Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отечественная историография



 

I Дореволюционный период

II Советский период (с революции до наших дней).

 

 

Литература по курсу богата.

  1. Скучный учебник (ибо учебнику положено быть скучным) «Историография античной истории» под ред. В.И. Кузищина. Рекомендуется.
  2. Бузескул В.П. – автор с необычной фамилией. Дело в том, что его предки были в 17м веке выходцами из Молдавии. «Введение в историю Греции», изд.3е, Петроград, 1915 г. В первой части очень интересный обзор историков древней Греции и более поздних античных авторов, то есть источниковедение. В следующей части историография, но только греческая, римской нет.
  3. Фролов Э.Д. «Русская наука об античности. СПб, 1999 (2е издание – 2006 г, более полное). Историография до конца XX в.

 

 

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ

 

Эпоха средневековья

 

Содержание:

1.Запад (1.Античное наследие, 2.Оригинальное творчество)

2.Византия

 

Античное наследие

Великое переселение народов V в, сокрушившее западную римскую империю окончательно, стало катастрофой для античных городов и культурных центров. Вымирание интеллигентной элиты и гибель книг было печальным явлением. Но города все же многие остались. Были разрушены, но возрождались. Строились города на месте римских крепостей, особенно по лимесу. Но самое главное, что нужно отметить, - христианство, которое перешло из античности. В IV в стало окончательно победившей религией. Распространение христианства было довольно быстрым. Что притягивало варваров в христианстве? Не будем вдаваться в эти подробности, скажем только, что христианство заполонило собой Европу. Христианство отличается прекрасной идеологией и организацией. Оперирует не только в общине, но и к чувствам человека, отдельного человека. Великая историческая правда состоит в том, что христианство перенесло диалог между Богом и человеком к самому человеку. В восточной Европе князья обращали свои общины сверху, а в Западной это распространение было стихийным. Хотя предшественники есть, конечно (Сенека писал, что нужно искать Бога в своей душе).

 

Аврелий Августин (354-430).

Родом он был из Северной Африки, его семья жила в городке Тагасте (Нумидия, Сев.Африка), была достаточно состоятельной. Отец был язычником, мать христианкой. Он получил прекрасное образование, но долгое время не в совершенстве владел латинским языком, об этом он пишет в «Исповеди». Что это значит? Ведь в его окружении должны были говорить на латыни. Может быть, он говорил на вульгарной латыни, а принялся за классическую. Изучал в Карфагене риторику, позже сам стал преподавателем. Был увлечен философией, но в результате долгих поисков примкнул к христианству. В Медиолане через посредство епископа Амвросия принял крещение, спустя 2 года вернулся в Африку, продал имущество и обратился к деятельности священника, стал епископом Гиппона. Был очень авторитетным. С появлением вандалов был посредником между местными жителями и пришельцами. Августин был крупным писателем. Наиболее интересна его «Исповедь» (Confessiones), где рассказывает о себе, о о своем духовном пути, о ересях (в Сев. Африке процветают донатизм и манихейство, сам он какое-то время находился под их влиянием, но пережил это и примкнул к ортодоксальному направлению). Можно сказать, что именно Августин впервые четко разработал следующие идеи:

  1. Акцент на личном духовном опыте. Наше собственное Я, наш личный опыт является главным критерием истинности и достоверности всего сущности. Поскольку к личному опыту относится идея Бога, то это является доказательством бытия Бога. Если мы мыслим Бога, значит, Бог существует. Ценность имеют даже сомнения. Dubito ergo sum – я сомневаюсь, следовательно, существую.
  2. Живые существа – “omnes sunt nihil aliud quam voluntes”. Тема воли изложена Августина в специальном сочинении – De libero arbitrio (О свободной воле)
  3. Но все же человек не до конца свободен в своих поступках. Он свободен в своей воле, но не в поступках. Отсюда идея божественного детерменизма (предопределения и человечества и жизни отдельного человека). Геродот устами мудрецов (например, Солона) говорил, что существует божественный промысел (пронойя теу) и важная спутница бога Немесида направляет гнев за поступки.
  4. Первородный грех. Детерменизм в том, что божество следит за человеческими поступками, первые люди совершели грехопадение, повинуясь любопытству и свободе воли, а каждое следующее поколение тянет за собой груз этого проступка. Но каждое новое поколение сковано проступками не только предыдущих, но и и своих поколений. В такой мистифицированной форме осмысляется человечество.
  5. Философия истории человечества. Существует в 2х государствах. Основные идеи изложены в труде«De civitate Dei». В государстве Бога живут те, кто отдал свою жизнь Богу. Второе государство – civitas Diaboli, преисполненное греха. Человеку следует стараться перейти в царство Бога.
  6. Важное дополнение – перодизация истории. Заимствовано у Иеронима, который был продолжателем Евсевия. В состав Ветхого завета входит поздняя книга пророка Даниила, где пророчество о 4х царствах. Одно из них – царство Новуходоносора, после него будут 3 великих царства, после которых царство Христа. Поздние толкования: персидское, греко-маекдонское и римское. Но за 4м царством последует царство Божие – битва богочеловека с воинством Cатаны, за которым последует тысячелетнее царство христово, борьба Иисуса Христа с дьяволом, окончательное низвержение Сатаны и наступление царства Христова. Все это разработано Иеронимом и Августином и надолго станет основанием для периодизациии в исорической науке.

 

Первое капитальное наследие античности – христианство, христианство как вера, как философия, в том числе философия Августина.

Было переведено сочинение Аристотеля «О категориях», Платона «Тимей» на латинский язык.

Важную роль в деле переводов сыграл Боэций, живший на рубеже V-VI вв.

В 493 г Одоакр отстранен Теодорихом, возникло новое государство – остготское королевство. Боэций перешел на службу к Теодориху, но отношения испортились, Боэций попал в темницу, там он написал трактат «Утешение философией», затем казнен Теодорихом.

 

 

Другой вехой занятий античностью была историография. Здесь нужно отметить позднеантичные хроники. Развился жанр всемирной хроники.

Аммиан Марцеллин (IV в, современник Юлиана Отступника).

Жанр всемирной хроники достаточно легок, это изложение истории от сотворения мира (5500) до времени самого хрониста.

Секст Юлий Африканский был священником, писал по-гречески, но довольно рано был переведен. Жил в III в, до нас хроника не дошла, но ей пользовался Евсевий. Известно, что вел датировку по олимпиадам, список олимпиоников был потом использован другими хронистами и вошел в основу труда Евсевия Кесарийского.

Евсевий, епископ Кесарии (прибл.260-340 гг.)

(Ближний Восток, Палестина). Видный христианский церковный деятель, сблизился с императором, помогал императору собрать никейский собор, практически руководил работой этого собора. Писал по-гречески, но был хронистом двух миров. Первое большое произведение – «Церковная история”, ценнейшее произведение, т.к. первым дает связную историю христианства. Второе – «Хроника», написано по гречески, это хроника всемирной истории от Адама до 325 г. Позже явился продолжатель Евсевия, Иероним, прекрасно владевший латынью и греческим, перевел хронику Евсевия на латынь, именно этот вариант дошел до нас.

1784 г – найдена армянская версия Евсевия и Иеронима. Спор о том, какая версия Евсевия точнее, идет до сих пор.

*Одно и то же событие может датироваться по-разному из-за разных версий (Например, тирания Писистрата или основание Сиракуз).

Первая книга – хроника. Вторая – каноны, это огромная таблица (слева события, справа по столбикам даты по разным критериям (по эре Авраама, по Олимпиадам). Существует только 1 полное издание Евсевия – немецкое сер. 19 века.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.