1. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: Учеб.пос. – М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Управление персоналом: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2006.
3. Управление персоналом организации: Учеб. Для студентов вузов по спец. «Менеджмент», «Управление персоналом» / Под ред. А.Я. Кибанова.- М: ИНФРА-М, 2009.
4. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: Учеб.пос. / Под ред. Н.И. Шаталовой. – М.: Инфра-М, 2010.
5. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / Под ред. В.В. Щербины. - М.: НИГО, 2004. - 520 с.
Кадровый консалтинг это вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области управления человеческими ресурсами.
Кадровое консультирование представляет деятельность по анализу эффективности организационно-функционального строения организации; оценке кадрового состава организации, выявлению кадрового резерва; прогнозу потребности в персонале; анализ эффективности существующих в организации способов привлечения, адаптации и продвижения персонала, оценка профессионального уровня сотрудников компании исходя из её целей и задач, диагностика психологического климата и организационной культуры, оценка эффективности стилей управления, взаимодействия управляющего состава с коллективом.
Цельюкурса
«Кадровое консультирование» является получение знаний и навыков по организации консультационной помощи в сфере управления человеческими ресурсами.
Целью изучениядисциплины является овладение студентов теоретической базой и практическими навыками управленческой и консультационной деятельности применительно к процессам управления, кадровыми процессами в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, в целях сохранения и обеспечения устойчивости управляемой системы.
Задачи курса:
1. Формирование компетентности в сфере консультационной деятельности.
2. Раскрытие перспектив развития системы кадрового консультирования.
3. Определение специфики консалтинга в управлении персоналом.
Тема 1. Методологические основы кадрового консалтинга.Предмет и объект учебной дисциплины. Природа и цели консалтинга, консультант и клиент. Консалтинг и экономика. Консалтинг и инновации. Основные типы консалтинга и методические подходы (исследовательско-познавательный, совещательно-консультативный, совещательно-решающий, совещательно-проектный, совещательно-реализационный, воспитательно-образовательный, информационный). Типы консалтинговых организаций и виды услуг (классификация ФЕАКО). Характерные черты консалтинговой услуги.
Тема 2. История, современное состояние и перспективы развития кадрового консалтинга.Возникновение консалтинговой деятельности. Структура услуг в современном консалтинге и тенденции его развития. Возникновение консалтинговых услуг в России. Приоритеты спроса на российский консалтинг. Профессиональные объединения консультантов.
Тема 3. Кадровое консультирование как технология управления человеческими ресурсами.Концепция кадрового консультирования как средства развития организации (Базаров Т.Ю.). Подходы к консультированию (Базаров Т.Ю.). Парадигмы кадрового консультирования (по ресурсам, по процессу). Содержание кадрового консультирования: аналитический и программирующий этапы. Принципы кадрового консультирования. Коучинг в кадровом консультировании.
Тема 4. Консалтинговый процесс.ПодходыК.Макхема, В.И. Алешникова, Г.И. Маринко к определению стадий консультирования. Стадии процесса консультирования по А.П. Посадского: предпроектная, проектная и послепроектная стадии. Предпроектная стадия: выбор клиента, заключение договора. Проектная стадия: диагностика, методы ее осуществления, оформление результатов диагностики; разработка и внедрение решений. Послепроектная стадия: оформление отчета, анализ результатов работы.
Тема 5. Поведение и коммуникации в ходе консультационного процесса.Взаимодействие «консультант-клиент». Поведенческие роли консультанта. Методы воздействия на клиента. Психологические проблемы взаимоотношений в системе «консультант-клиент». Мотивация консультанта. Профессионально важные качества консультанта.
Задание на самостоятельное изучение дисциплины:
1.Изучить темы дисциплины и выбрать одну из предложенных, для глубокого анализа информации: (изложить содержание, дать пример, написать вывод по теме (для чего она может пригодиться), написать использованную литературу.
2.Решить управленческие задачи (содержание в задании)
3.Прописать содержание кадрового консультирования по запросу (выбрать один из предложенных запросов и выполнить):
- какую информацию можно дать по данному запросу;
- какие можно ожидать вопросы от клиента по этому запросу;
- какие выводы можно сделать.
Отправить на почту Воробьёвой М.А. vorobyeva_marina@mail.ru
Темы контрольных работ
1. Теоретический обзор зарубежной системы кадрового консалтинга.
2. Проблема развития кадрового консультирования в России.
3. Сравнительный анализ особенностей консалтинга в различных сферах менеджмента.
4. Консалтинг в сфере общего управления.
5. Консалтинг в маркетинге.
6. Управление производством: основные аспекты консультационной деятельности.
7. Консалтинг в сфере управления человеческими ресурсами.
8. Особенности консалтинговой деятельности в различных сферах бизнеса.
9. Кадровое консультирование в организациях различного типа (ООО, ОАО, ЗАО, ИП и др.)
10. Проблема эффективной коммуникации в консультировании.
11. Оценка качества консалтинговой деятельности.
12. Кодекс поведения ФЕАКО.
13. Проблема сертификации консалтинговых услуг.
14. Коучинг в кадровом консалтинге.
15. Маркетинг консультационных услуг.
16. Национальные ассоциации консультантов в России.
17. Содержание деятельности консалтинговых агентств в России.
18. Российский и американский образы консультантов.
19. Основные типы консалтинга и методические подходы (исследовательско-познавательный, совещательно-консультативный, совещательно-решающий, совещательно-проектный, совещательно-реализационный, воспитательно-образовательный, информационный).
23. Профессиональная этика консультанта в консультационной работе.
24. Кадровое консультирование как технология управления человеческими ресурсами.
25. Концепция кадрового консультирования как средства развития организации.
26. Парадигмы кадрового консультирования.
27. Содержание и принципы кадрового консультирования.
28. Основные этапы кадрового консультирования: аналитический и программирующий.
29. Подбор персонала: анализ потребности в кадрах, определение должностных обязанностей, определение источников поступления кандидатов, технологии отбора кадров.
30. Адаптация новых сотрудников: последовательность действий для создания программы адаптации.
31. Оценка персонала: концепции, методы и критерии оценки сотрудников.
32. Обучение и развитие персонала: определение потребностей в обучении, разработка системы обучения, проведение учебных мероприятий.
33. Методы обучения руководства и персонала.
34. Программы обучения персонала.
35. Мотивация персонала: модель индивидуальной и групповой мотивации.
36. Корпоративная культура, орг.культура: определение, виды, этапы создания корпоративной культуры, примеры.
37. Поведение и коммуникации в ходе консультационного процесса.
38. Поведенческие аспекты консультационного процесса и взаимоотношения консультант-клиент.
39. Бихевиористические роли консультанта и клиента.
40. Психология клиента.
41. Методы содействия переменам в людях и организациях.
42. Методы общения и убеждения (в консультативном процессе)