено им в изучение уже известных документов;

- объяснить выбор историком той или иной проблемы для исследования;

- показать, насколько достоверно изложены в книге факты, какие выводы автора научно обоснованы, а какие представляются ошибочными;

- сформулировать, в чем состоит научная новизна рассматриваемой работы, какое место она занимает в историографии.

Приведенная здесь условная схема может применяться, разумеется, не только для анализа отдельных монографий, но и для характеристики совокупности исторических исследований, в частности, в отношении целых исторических школ.

Тематика семинарских занятий в значительной мере определяется тем кругом

 

работ, которые доступны студентам в русском переводе. Она является примерной, т.е. может быть дополнена новыми разделами. С учетом количества часов, имеющихся в распоряжении преподавателя, и специфики учебной группы (например, на заочном отделении) некоторые из тем могут сниматься. Преподаватель также вправе установить иное, отличное от предлагаемого ниже, соотношение часов на изучение каждой из тем.

Тема 1. Выдающиеся историки XIX века (4 часа)

Вопрос 1. Исторические взгляды О. Тьерри:

а) Тьерри о задачах исторической науки. Концепция происхождения классов в работах Тьерри;

б) Тьерри об истории французского крестьянства;

в) Тьерри об истории третьего сословия во Франции.

Литература:

1 Тьерри О. Письма по истории Франции. Письмо второе. // Тьерри О. Избранные сочинения.М.1937. С. 207-213

2. Тьерри О. Подлинная история Жака Простака. // Там же. С. 327-332

3. Тьерри О. Опыт происхождения и успехов третьего сословия во Франции. Предисловие. Главы 2,9. //Там же. С. 1-7; 39-41; 162-182

Вопрос 2. Исторические взгляды Ф. Гизо:

а) Идея исторического прогресса в работах Гизо. Концепция классов; б)Гизо об истории Английской революции XVII века.

Литература:

1. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. Лекции 1,13. СПб. 1864. с, 1-18; 207-223

2. Гизо Ф. История цивилизации во Франции. Т, 1 -2. М. 1877; т.3-4. М 1881 T.I. Лекция 7. С. 143-144; т.З. Лекция 1. С, 1-17; т.4,лекция 16. С.5-10

3. Федосова Е. Ф. Гизо историк и государственный деятель // Новая и новейшая история. 1997 N 2.

Вопрос 3. Исторические взгляды Ж. Мишле и его концепция Французской революции.

Литература:

Мишле Ж. Кордильеры и Дантон. Петербург. 1920

Вопрос 4. Исторические взгляды Т. Маколея:

а) Концепция истории Англии. Славная революция и ее роль;

б) Маколей об истории Английской революции сер. XVII века.

Литература:

Маколей Т. История Англии от восшествия на престол Якова II // Маколей Т. Собр. соч. Т.6. СПб. 1864: гл. 1. Введение. С. 1-3; 97-98

Вопрос 5. Исторические взгляды Т. Карлейля

 

а) Карлейль о Великой Французской революции;

б) Концепция "героев" и "толпы".

Литература:

1. Карлейль Т. Французская революция. История. М. 1991 (любая из книг на выбор)

2. Карлейль Т. Герои, почитание героев, героическое в истории. М. 1908: беседа VI.

Вопрос 6. Историческая концепция Л. фон Ранке. Литература. Ранке Л. Об эпохах новой истории. М. 1898.

Вопрос 7. А. Токвиль о причинах и характере Великой Французской революции. Литература:

Токвиль А. Старый порядок и революция. М. 1905: кн. 1 гл.5, с.35-37; кн. 2, гл. 10, с. 115-126; гл. 12, с. 139-156; кн. 3, т. 1,с. 157-168.

Вопрос 8. Концепция Великой Французской революции И. Тэна. Литература:

Тэн И. Происхождение современной Франции. Т. I.e. 28-36; 61-65;

120; 146-165; 234-235; 274-276. Т.2. с. 5; 44-48; 58-64. Т. 4. с. 85-112; 129-139.

Вопрос 9. Концепция Французской революции А. Олара.

Литература:

Олар А. Политическая история Французской революции. М. 1902: предисловие. С. 1-17; ч.1, гл. 1 с. 1-35; ч. 2, гл. 6, разд.6, с. 432-443; гл. 7, разд.1-5, с.469-516; го- 8, разд.3-4, с 542-563; т. 10, с.597 604.

Вопрос 10. Исторические взгляды Г. Т. Бокля:

а) Бокль о задачах исторической науки;

б) Бокль об основных закономерностях исторического процесса. Литература:

Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии. Т. 1. СПб. 1862: гл. 1, с.2-39; гл. 11, с. 44-166.

Вопрос 11. Концепция истории Англии в "Истории английского народа" Дж. Р. Грина.

Литература:

Грин Дж. Р. История английского народа. Т. 1-4. М. 1892: т.1, с.370-380; т.З, кн. VII-VIII; т.4, кн.7, гл.З

Вопрос 12. Заключение. Основные черты в развитии исторической науки в XIX веке.

Литература по теме в целом:

 

1. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л. 1975

2. Далин В.М. Историки Франции. М. 1981.

3. Гаджиев К. С. Либерализм: история и современность. // Новая и новейшая история. 1995 N 6.

Рекомендации.

При подготовке по теме 1. "Выдающиеся историки XIX века" от студента требуется изучить и проанализировать содержание тех глав и разделов произведений наиболее знаменитых историков XDC века, которые указаны в задании. Работа над этими частями должна послужить основой для более глубокого и подробного знакомства с рекомендованными трудами, что совершенно необходимо, чтобы быть в полной мере готовым к экзамену по курсу историографии. В анализе взглядов историков XIX века вам помогут соответствующие разделы монографий отечественных специалистов историографов К. Б. Виноградова и В. М. Далина. При этом не следует забывать, что в этих и других трудах, которые могут быть привлечены для изучения данной темы, в известной мере отразились те стереотипы, которые были присущи советской историографии в оценке взглядов "буржуазных" историков.

На семинарских занятиях рассматриваются труды историков, принадлежавших к различным течениям в исторической мысли XIX века. О. Тьерри и Ф. Гизо относятся к либеральной "школе историков периода Реставрации Бурбонов", и одним из их главных достижений явилась разработка концепции происхождения классов и классовой борьбы. Классическими в историографии первой полови!ил XIX века явились труды Т. Маколея, чья интерпретация Английской революции середины XVII века, а особенно Славной революции в своих основных чертах сохранились в либеральной историографии вплоть до наших дней. Антитезой взглядам либеральных историков послужили взгляды историков консервативного направления, одним из самых ярких представителей которого был Л. фон Ранке. Особое место в историографии первой половины XIX века занимал Ж. Милые, для которого характерен интерес и сочувствие к борьбе народных низов, в частности, крестьянства и приверженность к демократии. Принято считать, что Мишле стоял у истоков радикального направления в историографии.

Следует обратить внимание на то, что уже в XIX веке предметом острых дебатов явились вопросы истории Великой Французской революции. Т. Карлейль признавал революцию закономерной. С другой стороны, именно он наиболее последовательно выразил концепцию "героев" и "толпы", характеризовавшуюся возвеличиванием роли личности, особенно О. Кромвеля, и недооценкой низов. В консервативной историографии второй половины XIX века существовало мнение, что Французская революция не была исторически необходима (А. Токвиль, И. Тэн). Последний был особенно резок в своих оценках, считая ее "распадением человеческого общества". С другой стороны, видный историк-позитивист А. Олар высоко оценивал ее значение, полагая, что она заложила основы республиканского и демократического устройства.

Важное место в английской историографии заняли труды Г. Т. Бокля. Под известным влиянием идей позитивизма он разработал свою концепцию

исторического процесса, обратив особое внимание на роль географического фактора в формировании общественного сознания народов. Труды Дж. Р. Грина отличаются от работ большинства либеральных британских историков стремлением не ограничиваться описанием политической борьбы в правящих кругах страны, а обратиться к истории народа, социальной и культурной историй.

При рассмотрении взглядов историков, при формулировании основных выводов по теме необходимо обратить внимание на то, как повлияли на формирование исторической мысли наиболее значимые идейные течения XIX века: романтизм, марксизм, позитивизм; каковы были условия их развития.

Тема 2. Достижения исторической науки в XX веке (2 часа). Вопрос 1. Философия истории Р. Дж. Коллингвуда. Литература:

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М. 1980. Вопрос 2. Концепция истории А. Тойнби. Литература:

Тойнби А. Постижение истории. М. 1991.

Вопрос 3. Историко-культурный анализ И. Хейзинги.

Литература:

1. Хейзинга И. Осень средневековья. М. 1988. Вопрос 4. Становление исторической школы Анналов во Франции. Литература:

1. Блок М. Апология истории. М. 1986.

2. Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.З. Время мира. М. 1992.

Рекомендации.

При подготовке по теме 2 группа делится на шесть частей, причем каждая из этих подгрупп знакомится с одной из рекомендованных для прочтения книг. От студентов требуется проанализировать их содержание и принять участие в дискуссии, которая позволит всем студентам получить глубокое представление об обсуждаемых трудах.

Знаменитую книгу Коллингвуда следует рассматривать в русле тех новых тенденций, которые проявились в исторической мысли в начале XX века и которые в советской историографии было принято называть "субъективистскими". Речь идет о сомнении в возможности получения объективного исторического знания, об

ограниченности познавательных возможностей исследователя, о важном воспитательном значении истории. Концепция А. Тойнби, напротив, основана на признании принципиальной возможности открытия и исследования исторических законов. Эти подходы, Тойнби и Коллингвуда, как бы олицетворяют две основные тенденции, которые прослеживаются во всей мировой историографии XX века". При всех многочисленных расхождениях по частным вопросам главное деление заключается в следующем: одни признают возможность получения объективной исторической истины, хотя и предлагают различные способы достижения этого, другие подчеркивают неполноту и ограниченность усилий историков, что, однако, совсем не означает, будто бы не следует стремиться к поиску исторической правды.

При изучении работ И. Хейзинги необходимо помнить о том, что он стоял у истоков того направления в современной историографии, которое принято называть "новой культурной историей". В отличие от традиционной истории культуры "новая культурная история" предполагает изучение истории и общественного мышления через явления культуры в самом широком смысле этого слова.

Одним из самых ярких достижений исторической науки в XX веке стали труды историков французской исторической школы Анналов. Для изучения студентам предлагаются книга основателя этой школы М .Блока, содержащая размышления о путях развития историографии, и работа лидера "второго поколения" этой школы Ф. Броделя. Творчество этих историков всегда весьма позитивно оценивалось в советской историографии. Следует обратить внимание на то, каким образом освещено значение экономического фактора в книге Броделя.

Анализ трудов историков, предложенных для подготовки по теме 2, способствует пониманию новейших тенденций в современной зарубежной историографии последних десятилетий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.