Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификации методов исследования



Глава 3

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ

Классификации методов исследования


Исследовательские методы — это способы особым образом организованной деятельности, направленной на получение объективно нового знания об особенностях, закономерностях и механизмах психики.
Методы психологии, направленные на получение субъективно новых знаний (фактов, оценок, показателей, признаков, значимых для оказания психологической поддержки, консультирования, коррекции, стимулирования и мотивирования профессионального развития), назовем прикладными, прагматическими методами.
В этой главе рассматриваются лишь исследовательские методы.
Методы исследования профпсихологии основываются главным образом на двух методологических принципах:
• субъективном, заключающемся в постижении профессионального становления на основе самопознания,
• объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, стороннего познания психических явлений.
Существуют две формы использования методов исследования:
• лонгитюдное, или продольное, исследование;
• проведение поперечных срезов.
Лонгитюдное исследование предполагает длительное и регулярное изучение психических образований определенной группы людей или конкретного человека по одним и тем же параметрам.
Для срезового исследования характерно сравнение данных относительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в сравнительно короткие сроки. При проведении срезовых исследований широко применяют опросные методы, тесты, эксперименты.
Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь профессионального становления, уловить нюансы, оттенки профессиональной биографии, выявить критические моменты карьеры. Для лонгитюда характерно использование методов самонаблюдения, психобиографии, панельного исследования.
Методы исследования, используемые в профпсихологии, имеют общепсихологическое происхождение и не являются специфичными. Близость профпсихологии к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов.
Использование методов в конкретном исследовании приводит к созданию исследовательских методик. Методики существуют только в логике конкретного исследования. Они определяются его целью, предметом и объектом.
Систематизация методов исследования профпсихологии, определение области их применения вызывают необходимость рассмотрения их классификации.
В психологии нет единой общепризнанной классификации методов исследования. Чаще всего описываются отдельные методы или перечни рекомендуемых методов при решении конкретных проблем психологии.
В отечественной психологии систему методов специально рассматривал Б.Г.Ананьев. Анализируя систему методов психологии, предложенную С.Л.Рубинштейном и Г.Д.Пирьовым, Б.Г.Ананьев предложил свою рабочую классификацию методов исследования.
1. Методы, подчиненные организации и планированию исследования, он назвал организационными. К ним Б.Г.Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т.д.
2. Ко второй группе методов Б.Г.Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие методы: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный; полевой, или естественный; формирующий, или психолого-педагогический, эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельности, хронометрию, профессиографию, оценку работы и т.д.); методы моделирования (математическое, кибернетическое моделирование и т.д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).
3. Третью группу методов, по классификации Б.Г.Ананьева, составляют приемы обработки данных. К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариантам).
4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психография, составление психологических профилей, классификация) .
Приведенная классификация методов психологии в различных вариантах встречается в учебниках и учебных пособиях для педвузов2.
Принципиально иной подход к методам психологии используется в учебном пособии «Введение в психологию»1. Не претендуя на классификацию методов, один из авторов — Л.А.Карпенко — выделяет следующие группы методов психологии:
1) субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интроспекция и ретроспекция);
2) объективные методы. К ним отнесены разные виды наблюдения; эксперименты: лабораторный, экспериментально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент); экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа; тестирование. В эту же группу включены методы опроса (интервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектности).
Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые в психологии методы. При их характеристике указываются ученые, которые впервые применили эти методы. Обращается внимание на область применения методов. К сожалению, автор лишь перечисляет методы психологии, не предлагая сколько-нибудь приемлемой их классификации. А ведь для учебного пособия это важно.
Ж..Годфруа в своем учебнике по общей психологии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспериментальные2. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка экспериментальных методов не приведена. Очевидно, автор не ставил перед собой задачу систематизации методов исследования психологии.
В атласе по психологии, изданном в Германии3, методы группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно выделяют три следующие группы методов:
1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (стороннее) наблюдение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;
2) опросные: беседа, описание, интервью, стандартизированный опрос, демоскопия1 и коакцион2;
3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.
Отсутствие строгой научной классификации объясняется широким спектром методов психологии, подчиненных решению исследовательских проблем и практических задач различных отраслей психологии.
А.Б.Орлов, анализируя методы возрастной и педагогической психологии, в качестве основания классификации исследовательских методов предлагает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый3. Эти задачи могут иметь четыре формы, или разновидности: описать, измерить, объяснить и сформировать психическое образование (явление, процесс, механизм и т.п.). В соответствии с исследовательскими задачами А.Б.Орлов предлагает четыре класса методов: неэкспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и формирующие.
Аналогичный подход к группировке методов психологии наблюдается в прикладной психологии труда, промышленной и организационной психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объяснения, прогнозирования и контроля4.
На наш взгляд, этот подход представляется продуктивным для решения проблемы группировки исследовательских методов прикладных отраслей психологии, одной из которых является психология профессий.
Какие же исследовательские задачи стоят перед профпсихологией ?
Первая — описание профессионального становления личности, психологических особенностей этого сложного, подчас драматического процесса. Для исследования этого процесса оправданно применение лонгитюдного метода, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиографии, метода критических событий. Эти методы могут быть отнесены к генетическим.
Вторая задача — психологическая характеристика профессий. Исследование психологического содержания профессии возможно путем изучения продуктов деятельности, трудового метода, анализа документов, наблюдаемого опроса, профессиографии. Эта группа методов относится к праксиметрическим.

Методы исследования профпсихологии

Таблица 6

Задача исследования Группа методов исследования Конкретные методы исследования
Описание профессионального становления личности Генетические методы Лонгитюдный метод, биографический метод, каузометрия, психобиография, метод анамнеза
Характеристика профессий Праксиметрические методы Анализ заданий, изучение документации, трудовой метод, наблюдаемый опрос
Измерение профессионально значимых признаков Психометрические методы Тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов, диагностика обучаемости
Объяснение профессионального становления личности Экспериментальные методы Естественный, лабораторный, моделирующий, формирующий эксперименты
Обработка методов исследования Методы математической обработки Дисперсионный, корреляционный, факторный анализ


Третья задача — измерение профессионально значимых показателей, признаков деятельности и личности. Решению этой исследовательской задачи служат тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники профессиональных интересов, ценностных ориентации и профессиональных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических
Четвертая исследовательская задача — объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления. Основными методами решения этой задачи являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты.
Пятая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ и др. (табл.6).

Генетические методы


Генетические методы направлены на исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени. В профпсихологии оправданно использование лонгитюдного метода, метода психобиографии, монографического описания профессионального становления конкретного индивида.
Лонгиаиодный метод — многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные исследования проводятся на протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности.
Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. нашего столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали использоваться длинные (проводимые в течение 20 — 30 лет) лонгитюды, в которых на больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей (адаптации к условиям работы, выбора профессии и удовлетворенности ею).
Проведение лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др.
Полученные в процессе лонгитюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение достоверных результатов. И тем не менее считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную на однородности изучаемой выборки.
Лонгитюд позволяет проводить индивидуальный анализ полученных данных и устанавливать на его основе показатели профессиональных изменений во времени. Подробный индивидуальный анализ дает возможность преодолеть недостатки сравнительно-возрастного метода, оперирующего усредненными данными. Обобщение индивидуальных траекторий профессионального развития приводит к монографическому описанию участвующих в лонгитюде испытуемых. Применение лонгитюдов в профпсихологии позволит изучить изменения индивидуальной траектории профессионального становления личности, выявить периоды спада, стабилизации, подъема профессионального развития.
Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены отбором испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200 — 2000 испытуемых.
Следующая проблема — определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды. При исследовании профессионального становления личности в качестве интервала обследования можно было бы избрать стадии и фазы профессионального развития.
Одной из проблем лонгитюдного исследования является выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.
Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значительной длительностью исследования. Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических событий. С годами сокращается число испытуемых, меняется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претерпевают изменения. Одним из факторов, ограничивающих применение лонгитюда, является его высокая стоимость.
Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно с помощью применения других методов, в частности психобиографических.
Биографические методы — это способы исследования и проектирования жизненного пути личности. Современные биографические методы направлены на реконструкцию жизненных программ, профессиональных планов, разработку сценариев профессионального развития личности.
Биографические методы предусматривают кон-тент-анализ автобиографий, мемуаров, построение траектории жизненного пути, диаграмм удовлетворенности профессиональным трудом и др. Эта группа методов включает каузометрию, психобиографию и др.
Охарактеризуем отдельные из перечисленных методов, представляющие особую ценность для профпсихологии.
Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е.И.Головахой и А.А.Кроником1.
Каузометрия проводится в форме интервью, которое включает следующие процедуры: биографическую разминку, составление перечня значимых событий, их ^датировку, анализ причин, породивших события, определение их значимости, эмоциональную оценку. Результаты интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который отражает локализацию событий в календарном и психологическом времени.
Каузометрия как метод исследования представляет большую ценность для профпсихологии, так как позволяет определить критические точки профессионального становления, время их наступления, способы преодоления неблагоприятных событий, профессиональных инцидентов.
Каузометрия применима также в профессиональном консультировании и психотерапии для анализа и коррекции сценариев профессиональной жизни, проектирования карьеры, преодоления профессиональной стагнации и кризисов.
Психобиография — метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Первоначально психобиография использовалась для анализа карьеры политических деятелей, в дальнейшем она стала применяться для изучения становления деятелей науки и культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиографии в профпсихологии позволяет получить ценную информацию о зарождении профессиональных намерений, факторах выбора профессии, трудностях профессиональной адаптации, траектории карьеры, кризисах профессионального становления личности.
Метод анамнеза профессионального становления — это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. Данный метод подробно рассмотрен Е.А.Климовым. Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявления некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д.
Предметом рассмотрения являются высказывания испытуемого о своем прошлом. Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все те, которые предъявляются к методу беседы. Наряду с ними метод анамнеза должен удовлетворять следующим требованиям:
• программу анамнеза следует дополнить мероприятиями по сбору вещественных источников: аттестационных документов, знаков отличия, личной библиотеки и т.п.;
• факты биографии должны соотноситься с социально-экономической ситуацией в данном регионе;
• «субъективный» анамнез необходимо дополнить высказываниями сторонних лиц, хорошо знающих испытуемого: преподавателей, мастеров производственного обучения, коллег, руководителей и др.
Характеризуя этот метод, Е.А.Климов отмечает, что он «имеет совершенно уникальное отношение к малоразработанным в нашей науке вопросам ретроспективного анализа ситуаций выбора профессии, изучения путей формирования мастерства, типологии профессиональных судеб («карьер»), а также вопросам преодоления последствий тяжелых психологических конфликтов, социально-трудовой реабилитации людей при частичной утрате ими трудоспособности, наконец, к вопросам профессиональной реориентации...»1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.