Цельдисциплины состоит в получении студентами теоретических знаний и практических навыков по основам создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (ИС). Студенты знакомятсяс информационными системами, управлением ИС на различных этапах жизненного цикла ИС, управлением процессами планирования, анализа, выбора, закупки ИС, управлением проектированием, внедрением, эксплуатацией и сопровождением ИС. Изучаютна практике концепции управления ИС.
Исходя из сформулированной цели, задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы дать студентам:
· теоретические представления о становлении, функционировании и развитии информационных систем;
· сведения о новейших достижениях в области создания и эксплуатации информационных систем как у нас в стране, так и за рубежом;
· практические знания в области применения современных инструментальных и программно-технических средств;
· сведения о современных методах планирования и управления процессами создания информационных систем, действующих в данной области отечественных и международных стандартах;
· сведения об особенностях работы с кадрами в рассматриваемой сфере деятельности;
· навыки самостоятельного использования полученных теоретических знаний в практической работе при управлении процессами создания, внедрения и эксплуатации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Целью выполнения контрольной работы является закрепление студентами теоретических и практических знаний в области создания, внедрения и эксплуатации информационных систем в менеджменте.
Исходя из сформулированной цели, задачи выполнения контрольной работы состоят в том, чтобы:
· закрепить теоретические основы создания, внедрения и эксплуатации информационных систем;
· дать студентам практические навыки расчета показателей экономической эффективности.
Контрольная работа должна включать:
- Титульный лист;
- Содержание
- Сравнительный анализ информационных систем (по выбранной теме);
- Моделирование бизнес-процессов выбранного подразделения предприятия;
- Решение одного практического задания по вариантам;
- Список литературы.
Процесс работы над контрольной работой является важным этапом подготовки к зачету.
Контрольная работа представляется на кафедру информационных систем в экономике для получения зачета по контрольной работе и может быть проверена по системе «Антиплагиат» (оригинальность текста не менее 80%).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
3.1. Задание 1 – Сравнительный анализ информационных систем
Целью задания является ознакомление с информационными системами в определенной предметной области и их сравнительный анализ.
На рынке информационных систем предлагаются решения, охватывающие как отдельные комплексы задач и подсистемы информационной системы управления предприятием (локальные информационные системы), так и систему в целом (корпоративные (интегрированные) информационные системы).
Рассмотрим примеры программных средств реализации локальных информационных систем. Наибольшее распространение получили информационные системы бухгалтерского учета, обеспечивающие формирование установленных форм внешней отчетности: 1C: Бухгалтерия (1C, г. Москва), БЭСТ (Интеллект-сервис, г. Санкт-Петербург), Парус (Парус, г. Санкт-Петербург) и др. Они различаются областью применения (промышленные предприятия, банки, бюджетные организации и т.д.), комплексностью, глубиной аналитического учета и т.д.
Примерами программ анализа финансового состояния предприятия являются: Альт-Финансы (Альт, г. Санкт-Петербург), «Интегратор» (Инфософт, г. Москва) и т.д.
Для оценки инвестиционных проектов в соответствии с требованиями международной организации по промышленному развитию UNIDO используются программные продукты Proоect Expert (PRO-INVEST, г. Москва), Альт-Инвест (Альт, г. Санкт-Петербург), Инвестор (ИнЭК, г. Москва) и др.
В качестве автономно работающих программных модулей получили распространение программные процедуры для автоматизации управления кадрами, расчета заработной платы, управления складом и др.
Следует обратить внимание на использование в современных информационных системах управления предприятиями Internet-технологий, объединенных в подсистему электронной коммерции.
Среди программных продуктов для электронной коммерции, присутствующих на Российском рынке, следует отметить Oracle Internet Commerce Server (Oracle), а также отечественный продукт 1C: Аркадия Internet-Магазин (1C). К очевидным достоинствам последнего относится использование базы данных такого популярного продукта как 1C: Торговля и Склад.
Перечень заданий
В ходе сравнительного анализа необходимо выбрать 3 информационных систем в рамках выбранной темы и выделить сравнительные характеристики на основе требований к информационным системам.
Перечень тем:
1. Автоматизированные банковские систем
2. Информационные системы «клиент-банк»
3. Бухгалтерские информационные системы
4. Информационные системы в торговле
5. Информационные системы управления персоналом (кадрами)
6. Информационные системы управления производством
7. Информационные системы электронного документооборота
8. Маркетинговые информационные системы
9. Финансово-аналитические информационные системы
10. Системы автоматизации делопроизводства
11. Информационные системы управления производством
12. Информационные системы класса ERP
13. Правовая информационная система
14. Геоинформационные системы
15. Информационные системы управления проектами
16. Информационные системы бизнес-планирования
17. Информационные системы в логистике
18. Информационные системы управления складом
19. Информационные системы статистического анализа данных
20. Информационные система бизнес аналитики (BI системы)
21. Информационные системы электронных торгов
22. Информационные системы рынка ценных бумаг
23. Информационные системы в ресторанном бизнесе
24. Информационные системы в страховании
25. Информационные системы в туризме
26. Информационные системы бюджетирования
27. Информационные системы в таможенном деле
28. Информационные системы управления финансами
29. Информационные системы управления запасами
30. Информационные системы управления технологическими процессами
Порядок выполнения задания
Рассмотрим требования к информационным системам, предъявляемые при их выборе или разработке, по функциональной части и обеспечивающим подсистемам.
Требования к функциональной части: функциональная интеграция и полнота; функциональная локализация; мониторинг функционирования. Функциональная часть системы должна удовлетворять требованиям интеграции и полноты и соответствовать требованиям международных стандартов (MRP-II, ERP и др.). Алгоритмы функциональных задач системы должны учитывать особенности российского законодательства.
Требования к информационному обеспечению: информационная локализация; масштабируемость; консолидация информации.
Требования к программно-техническому обеспечению: надежность; переносимость; открытость; адаптивность; удаленный доступ.
Требования к организационному обеспечению: модульность и интеграция структуры; информационная безопасность
В составе вспомогательных функциональных задач системы должен быть предусмотрен автоматизированный мониторинг процесса эксплуатации системы. Этот мониторинг должен охватывать как анализ функционирования программно-технического комплекса КИС, так и анализ фактической экономической эффективности ее использования.
Требования к информационному обеспечению ИС сводятся к следующему. Система должна быть локализована, то есть пользовательский интерфейс должен быть представлен на русском языке и форматы представления дат, чисел, денежных единиц и т.д. должны соответствовать российским стандартам.
Содержание отчета по заданию
Отчет по заданию должен содержать результаты и выводы проведенной работы. Результаты сравнительного анализа представляются в виде отчета объемом не более 10 страниц. Отчет по заданию должен содержать 2 раздела: 1 раздел – общее описание ИС и 2 раздел – сводная таблица сравнительного анализа ИС и выводы.
Пример сводной таблицы сравнительный анализ ИС представлен в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Сравнительный анализ ИС*
Критерии сравнения
Система 1
Система 2
Система 3
Фирма-разработчик
Фирма основана
Сильные стороны
Слабые стороны
Успешные внедрения системы
…
Общие требования
Класс системы
Стоимость системы на 1 польз.
Стоимость обучения 1 сотр.
Обязательное гододое обслуживание
…
Требования к функциональной части**
Управление потоками хозяйственных операций**
Управление финансовыми средствами**
...
Требование к обеспечивающей части
Архитектура системы
Открытость
Модульность
Гибкость
Работа с базами данных
Операционная система
Поддержка
…
*Перечень критериев определяется студентами самостоятельно
** Состав функциональной части определяется студентом в зависимости от выбранной категории информационных систем.
3.2. Задание 2 - Моделирование бизнес-процессов деятельности предприятия
Целью задания является изучение основных принципов методологии IDEF0 или IDEF3, а также получение практических навыков по разработке диаграмм с использованием инструментальных средств.
Для выполнения задания можно использовать инструментальные средства Microsoft Visio 2007/2010, AllFusion Process Modeler (ранее BPWIN) и т.п.
Бизнес-процесс (по ГОСТ Р ИСО 9001 – 96 «Системы качества») – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
Бизнес-процесс (согласно рекомендациям Госстандарта России Р 50.1.028 – 2001) – совокупность операций, преобразующих материальные и/или информационные потоки в соответствующие потоки с другими свойствами.
Представление (описание) бизнес-процесса осуществляется при помощи методов (нотаций) и программных продуктов. В настоящее время для описания бизнес-процессов используется большое количество графических методов (нотаций) представления бизнес-процессов и поддерживающие эти методы программные продукты. Для построения графических моделей процессов используют разнообразные графические нотации: блок-схемы, нотации методологий IDEF0, IDEF3, DFD, ARIS, диаграммы деятельности и диаграммы прецедентов нотации UML, нотация BPMN и др.
В рамках данной работы рассмотрим моделирование бизнес-процессов деятельности подразделения предприятия с использованием метода IDEF0 или IDEF3.
На практике наиболее часто используется методология функционального моделирования IDEF0, который входит в семейство стандартов США IDEF(Integrated DEFinition). Информация о 14 стандартах семейства IDEF приведена в приложении 1. Стандарт IDEF0 был разработан на основе метода структурного анализа и проектирования SADT. С момента разработки стандарт существенно не изменялся. Функциональное моделирование является важнейшим элементом концептуального анализа при описании бизнес-процессов организации (модели «как есть» (AS IS) и «как должно быть» (TO BE)). Разработка этих моделей позволяет изучить природу, выявить основные процессы, провести реорганизацию старых и разработку новых бизнес-процессов.
Вторым важнейшим методом описания процессов является стандарт IDEF3. Методология IDEF3 предназначена для описания потоков работ (рабочих процессов). Стандарт IDEF3, по сути, близка к алгоритмическим методам построения схем процессов и стандартным средствам построения блок-схем (например, построение блок-схемы в программе Microsoft Visio). IDEF3 показывает причинно-следственные связи между ситуациями и событиями, используя структурный метод выражения знаний о том, как функционирует система, процесс или организация.
В последние годы активно применяется нотация моделирования бизнес-процессов BPMN (Business Process Modeling Notation), поддерживаемые группой компаний OMG (Object Management Group). BPMN - система условных обозначений (нотация) для моделирования бизнес-процессов. Основное назначение стандарта – создание нотации, понятной всем участникам бизнес-сферы, от бизнес-аналитиков, создающих первоначальные эскизы процессов, технических разработчиков, ответственных за внедрение технологии, в которой будут представлены данные процессы, и, наконец, до бизнесменов, которые будут управлять этими процессами, а также осуществлять их мониторинг. Таким образом, BMPN является стандартизованным связующим звеном между разработкой бизнес-процессов и их реализацией.