Говоря о замках, нельзя промолчать о двери, т.к. замок подбирается к двери. Не вижу смысла в воротах гаража из листа металла тоньше 4 мм. В гараже замок устанавливается либо на ворота, либо на калитку. Створки ворот массивные и тяжелые, а тяжесть их приходится во многом и на замок. Поэтому и замок должен быть массивным и прочным, как сам короб из листа металла не тоньше 3 мм., так и крепкие массивные ригели, а также прочное крепление замка к двери. По способу установки на ворота все гаражные замки делятся на: врезные, накладные и навесные. Позвольте мне не останавливаться на навесных замках, хотя бы по тому, что любой из них я открою (точнее сломаю) максимум минут за пять. Последние годы в нашей стране появляется все новый и новый качественный инструмент при помощи которого одно удовольствие крушить замки и двери, но не будем о грустном. Еще мне не нравятся навесные замки тем, что часто трос цепляют именно за замок (или проушины) и дергают машиной. Многие ворота такого не выдерживают. Итак врезной или накладной. Принципиальной разницы не вижу. Главное накладной замок прикрепить так, чтобы с наружи двери не были видны точки крепления замка. Позаботьтесь обязательно, чтобы замок не открывался изнутри гаража, чуть дальше я расскажу почему. Ворота крепите либо на внутренних петлях, либо изнутри делайте растяжки, чтобы ворота не упали, если срезать петли. Надеяться на петли из термообработанной стали не советую. Постарайтесь, чтобы не было щелей между створками ворот, ни сверху, ни снизу, куда можно просунуть инструмент. Для гаража я советую выбирать сувальдные массивные замки либо именитых фирм по цене сотни долларов, либо отечественные, ни чуть не хуже (а по многим параметрам и лучше) но по цене около 20 долларов. Правда что-то ни чего хорошего из отечественного на ум не приходит кроме замков Керберос. Появились у них очень приличные замки 4 класса защиты с новшествами против взлома, интересными техническими решениями против отмычек, покрытием сувальд замка цинком, что предохраняет их от коррозии многие годы и не требует смазки. А это не маловажно, т.к. в замочную скважину гаражного замка попадает пыль, грязь, влага. В других замках, смазанных маслами, пыль и песок налепают на сувальды, что затрудняет их скольжение между собой и может привести к заклиниванию замка. На сухую сувальду пыль не липнет. Опять же зимой, масло замерзает внутри замка и делает невозможным его отпирание. Весной когда ночью заморозки, а днем припекает солнышко, из-за перепада температур и большой влажности, внутри замка скапливается конденсат, который вызывает коррозию металла. А сувальды, изготавлевымые для замков Керберос, имеют цинковое покрытие, которое при рассмотрении под микроскопом с большим увеличением, представляет собой шарики, расположенные на поверхности металла, которые и уменьшают трение сувальд друг о друга. Еще один приятный момент, вставка в ригель, предохраняющая его от перепиливания. Причем реально предохраняющая, сам пробовал пилить. Скажете, что ж такого, для того и вставка, чтоб не перепилить. Не скажите, вот например замки "Класс", "Цербер" и ряд других с подобными вставками, перепилил в легкую, а в некоторых замках их почему-то не вставили, забыли, а может решили зачем они, если толку от них нет ни какого. Можно много писать о применяемых технических решениях в замках "KERBEROS", но это тема отдельной статьи. А все вышеперечисленное я писал лишь для того, чтобы Вы при покупке замка, попросили продавца открыть крышку короба и сами бы убедились, что и в этом замке также все хорошо, красиво, качественно и надежно. Вроде бы красота и надежность две разные вещи. Ан нет. Если качество обработки поверхностей деталей будет идеальным, зазоры между ними будут соответствовать ГОСТам, в коробе замка не будет стружки, ключи из качественного металла, изготовлены с математической точностью и т.д., значит делали замка выполнены на хорошем заводском оборудовании и замок будет служить долго и надежно. А если на сувальдах царапины, по краям "заусенции", в коробе замка металлическая стружка, зазоры не соответствуют требованиям ГОСТов, ключ противно брать в руки, значит замки изготавливались пьяным мастером при помощи напильника, молотка и какой-то матери. Выбирать Вам. За прошлую зиму было огромное количество краж из гаражей, охраняемых гаражных кооперативов. Как показала практика сторож в таких больших кооперативах абсолютно неэффективен. Так что укрепляйте ворота сами и ставьте надежные замки. Вот несколько примеров из моей практики как открывали гаражи. Лишь для иллюстрации к вышесказанному.
Пример 1..Если над гаражом выступает плита (что часто делается в качестве козырька), ставят гидравлический домкрат, на него бревно, упирают его в козырек и поднимают плиту, чтобы человек мог пролезть в щель. Дальше изнури отпирают замок и открывают ворота. Такой способ занимает несколько минут.
Пример 2. Ломают заднюю стенку (или крышу) гаража и изнутри отпирают замок.
Пример 3. Открывают соседний гараж, где двери или замок попроще. Далее ломают боковые стены и идут в нужный гараж. На моей практике, вор так прошел восемь гаражей, ломая стены ломом (такие стены толщиной, как правило, в пол кирпича). Дошел до нужного ему, отпер изнутри ворота и украл машину.
Пример 4. Отгибают ломом нижнюю часть створки ворот, запускают в образовавшуюся щель подростка, который изнутри открывает гараж.
Пример 5. Высверливают болты, крепящие замок к воротам. Здесь могу дать совет, крепите замок на приваренные уголки. Варите качественно, а то от удара кувалдой по воротам в месте крепления замка, замок отвалится.
Высверливают механизмы замка, режут металл двери сваркой, ножницами по металлу и т.д. Но глупо не пытаться обезопасить себя от краж, хотя бы потому, что вы потом себе не простите, если кража случится, а Вы не предприняли мер безопасности.
НАУКА ПОКУПАТЬ
Выбирая замок для гаража, сначала попробуйте понять, владеет ли предметом разговора отвечающий на ваши вопросы продавец. Уточните тип понравившегося изделия (оно должно быть предназначено именно для гаражей) и оцените внешний вид ключей — они обязательно должны быть пронумерованы. Если выбор пал на сложный замок с трехточечным запиранием (традиционный засов — в соседнюю створку и по одной вертикальной тяге в потолок и в пол), вспомните конструкцию ворот в своем гараже и учтите, что малейший перекос створок (особенно зимой) резко увеличивает сопротивление перемещению вертикальных тяг, и в один прекрасный день вы рискуете остаться у запертого гаража со сломанным ключом в руках. Пожалуй, оптимальным вариантом для гаража будет замок с сувальдным механизмом секретности (он криптостоек и способен передавать большие нагрузки). И не связывайтесь с кустарными изделиями! Изготовление деталей хорошего замка требует специального оборудования, соблюдения технологии и соответствующей инженерной базы. Сомневаюсь, что даже очень квалифицированный слесарь сможет все это обеспечить. Да и делают их по одной схеме, одним ключом откроют все замки мастера.
ЗАКЛИНИЛО??
Если возникли проблемы с отпиранием гаражного замка, ни в коем случае не применяйте грубую физическую силу. При перекосе ворот (такое часто бывает весной) сначала с помощью мощного рычага или домкрата восстановите их геометрию и только после этого возобновляйте попытки провернуть ключ. При засорении механизма секретности залейте в замочную скважину любую смазку с высокой проникающей способностью (например, WD-40) и через несколько минут вновь попробуйте открыть замок. Профилактическое обслуживание сувальдных гаражных замков сводится к регулярной смазке (только жидкими маслами!). И помните, что зимой масло в замке замерзает. Поэтому можно применять морозостойкие масла. Я с успехом применяю оружейное масло (оно дешевое и продается во всех оружейных магазинах) для низких температур. Машинные масла использовать не рекомендую, чтобы не вызвать коррозии деталей замка из-за используемых присадок.
КСТАТИ....
Потенциальная возможность вскрытия гаражного, дверного или сейфового замка с помощью отмычек зависит от двух факторов — технологического уровня изготовления запорного устройства и наличия в его механизме секретности специальных «ловушек».