Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этические проблемы профессионального консультирования




При проведении профконсультации психолог должен соблюдать определенные этические нормы, руководствоваться профессионально-этическими принципами. В противном случае психолог-профконсультант может быть исключен из психологического сообщества и лишен права на психологическую практику.
Практический психолог должен соблюдать следующие этические нормы.
1. Защита интересов клиента
Необходимо соблюдение принципа добровольного участия в психологическом консультировании. В отдельных исключительных случаях работник обязан пройти собеседование с профконсультантом, но и тогда за клиентом остается право добровольно выбирать степень откровенности и глубины консультации В любом случае следует сообщить клиенту истинную цель консультационной процедуры, проинформировать его о том, кто будет ознакомлен с результате консультации.
Важно соблюдать принцип обеспечения суверенных прав личности. При консультировании возникает опасность посягательства психолога на сокровенные мыс ли и чувства клиента. Психологическая экспансии может выразиться также в том, что психолог побуждает клиента раскрыть интимную сторону его жизни. Искушение проникнуть в тайные уголки бессознания клиента может привести к чрезмерной откровенности в консультировании. Психолог должен сохранять некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потеря его доверие. И конечно, клиент не должен подвергаться обследованию обманным путем.
Обеспечение суверенности клиента означает, что его перед консультированием предупреждают, кто будет иметь доступ к результатам диагностики и принятому решению.
Принцип конфиденциальности означает, что вся информация, полученная при консультировании, будет доступна лишь тем, для кого она предназначена, и только с согласия клиента либо его родителей, если обследуемый несовершеннолетний или не совсем адекватно отражает сложившуюся ситуацию. Если клиент не был предупрежден о том, что результаты консультирования могут стать доступны педагогам, администраторам, предпринимателям, то психолог не имеет права сообщать их ни тем ни другим.
Особо важно обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к материалам консультирования. Категорически запрещается сообщать сведения о клиенте, которые могут нанести ему какой-либо ущерб.
Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме на работу, то клиент должен быть проинформирован, что результаты психодиагностического обследования будут использованы при принятии решения о зачислении его на вакантное место или о приеме на работу.
2. Обеспечение эффективности профконсультирования
Принцип психопрофилактического проведения консультации означает, что при взаимодействии с клиентом следует стремиться обеспечить его эмоционально комфортное состояние, предоставить ему возможность внести коррективы в процедуру консультации, самостоятельно сформулировать рекомендации и наметить пути решения профконсультационной проблемы.
Принцип объективности требует, чтобы результаты консультирования были научно обоснованными, базировались на глубоких психологических знаниях консультанта, компетентном использовании диагностического инструментария и психотехнологий, не зависели от субъективного отношения к клиенту. Консультирование следует вести корректно, доброжелательно. И вместе с тем недопустимы подсказки и помощь, вносящие искажения в процесс решения профконсультационной проблемы.
Принцип «Не навреди!» предполагает, что принятое решение, совместно выработанные рекомендации обязательно должны быть полезны клиенту. Не разрешается также давать рекомендации, которые могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям и нанести вред другим людям.
3. Проведение консультирования на высоком профессиональном уровне
Принцип профессиональной компетентности предъявляет высокие требования к уровню образования профконсультанта (высшее психологическое либо на базе высшего дополнительное психологическое образование), предполагает доскональное владение психодиагностическими методиками и психотехнологиями консультирования, наличие практического опыта и лицензии, полученной по результатам аттестации.
Принцип соблюдения культуры достоинства позволяет избежать каких-либо определенных оценок личности и поведения клиента; его нужно принимать таким, какой он есть. Не следует отнимать у клиента право самому принимать решение и формулировать выводы, подавлять его своей психологической компетентностью, статусом, имиджем. Необходимо предоставлять клиенту возможность высказаться, выговориться. Этот принцип означает также глубокое уважение себя как человека и как психолога.
Обобщая вышеуказанные этические ориентиры профконсультанта, можно привести суждение Н.С.Пряжникова, что главное — «...культивирование права каждого человека на индивидуальность, на построение своего неповторимого счастья, но счастья, не уменьшающего таких же прав других людей, то есть культивирование права на самобытность в сообществе равных» .
О профессиональной подготовленности психолога к профконсультированию свидетельствуют следующие показатели:
• ориентация на решение проблем клиента с учетом его индивидуально-психологических особенностей и потенциальных возможностей;
• полиреактивность психолога на личностно значимые проблемы клиента и уклонение от оценочных суждений по поводу особенностей личности и деятельности клиента;
• реалистичность оценки своих возможностей и уровня квалификации, а также ограничений в своей деятельности;
• постоянное осознание и учет взаимного влияния психолога и клиента при консультировании;
• осознание самоценности достоинства обратившегося за психологической помощью человека;
• экологичность психодиагностической, развивающей и коррекционной работы.
В качестве профессиональных способностей, необходимых практическому психологу, можно назвать следующие:
• инициировать реализацию профессионально-психологического потенциала клиента;
• быстро устанавливать атмосферу доверия при общении с клиентом;
• структурировать проблемную ситуацию и умело планировать профконсультирование;
• компетентно вести психологическую экспертизу профконсультационной проблемы;
• осуществлять эмпатийное взаимодействие, «присоединение» к миру клиента.
Ведущими направлениями работы психолога-профконсультанта являются:
• психологическая консультация;
• психодиагностика;
• психокоррекций и психопрофилактика;
• психологическая реабилитация.
Деятельность психолога-профконсультанта имеет четкую гуманистическую направленность, ориентирована на эмоциональное и профессиональное благополучие клиента, носит творческий характер и предоставляет большие возможности для реализации профессионализма и самоактуализации личностного потенциала.

Выводы


1. Профессиональное консультирование— это метод психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации, реализации профессионально-психологического потенциала, профессионального роста, карьеры, профессиональной реабилитации, а также преодоления профессиональной стагнации, кризисов и конфликтов. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.
2. Основными организационными формами профессионального консультирования являются справочно-информационная, организационно-управленческая, адаптационная, стимулирующая, коррекционная, реабилитационная и манипулятивная. Как правило, они применяются в комплексе. В процессе профконсультирования одна из этих организационных форм является определяющей, доминирующей.
3. В зависимости от концептуального понимания профессионального становления личности сложились следующие типы профконсультирования: диагностическое, воспитательное и развивающее. Наиболее перспективной представляется активизирующая профконсультация, которая предусматривает самоактуализацию клиента и включает развитие и коррекцию личности. Все три типа консультирования реализуются с помощью индивидуальных и групповых психологических технологий.
4. В профконсультировании используются методы психодиагностики, позволяющие осуществить сбор информации о психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровне развития свойств, качеств, черт характера клиента для оказания ему психологически обоснованной помощи. Использование конкретных методов психодиагностики определяется проблемами профконсультирования и возрастными особенностями клиента.
5. При консультировании психолог руководствуется следующими этическими принципами:
• добровольности участия клиента в консультации;
• его активности в решении проблемы;
• конфиденциальности диагностической информации;
• научной обоснованности и объективности прогноза и выводов;
• коррекционно-развивающего характера предлагаемых рекомендаций.
При оказании консультативной помощи важно соблюсти право каждого человека быть личностью, индивидуальностью и принимать его таким, какой он есть.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.