Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Инженерная психология – важнейшее направление деятельности в сфере психологии труда

МЧС РОССИИ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

По специальности 020400 «Психология»

 

 

Санкт – Петербург

2004 г.


 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского института

Государственной противопожарной службы

МЧС России

полковник внутренней службы

 

В.С. Артамонов

«__30 __»___июня ___________2004 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

по специальности 020400 «Психология»

 

 

Санкт – Петербург

2004 г.


Безносов Д.С., Зверев В.Л.Инженерная психология и эргономика:Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

 

 

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", квалификационных характеристик психолог, преподаватель психологии и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.

Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «30» июня 2004 г. (протокол №10).

 

 

Рецензенты:

С.П. Безносов– доктор психологических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России)

А.Б. Трофимов, доктор педагогических наук, доцент (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Большинство профессий типа «человек-техника» связано с созданием, монтажом, сборкой технических устройств, их эксплуатацией или ремонтом. Одно и тоже техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов. Важнейшие психологические требования к человеку в профессии «человек-техника»: хорошая координация движений, точное восприятие, развитое техническое и творческое мышление, умение переключать и концентрировать внимание, наблюдательность

Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная психология и эргономика» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России и предназначена для слушателей заочной формы обучения по специальности 020400 – «Психология».

Цель изучения дисциплины – формирование у слушателей необходимых знаний, умений и навыков в области инженерной психологии и эргономики,

ознакомление их с содержанием основных проблем и перспективами развития предмета, применительно к ГПС МЧС.

Основные задачи дисциплины:

- ввести слушателей в проблематику инженерной психологии.

- ознакомить с историей развития и современным состоянием инженерно- психологических исследований.

- сформировать глубокие представления о целях и задачах инженерной психологии, о специфической предметной области и средствах данного научного знания.

В результате изучения курса слушатели, студенты (курсанты) должны

знать:

- психолого-педагогические основы профессиональной инженерной деятельности, место, роль и значение инженерной психологии в профессиональной деятельности;

- методы самовоспитания и самосовершенствования человека-оператора;

- методы обучения и самовоспитания у работников и сотрудников пожарной охраны, специалистов МЧС, рабочих, служащих и населения инженерной компетентности;

- основы психологии личности, структуру свойств личности;

- систему профессионально-важных коммуникативных качеств сотрудника МЧС;

- основы психолого-педагогической и психофизиологической диагностики психических состояний сотрудников и их регуляции в процессе профессионального общения;

- особенности поведения людей при чрезвычайных ситуациях и адекватные формы (стили) общения, а также психологические проблемы взаимодействия человека и техники.

уметь:

- решать задачи, соответствующие его квалификации: на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска;

- ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;

- использовать методы оценки и самооценки эффективности обучения и внешней деятельности в системе «человек – машина»;

- использовать в работе методы внушения, убеждения, вербальные и невербальные средства общения, приемы воздействия на личность и группу в процессе труда;

- применять современные методы обучения личного состава и самообразования в области профессионального труда;

- регулировать свое психическое состояние при внешних взаимодействиях;

- применять методы поддержания работоспособности и быстрой мобилизации в условиях профессионального риска;

- использовать приемы психологического воздействия на людей в обстановке чрезвычайной ситуации.

иметь представление:

- об основных актуальных проблемах и достижениях в области инженерной психологии и эргономики;

- о функциях, методах работы и взаимодействия государственных служб, научно-образовательных центров, профессиональных объединений специалистов в данных областях науки и практики;

- о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях и научных школах в данной области знаний.

 

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские, практические занятия и деловые игры. Часть учебного материала планируется для самостоятельного изучения обучаемыми в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Практические занятия и проводятся двумя преподавателями.

Текущий контроль осуществляется в постоянной проверке присутствия слушателей к занятиям.

Промежуточный контроль при заочном обучении - в виде контрольной работы и контрольных тестов в период лабораторно-экзаменационной сессии.

Итоговый контроль – экзамен в VII семестре по завершению курса.

На изучение дисциплины обучения отводится 120 ч.

По очной форме обучения предусматривается 52 ч. аудиторных занятий (лекций –12 ч., семинаров – 8 ч., практических занятий – 6 ч.) и 68 ч. самостоятельной работы.

По заочной форме обучения предусматривается 16 ч. аудиторных занятий (лекций – 8 ч., семинаров – 6 ч., практических занятий – 2 ч.) и 104 ч. самостоятельной работы;

Слушатели заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины выполняют контрольную работу.

Формами итогового контроля изучения дисциплины являются для заочной формы обучения – экзамен на IV курсе.

Распределение часов по темам приведено в тематических планах.

 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА»

для очной формы обучения

 

Общее количество часов – 120,

аудиторных занятий – 52 ч., самостоятельная работа – 68 ч.

 

 

№ тем НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Всего часов Аудиторные занятия Контрольная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинары Практические занятия
Инженерная психология – важнейшее направление деятельности в сфере психологии труда    
Особенности работы психолога - эргономиста.    
Личность инженера ХХI века и техническое системное мышление    
Профессиональное обучение и формирование профессионально-технического мышления    
Инженерно-психологическое проектирование современной техники    
Психические состояния в чрезвычайных ситуациях.  
  Всего по учебному предмету  
  Экзамен        

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА»

для заочной формы обучения

 

Общее количество часов – 120,

аудиторных занятий – 16 ч., самостоятельная работа – 104 ч.

№ тем НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Всего часов Аудиторные занятия Контрольная раб. Самостоятельная работа
Лекции Семинары Практические занятия
Инженерная психология – важнейшее направление деятельности в сфере психологии труда.      
Особенности работы психолога – ээргономиста.      
Личность инженера ХХI века и техническое системное мышление.        
Профессиональное обучение и формирование профессионально-технического мышления.        
Инженерно-психологическое проектирование современной техники.    
Психические состояния в чрезвычайных ситуациях.      
  Всего по учебному предмету +
  Экзамен        

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Инженерная психология – важнейшее направление деятельности в сфере психологии труда

Изучение психологических проблем взаимодействия человека и техники. Деятельность человека-оператора. Человеческий фактор в автоматизированных системах управления. Психологические особенности управления сложными техническими устройствами. Характерные ошибки человека-оператора. Утомление и точность считывания показаний приборов.

Семинарское занятие.Психологические проблемы взаимодействия человека и техники.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Основная литература: [1, 2,4, 6, 7, 8, 9].

Дополнительная литература: [2,7, 8, 9, 10].

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.