При проведении профконсультации психолог должен соблюдать определенные этические нормы, руководствоваться профессионально-этическими принципами. В противном случае психолог-профконсультант может быть исключен из психологического сообщества и лишен права на психологическую практику. Практический психолог должен соблюдать следующие этические нормы. 1. Защита интересов клиента Необходимо соблюдение принципа добровольного участия в психологическом консультировании. В отдельных исключительных случаях работник обязан пройти собеседование с профконсультантом, но и тогда за клиентом остается право добровольно выбирать степень откровенности и глубины консультации В любом случае следует сообщить клиенту истинную цель консультационной процедуры, проинформировать его о том, кто будет ознакомлен с результате консультации. Важно соблюдать принцип обеспечения суверенных прав личности. При консультировании возникает опасность посягательства психолога на сокровенные мыс ли и чувства клиента. Психологическая экспансии может выразиться также в том, что психолог побуждает клиента раскрыть интимную сторону его жизни. Искушение проникнуть в тайные уголки бессознания клиента может привести к чрезмерной откровенности в консультировании. Психолог должен сохранять некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потеря его доверие. И конечно, клиент не должен подвергаться обследованию обманным путем. Обеспечение суверенности клиента означает, что его перед консультированием предупреждают, кто будет иметь доступ к результатам диагностики и принятому решению. Принцип конфиденциальности означает, что вся информация, полученная при консультировании, будет доступна лишь тем, для кого она предназначена, и только с согласия клиента либо его родителей, если обследуемый несовершеннолетний или не совсем адекватно отражает сложившуюся ситуацию. Если клиент не был предупрежден о том, что результаты консультирования могут стать доступны педагогам, администраторам, предпринимателям, то психолог не имеет права сообщать их ни тем ни другим. Особо важно обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к материалам консультирования. Категорически запрещается сообщать сведения о клиенте, которые могут нанести ему какой-либо ущерб. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме на работу, то клиент должен быть проинформирован, что результаты психодиагностического обследования будут использованы при принятии решения о зачислении его на вакантное место или о приеме на работу. 2. Обеспечение эффективности профконсультирования Принцип психопрофилактического проведения консультации означает, что при взаимодействии с клиентом следует стремиться обеспечить его эмоционально комфортное состояние, предоставить ему возможность внести коррективы в процедуру консультации, самостоятельно сформулировать рекомендации и наметить пути решения профконсультационной проблемы. Принцип объективности требует, чтобы результаты консультирования были научно обоснованными, базировались на глубоких психологических знаниях консультанта, компетентном использовании диагностического инструментария и психотехнологий, не зависели от субъективного отношения к клиенту. Консультирование следует вести корректно, доброжелательно. И вместе с тем недопустимы подсказки и помощь, вносящие искажения в процесс решения профконсультационной проблемы. Принцип «Не навреди!» предполагает, что принятое решение, совместно выработанные рекомендации обязательно должны быть полезны клиенту. Не разрешается также давать рекомендации, которые могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям и нанести вред другим людям. 3. Проведение консультирования на высоком профессиональном уровне Принцип профессиональной компетентности предъявляет высокие требования к уровню образования профконсультанта (высшее психологическое либо на базе высшего дополнительное психологическое образование), предполагает доскональное владение психодиагностическими методиками и психотехнологиями консультирования, наличие практического опыта и лицензии, полученной по результатам аттестации. Принцип соблюдения культуры достоинства позволяет избежать каких-либо определенных оценок личности и поведения клиента; его нужно принимать таким, какой он есть. Не следует отнимать у клиента право самому принимать решение и формулировать выводы, подавлять его своей психологической компетентностью, статусом, имиджем. Необходимо предоставлять клиенту возможность высказаться, выговориться. Этот принцип означает также глубокое уважение себя как человека и как психолога. Обобщая вышеуказанные этические ориентиры профконсультанта, можно привести суждение Н.С.Пряжникова, что главное — «...культивирование права каждого человека на индивидуальность, на построение своего неповторимого счастья, но счастья, не уменьшающего таких же прав других людей, то есть культивирование права на самобытность в сообществе равных» . О профессиональной подготовленности психолога к профконсультированию свидетельствуют следующие показатели: • ориентация на решение проблем клиента с учетом его индивидуально-психологических особенностей и потенциальных возможностей; • полиреактивность психолога на личностно значимые проблемы клиента и уклонение от оценочных суждений по поводу особенностей личности и деятельности клиента; • реалистичность оценки своих возможностей и уровня квалификации, а также ограничений в своей деятельности; • постоянное осознание и учет взаимного влияния психолога и клиента при консультировании; • осознание самоценности достоинства обратившегося за психологической помощью человека; • экологичность психодиагностической, развивающей и коррекционной работы. В качестве профессиональных способностей, необходимых практическому психологу, можно назвать следующие: • инициировать реализацию профессионально-психологического потенциала клиента; • быстро устанавливать атмосферу доверия при общении с клиентом; • структурировать проблемную ситуацию и умело планировать профконсультирование; • компетентно вести психологическую экспертизу профконсультационной проблемы; • осуществлять эмпатийное взаимодействие, «присоединение» к миру клиента. Ведущими направлениями работы психолога-профконсультанта являются: • психологическая консультация; • психодиагностика; • психокоррекций и психопрофилактика; • психологическая реабилитация. Деятельность психолога-профконсультанта имеет четкую гуманистическую направленность, ориентирована на эмоциональное и профессиональное благополучие клиента, носит творческий характер и предоставляет большие возможности для реализации профессионализма и самоактуализации личностного потенциала.
Выводы
1. Профессиональное консультирование— это метод психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации, реализации профессионально-психологического потенциала, профессионального роста, карьеры, профессиональной реабилитации, а также преодоления профессиональной стагнации, кризисов и конфликтов. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы. 2. Основными организационными формами профессионального консультирования являются справочно-информационная, организационно-управленческая, адаптационная, стимулирующая, коррекционная, реабилитационная и манипулятивная. Как правило, они применяются в комплексе. В процессе профконсультирования одна из этих организационных форм является определяющей, доминирующей. 3. В зависимости от концептуального понимания профессионального становления личности сложились следующие типы профконсультирования: диагностическое, воспитательное и развивающее. Наиболее перспективной представляется активизирующая профконсультация, которая предусматривает самоактуализацию клиента и включает развитие и коррекцию личности. Все три типа консультирования реализуются с помощью индивидуальных и групповых психологических технологий. 4. В профконсультировании используются методы психодиагностики, позволяющие осуществить сбор информации о психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровне развития свойств, качеств, черт характера клиента для оказания ему психологически обоснованной помощи. Использование конкретных методов психодиагностики определяется проблемами профконсультирования и возрастными особенностями клиента. 5. При консультировании психолог руководствуется следующими этическими принципами: • добровольности участия клиента в консультации; • его активности в решении проблемы; • конфиденциальности диагностической информации; • научной обоснованности и объективности прогноза и выводов; • коррекционно-развивающего характера предлагаемых рекомендаций. При оказании консультативной помощи важно соблюсти право каждого человека быть личностью, индивидуальностью и принимать его таким, какой он есть.