Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные идеи начальной русской летописи.



Предпосылки возникновения и развитие ДРЛ. Осн.черты, проблема периодизации.

 

ДРЛ (XI – XVII вв – формирование государства от Киева до Петра). Глубокий след, богатство и гордость, истоки гражданственности, духовности, патриотизма. Изучать трудно, т.к. все непривычное – собств.законы (как иконопись).

Предпосылки:

1. Письменность (c X в) – новгородские берест.грамоты, библиотека Ярослава Мудрого (X-XI вв).

2. Эконом. и культ. усл. (множество городов, работа монастырей) Писали на пергамЕне(коже) деревян.стилами, естествен.чернила, дерев. Переплет, большой объем, несколько авторов. Древнейшая книга – Остромирово Евангелие.(1056-57).

Разные виды почерка – устав (квадрат, медленно, без пробелов), полуустав (XIV-XV вв, покруглее), скорость (XVI-XVII, мелко, нечетко, быстро), вязь – замысловато.

До 1564 – только рукописные книги, без четкого деления по жанру и тематике.

До XVII – сборники, своды.

 

Связь с религиозным, деловым и фольклорным началами. Содержание богато. Осн. Тема – величие рус.земли, кот.надо защищать. ДРЛ сохр. события и имена.

Образ простого чел-ка постепенно стал центральным.

Вера, добро, мужество, жизнеутреждающий пафос, единство.

Лихачев: В ДРЛ одна тема – история.

Древнерусский язык = церковно-славянск. + разговорн.

 

Осн. Черты:

1. Высокая духовность. (милосердия, альтруизм)

2. Историзм (отражение событий) = реализм + религ.фантастика.

3. Воинствующий дидактизм (по Еремину)

4. Этикетность (каноны в приемах)

5. Символичность (природа предсказ.)

6. Традиционность (общие места. повторы)

7. Рукописный характер.

8. Особая система жанров:

- церковные (библия, псалмы, слова, жития, прОлоги, минеи)

- между – хожения.

- светские (повести, сказания, предания, летопись, вирши)

Жития, слова – ушли, другие жанры приспособились (хожения => дневники, поучения => басни), третьи – новое звучание.

 

ДРЛ – общая для вост.славян. Центр – Киев => Новгород => (XII-XIV) Чернигов, Галич, Рязань, Владимир => (XV) Москва.

 

Периодизаций др. лит-ры много, но мы пользуемся одной из них:1. Лит-ра Киевской Руси (11 -первая треть 12 века). Этот период характеризуется относительным единством литературы, которое определяется взаимосвязью 2-ух главных культурных центров государства — Киева и Новгорода. Это период ученичества, в роли наставников Византия и Болгария. Переводная литература преобладает. В ней сначала доминируют религиозные тексты, а затем появляется светская литература. Главная тема- тема Русской земли и её положения в семье христианских народов.2. Лит-ра эпохи феодальной раздробленности (вторая треть 12-первая треть 13 в.). Этот период связан с появлением областных литературных центров во Владимире, Ростове, Смоленске и др. наметился процесс «расподобления» стилей русского летописания, агиографии, ораторского искусства. Господствует монументально-исторический стиль в литературе.3. Лит-ра эпохи начала татаро-монгольского ига (вторая треть 13-1380 г.). В этот период основная тема литературы-героическая, а монументально- исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованность.

4. Лит-ра эпохи Куликовской битвы (1380-80-е гг. 15 в.). Это время творческих исканий и открытий в литературе, что вызвано подъёмом национального самосознания и возвышением Москвы. Складывается новый нравственный идеал эпохи, что нашло отражение в житиях святых Епифания Премудрого. Растёт интерес читателя к беллетристической и историко-публицистической литературе.5. Лит-ра Московского централизованного государства (конец 15-16 в.). Этот этап характеризовался небывалым расцветом публицистики, т.к. в государстве было множество проблем. Традиция начинает преобладать над новым, литература переживает период нового монументализма, проявляется интерес к биографиям исторических деятелей.6 Лит-ра переходного этапа (17 в.). В этот период происходит столкновение новых и старых принципов художественного творчества. Развитие индивидуального начала видно во всём. После церковной реформы Никона литература разделилась на демократическую и официальную. Стремительно растёт автобиографическое начало, появляется внимание к личности человека.

 

Основные идеи начальной русской летописи.

Уже в названии ("Се повести блаблабла") содержится указание на идейно-тем содержание летописи. В центре внимания - исторические судьбы Русской земли, нач. с момента возникновения и заканч 1м десятилетием XII в. Летописцем руководит высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её полит. самост-ти, религ независимости от Византии.

Летописные сказания злободневны (!), исполнены осуждения княжеских усобиц, ослаб могущество Русской земли, призыва блюсти Русскую землю, не посрамить её в борьбе с врагами (первостепенно - с печенегами, половцами).

Определяющей явл тема родины, ведущей в летописи. Интересы родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя, явл мерилом его славы и величия.

Далее вдумаемся в заглавие "ПВЛ". "Повесть" - рассказ, т.е. то, что поведано о прошлом Рус земли с целью установить, "откуду есть пошла..блаблабла..княжити". Если работа по сост-ю летописи нач в 30-40е гг, то её создатели выступили не только в кач-ве историков-исслед-й, но и в кач-ве 1х историков-писателей, т.к. требовалось не только добыть мат-л, но и обработать, систематизировать - как бэ "положить по ряду".

Материалом явл устные истор предания, легенды, эпич героич песни, затем письм источники: греч, болгар хроники, агиограф лит-ра.

Идеи. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о распространении новой веры, стройке храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «ПВЛ» центральное место.
С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междуусобицы. Все это не могло оставить летописцев равнодушными. Заключительная часть «ПВЛ» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князями, о том, что взаимная ненависть князей – тяжкий грех, преступление против Господа.
Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения к восставшим киевлянам.

 

 

3. ПВЛ, её источники, история создания и редакции (по теории Шахматова).

Источники ПВЛ (по Лихачеву).

I. Устные: фольклор, устная лит-ра

1) исторические песни, повести, эпич. героич. песни

2) исторические предания и легенды, местные легенды

3) рассказы Вышаты и его сына Яня Вышатича

4) дружинная поэзия

5) своеобразные сказы, обладавшие диалогической формой

II. Письменные: греческие, болгарские хроники, труды предшественников-летописцев, ист. документы, агиографич. лит-ра.

Легенды, ист. сказания восходят корнями к глубокой древности. Само основание первых городов связано с легендами: построение Киева тремя тратьями – Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью. Легенда была записана в VII в. н.э. армянским (!) историком.

Местные легенды связаны с урочищами, могильниками, селами и городами всей великой Русской равнины.

Могильные насыпи издавна связаны у всех народов с ист. преданиями. Выс холмы, насыпавшиеся над могилами вождей, сами по себе свидетельствовали о стремлении сохранить на многие поколения память об умерших. Кроме того, память о погребённых поддерживалась тризнами.

Могилы Аскольда и Дира – завоевание Киева, могила «у Искоростеня града в Деревах» - гибель Игоря, могила Олега – легенда о Вещем Олеге, могила «у града Вручего» - смерть Олега Святославича.

Города и урочища: Новгород, Ладога – Рюрик, Изборск – Трувор, Белозеро – Синеус, Псков – сани Ольги (О_о)

3 поколения летописцев находились в дружественных отн-х с Вышатой и его сыном Янем на протяжении 1064-1106гг.

Вышата – сын новгородского посадника Остромира, автора знаменитого Остромирова Евангелия 1056-57 гг. Остромир – сын новгородскго посадника Константина, Константин – сын Добрыни – будущего героя русских былин Добрыни Никитича. судьба этого рода отражена в летописи. Янь – сын Вышаты.

Их рассказы, неточные хронологически, несут в себе следы сказочных мотивов и героизируют роль Вышатичей, подчеркивают близость к роду киевских князей (советы князьям и т.д.)

Сказания об этом роде были широко известны. В 1128 г., через 22 г. после смерти Яня, летописец привлёк истор. предание о Добрыне для объединения родовой вражды полоцких князей Рогволодовичей с Ярославичами. Родовые предания не были единичными, т.к. князья постоянно вспоминали отцов и дедов своих, считаясь с родовыми традициями.

ПВЛ сохранила содержание неск-х героич. преданий дружинной поэзии. Осн. тема – смелые походы русских дружин на Константинополь. Наход. отражение в летопис. рассказах о походах на Царьград аскольда и Дира, Олега, Игоря, Святослава, о знаменитых пирах Владимира Святославича, о бесстрашном князе Святославе.

 

История создания и редакции (Шахматов).

Шахматову, выдающемуся русскому филологу, удалось создать наиболее ценю гипотезу о составе, источниках и редакциях ПВЛ. Применён сравнительно-истор метод филологического изучения текста. Работы – Разыскания о древнейших русских летопис. сводах (СПб, 1908) и ПВЛ (1916).

В 1039г. в Киеве учредили митрополию – самостоят. церковную орг-цию. При дворе митрополита был создан «Древнейший Киевский свод», довед. до 1037г. (у меня ошибка в датах? исправьте) По предположению Шахматова, этот свод возник на основе греч. переводных хроник и местного фольклорного мат-ла. В Новгороде в 1036 г. созд. Новгородская летопись, на основе 2х созд. «Древнейший Новгородский свод» в 1050. В 1073 Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составляет «Первый Киево-Печерский свод», куда включил также записи ист. событий, произошедших после смерти Ярослава Мудрого (1054).

На основании «Первого Киево-Печерского свода» и «Древнего новгородского свода» созд. в 1095 «Второй Киево-Печерский свод» (сначала Шахматов наз. его «Начальный свод»). Автор второго свода дополнил свои источники мат-лом греч. хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского.

«Второй Киево-Печерский свод» и послужил основой ПВЛ, первая р-ция к-рой была созд. в 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая ред. – игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116г. и третья – известным автором, духовником князя Мстислава Владимировича.

Первая ред. ПВЛ основное внимание в повествовании об ист. соб-х XI-XII вв. уделяла Святополку Изяславичу, умершему в 1113г. Вл. Мономах передал ведение летописи в свой вотчинный Выдубицкий монастырь, где Сильвестр осуществил ред. переработку, выдвинув не 1й план фигуру Мономаха. Несохранившийся текст 1й ред. он реконструировал в своей работе «ПВЛ», 2ю лучше всего сохр. Лаврентьевская летопись, 3ю – Ипатьевская.

Ещё существуют 3 гипотезы: Лихачёва, Истрина и Рыбакова…я рыдалъ и плакалъ, но скрепя сердце продолжаю писать эту муть……

Итак, Истрин. Он считал, что в 1039 при дворе митрополита-грека путём сохранения хроники Георгия Амартола возник «Хронограф по великому изложению, доп. русскими известиями». Выделенные из Хронографа в 1054г., они сост. 1ю ред-цию ПВЛ, а 2я создана Нестором в начале 2го 10тилетия XII в.

Лихачёв. Он отверг возможность сущ-ия в 1039г. «Древнейшего Киевского свода» и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, к-рую пришлось вести Киевскому гос-ву в 30-50е гг. XIв. против полит. и религ. притязаний Византийской империи.

Рыбаков. Анализируя текст «Нач. рус. летописи», он приходит к выводу, что погодные краткие записи стали вестись в Киеве с появления христ. дух-ва (867г.) при княжении Аскольда. В конце XIв. был создан «Первый Киевский летописный свод», обобщивший разнородный мат-л кратких погодных записей, устных сказ-й. свод был создан при Десятинской церкви. свод кончался прославлением Владимира. В то же время оформился (по мнению Рыбакова) и Владимирский цикл былин, в кот. давалась нар. оценка соб. и лиц, когда в летописи – придворные оценки.

Разделяя т.зр. Шахматова о сущ-ии Новгородского свода, Рыбаков считает, что летопись была создана при участии Остромира.

Рыбаков выдвигает гипотезу об активном личном уч-ии Мономаха в созд-ии 2й Сильвестровой ред. 3ю рец. он связывает с деят-тью сына Мономаха Мстислава Владимировича, к-рый пытался противопоставить Киеву Новгород.

 

 

4. Композиция и типы летописн. пов-ния ПВЛ

 

.По композиции это очень интересное произведение. Оно распадается на 2 части: до 850 г.-условная хронология, а затем-погодная. Также были такие статьи, где год стоял, а записи не было. Это означало, что в этот год не произошло ничего значительного, и летописец не считал нужным это записывать. Под одними годом могло быть и несколько крупных повествований. Также композиционное своеобразие «Повести временных лет» проявляется в соединении множества жанров в этом произведении. Отчасти из-за этого под одним годом иногда помещались сообщения разного содержания. Летопись представляла собой свод первичных жанровых образований. Здесь находим и погодную запись-простейшую и древнейшую форму повествования, и летописный рассказ, летописные сказания.

 

Во вводной части излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Иафетом — и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению «единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком. Определив, что «язык (народ) словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен.

Точные указания на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г., так как с этого времени, как утверждает летописец, Русь упоминается в «греческом летописании»

Далее в летописи повествуется о важнейших событиях IX в. — «призвании варягов», походе на Византию Аскольда и Дира, завоевании Киева Олегом.

В последующих летописных статьях рассказывается о княжении Олега. Летописец приводит тексты его договоров с Византией и народные предания о князе: рассказ о походе его на Царьград, с эффектными эпизодами, несомненно, фольклорного характера

Олегу наследовал на киевском «столе» Игорь, которого летописец считал сыном Рюрика. Сообщается о двух походах Игоря на Византию и приводится текст договора, заключенного русским князем с византийскими императорами-соправителями

Рассказ о смерти Игоря в летописи весьма краток; но в народной памяти сохранились предания о том, как вдова Игоря — Ольга отомстила древлянам за убийство мужа. Предания этибыли воспроизведены летописцем и читаются в «Повести временных лет» в статье 945 г.

Восторженно изображает летописец сына Игоря — Святослава, его воинственность, рыцарственную прямоту

После смерти Святослава между его сыновьями — Олегом, Ярополком и Владимиром — разгорелась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, ставший в 980 г. единовластным правителем Руси.

В разделе «Повести временных лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает тема крещения Руси. В летописи читается так называемая «Речь философа», с которой будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер, убеждая князя принять христианство.

В 1037 г. в летописи рассказывается о строительной деятельности Ярослава (в частности, о закладке знаменитого Софийского собора в Киеве, крепостных стен с Золотыми воротами и т. д.) и прославляется его книголюбие

Погодные записи в «Повести временных лет» чередуются с рассказами и сообщениями, иной раз лишь косвенно связанными с политической историей Руси, которой, собственно говоря, должна быть посвящена летопись.

Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич

Мы не знаем точно, как выглядела заключительной часть «Повести временных лет» второй редакции. В Лаврентьевской летописи текст статьи 1110 г. искусственно оборван

Типы летописного повествования.

Обзор композиции «Повести временных лет» подтверждает сложность ее состава и разнообразие ее компонентов как по происхождению, так и по жанровой принадлежности. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы

Природа летописного жанра весьма сложна; летопись относится к числу «объединяющих жанров», подчиняющих себе жанры своих компонентов — исторической повести, жития, поучения, похвального слова и т. д.

В «Повести временных лет», как и в любой другой летописи, можно выделить два типа повествования — собственно погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, тогда как летописные рассказы предлагают описания их. В летописном рассказе автор стремится изобразить событие, привести те или иные конкретные детали, воспроизвести диалоги действующих лиц, словом, помочь читателю представить происходящее, вызвать его на сопереживание.

В то же время и сами летописные рассказы относятся к двум типам, в значительной мере определяемым их происхождением. Одни рассказы повествуют о событиях, современных летописцу, другие — о событиях, происходивших задолго до составления летописи, это устные эпические предания, лишь впоследствии внесенные в летопись.

Такие эпические легенды отличает, как правило, сюжетная занимательность: события, о которых в них повествуется, значительны или поражают воображение, герои таких рассказов отличаются необыкновенной силой, мудростью или хитростью. Почти в каждом таком рассказе налицо эффект неожиданности.

Общая х-ка стиля ПВЛ

В летописи происходит смешения стиля монументального историзма, эпической стилистики и церковной стилистики. В рассказах, выполненных в стиле монументального историзма, всё известно заранее, судьба героя предопределена. А в эпических частях часто используется эффект неожиданности. Также особенностью стилистики является смешение различных жанров в одной летописи, нередкое стяжение к одному году разных событий (особенно если это событие длилось несколько лет).

Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о "чудесах" - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло "чудо".

Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.

В своей повседневной деятельности человек сталкивался с реальной действительностью: природой, социальными, экономическими и политическими отношениями. Окружающий человека мир христианская религия считала временным, преходящим и резко противопоставляла миру вечному, невидимому, нетленному.

 

Присущее средневековому мышлению удвоение мира во многом определяло специфику художественного метода древнерусской литературы, его ведущий принцип - с и м в о - л и з м. "Вещи явленные суть воистину образы вещей незримых",- подчеркивал псевдо-Дионисий Ареопагит. Средневековый человек был убежден, что символы скрыты в природе и самом человеке, символическим смыслом наполнены исторические события. Символ служил средством раскрытия смысла, обретения истины. Как многозначны знаки окружающего человека видимого мира, так многозначно и слово: оно может быть истолковано не только в своем прямом, но и в переносных значениях. Этим определяется характер символических метафор, сравнений в древнерусской литературе.

Характерным свойством средневекового мышления являлись ретроспективность и традиционализм. Древнерусский писатель постоянно ссылается на тексты "писания", которые он истолковывает не только исторически, но и аллегорически, тропологически и аналогически.

Свои произведения древнерусский писатель обычно строит на контрасте добра и зла, добродетелей и пороков, должного и сущего, идеального и отрицательного героев. Он показывает, что высокие моральные качества человека - результат упорного труда, нравственного подвига, "высокого жития".

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.