Закон РФ "О безопасности" определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
Проблема информационной безопасности стоит остро, поскольку значительно возросла роль накопления, обработки и распространения информации, в частности, в принятии стратегических решений, увеличилось количество субъектов информационных отношений и потребителей информации. Информация играет все большую роль в процессе жизнедеятельности человека. Формально информационная безопасность - это состояние защищенности основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным воздействиям.
Часто самые опасные информационные воздействия называют информационным оружием. Информационное оружие - средства уничтожения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления системы защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизация работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всех средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и функционирования государства.
Информационная безопасность предполагает не только защиту от информационного оружия, но и обеспечение конституционных прав граждан на свободу сбора, распространения и получения информации (естественно, с определенными ограничениями), на тайну корреспонденции и т.п. Это и многое другое должно быть урегулировано законодательством о коммерческой, служебной и профессиональной тайне, об информации персонального характера и др.
Таким образом, информационная безопасность предполагает определенный баланс интересов личности, общества и государства. Такой баланс возможен только в случае, когда конкретный индивид и общество в целом ограждены от опасного информационного воздействия со стороны государства. Государство, в свою очередь, имеет право защищать своих граждан от вредного информационного воздействия извне.
К основным принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести:
· принцип соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
· принцип открытости в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающий информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
· принцип равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающийся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
· принцип приоритетного развития отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Выделяют четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений не носит характера абсолютного (то есть неограниченного) права, поскольку перлюстрация (прочтение сообщений граждан государственными органами) может иметь место в случаях, определенных законодательством. Однако, к сожалению, на практике нарушения прав граждан на тайну переписки происходят с завидным постоянством.
Запрет цензуры - одно из самых значительных достижений в регулировании общественных отношений по распространению информации. Однако опять же это вовсе не означает, что распространение информации носит характер вседозволенности.
Особенно актуально звучит призыв не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Россия была и остается многонациональным государством, в котором бок обок живут люди разных культурных и религиозных традиций.
Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
На реализацию этого нацелена также государственная программа "Электронная Россия" ("электронное правительство"). Государственные органы имеют свои "представительства" в сети Интернет, которые, безусловно, повышают информированность населения о государственной политике, способствуют прозрачности (транспарентности) их деятельности.
Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Интересно, что ученые часто говорят об " информационной войне " как о возможном способе решения межгосударственных конфликтов. Итог информационной войны предрешен тогда, когда одна сторона разрушает телекоммуникационную инфраструктуру противника. А без последней невозможно эффективное ведение "традиционной" войны.
Какие угрозы информационной безопасности могут существовать? По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
· угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России (например, принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем);
· угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации (например, монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами, блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории);
· угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов (противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий, закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам, вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи, увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.). Необходимо отметить, что отток специалистов в области физики, математики, биологии и др. приобрел воистину угрожающие масштабы. Ущерб от этого Российской Федерации и соответственно выгоду для других стран сложно переоценить.
· угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России (противоправные сбор и использование информации, нарушения технологии обработки информации, внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия, разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации, уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи, воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации, компрометация ключей и средств криптографической защиты информации, утечка информации по техническим каналам, внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и др.).
К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности.