Вы работаете фельдшером. В здравпункт железнодорожного вокзала доставлен постовым милиционером человек, который спал в привокзальном саду; температура воздуха на улице ниже 00. Объективно: пальцы левой руки резко бледные, движения в пальцах отсутствуют, чувствительность не определяется. Через несколько минут кожа на пальцах стала синюшной, отечной и болезненной, с мраморным оттенком, в суставах пальцев появились движения, но не в полном объеме.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Расскажите об объеме доврачебной помощи и направлении в соответствующее лечебное учреждение.
У пострадавшего отморожение пальцев левой кисти I степени (на момент осмотра), так как для более тяжелых степеней характерен более длительный скрытый период (до нескольких дней, когда появляются пузыри и некроз тканей).
Требуется не менее 5-7 дней для того, чтобы определить границу патологического процесса.
2. Объем доврачебной помощи:
а) постепенное согревание кисти в воде, начиная с комнатной температуры до температуры тела в течение 20-30 минут;
б) накладывают асептическую повязку с толстым слоем ваты;
в) проводят общее согревание (дать горячий чай, кофе, молоко и пищу, обогревание с помощью грелок, одеял);
г) вводят сердечно-сосудистые средства и спазмолитики;
д) направляют в травматологический пункт.
3.Наложить повязку "перчатка".
Задача № 19
Во время спортивной борьбы, один из борцов почувствовал острую боль в области левого плечевого сустава, невозможность движений в верхней конечности.
Объективно: пораженную конечность пострадавший придерживает здоровой рукой, визуально плечевой сустав деформирован, целостность кожи не нарушена, при пальпации головка плечевой кости определяется в подмышечной впадине. При опускании руки – усиление боли и пружинистость.
Вы обслуживаете соревнования.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи пострадавшему, аргументируйте свой ответ.
а) ощущения резкой боли в области левого плечевого сустава и надплечья во время проведения приема и в дальнейшем;
б) клинических симптомов: вынужденное положение левой верхней конечности, деформация плечевого сустава, нарушение функции конечности, головка плеча пальпируется в подмышечной впадине, пружинистое сопротивление.
Точный диагноз может быть поставлен только после выполнения рентгенографии в ЛПУ.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) обезболивание с целью профилактики болевого шока (введение растворов баралгина, тригана, максигана, спазгана, тромала внутримышечно);
б) транспортная иммобилизация косыночной повязкой в том положении, которое приняла конечность (уменьшает боль, обеспечивает покой конечности, исключает дополнительную травматизацию тканей);
в) применение холода на область сустава (уменьшает боль и внутреннее кровотечение);
г) транспортировка в травм пункт, в положении сидя (для уточнения диагноза, вправления и фиксации конечности) санитарным транспортом.
Все манипуляции выполняются в перчатках.
Наложение косыночной повязки.
Задача №23
Фельдшера школы вызвали в спортзал. Ученица 15 лет, при падении на уроке физкультуры ударилась правым плечом о металлическую перекладину, появилась сильная боль в правой руке.
При осмотре: старается прижать поврежденную руку к туловищу. В средней трети правого плеча припухлость, деформация, при пальпации резкая локальная болезненность и крепитация костных отломков, патологическая подвижность в месте травмы.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику транспортной иммобилизации верхней конечности, применительно к данной ситуации.