- Документированная процедура Системы менеджмента качества;
ДП СЭМ
- Документированная процедура Системы экологического менеджмента;
Ф
- Формуляр СМК и СЭМ;
ФЭМ
- Формуляр экологического менеджмента;
ФК
- Формуляр качества;
ССБТ
- Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, безопасности труда, научной организации труда.
Обозначения структурных подразделений и должностных лиц, применяемые в настоящей ДП, приведены в РК, Приложение 1.
Требования к менеджменту процесса.
Процесс «Управление производственной средой» входит в группу бизнес-процессов организации (см. РК, Приложение 6).
Параметры процесса.
6.1.1. Цель процесса:
• создание и поддержание производственной среды, необходимой для достижения соответствия изготавливаемой продукции установленным требованиям.
Границы процесса.
· Учет рабочих мест / актуализация Реестра рабочих мест – начало процесса.
· Оценка результативности процесса – конец процесса.
6.1.3. Вход, выход процесса:
• Вход процесса: актуализированные Реестры рабочих мест подразделений (см. Приложение 1);
• Выход процесса: объективные свидетельства результативности процесса по установленным критериям (см. п. 6.1.5).
Ответственность.
· Ответственность за результативность процесса в рамках организации возлагается на его
«владельца» - ООТ и ТБ;
· Ответственность по шагам процесса – в соответствии с требованиями п.п. 6.2…6.6 и 7.
6.1.5. Запланированные результаты (критерии) и методы оценки результативности процесса.
6.1.5.1. Критериями оценки результативности процесса являются:
а) Снижение числа (или отсутствие) не аттестованных рабочих мест по условиям труда;
б) Снижение числа (или отсутствие) несчастных случаев на производстве;
в) Снижение числа предписаний (письменных замечаний) ООТ и ТБ и инспектирующих органов.
6.1.5.2.Оценка результативности процессав рамках организации осуществляется в соответствии с ДП СМК 05.01- 2010, ДП 08.02- 2010 и ДП СЭМ 4.6.01- 2010
Периодичность (сроки) оценки результативности процесса в рамках подразделения устанавливается его руководителем.
Требования Системы управления охраной труда к процессу.
6.2.1.В методическом плане Система управления охраной труда (СУОТ) функционирует в организации в повторяющемся цикле последовательно выполняемых этапов:
• планирование, учет и обеспечение безопасности рабочих мест;
• контроль состояния производственной среды;
• анализ результатов контроля и проведение, при необходимости, корректирующих/предупреждающих действий (в соответствии с ДП 08.08- 2010 и ДП 08.09- 2010).
6.2.2.Требования к СУОТ доводятся до организации через Систему стандартов в области охраны труда (ССБТ) и других нормативных и правовых актов.
Работники ООТ и ТБ, в свою очередь, доводят все необходимые требования указанных (внешних) НТД до персонала подразделений – в соответствии с ДП 04.01- 2010 и настоящей ДП.
6.2.3. Ответственность за внедрение и результативное функционирование в организации СУОТ – возлагается на ООТ и ТБ.
Планирование, учет, обеспечение безопасности и паспортизация рабочих мест.
6.3.1.Планирование рабочих мест, в т.ч. по условиям труда персонала, осуществляется работниками ОГТ (руководителями проектов, тем) при разработке планировок (планов расположения оборудования...) цехов, участков, складов и отдельных (вновь вводимых) рабочих мест – в соответствии с требованиями ДП 04.01- 2010.
6.3.2. В ходе проектирования рабочего места, разработчик устанавливает наличие и величину всех вредных и опасных фактов,возникающих:
• в рабочей зоне;
• на других рабочих местах и действующих на проектируемое.
6.3.3.После согласования и внедрения рабочего места (рабочих мест), его разработчик заводит Паспорт рабочего места по условиям труда (см. Приложение 2).
6.3.4.Номер рабочего места (индивидуального или коллективного) устанавливается при его регистрации (учете) в Реестре рабочих мест в _________________ (см. Приложение 1).
(подразделение)
При нумерации рабочих мест не допускается повторение их номеров в рамках организации.
6.3.5.При заведении паспорта рабочего места, работник ОГТ заполняет:
• лицевую сторону паспорта;
• графы 1...2 внутренней таблицы паспорта.
При этом в графе 2 он указывает только специальные средства защиты работника:
имеющиеся или проектируемые как входящие в конструкцию оборудования, так и переносные (съемные).
Затем, паспорт передается в ООТ и ТБ для определения (подбора) и указания в графе 3:
• допустимых ГОСТами и СНиПами [п.п. 4.6…4.12] значений факторов (см. п. 6.3.2);
• индивидуальных средств защиты работника: исключающих или минимизирующих воздействие вредных (опасных) факторов, а так же для оформления паспортов.
Оформление паспортов работники ООТ и ТБ завершают его согласованием с руководителями подразделений и утверждением у главного инженера.
6.3.6. Акт внедрения данного рабочего места (см. ДП 04.01- 2010, Приложение 12) может быть оформлен только после первичной аттестации рабочего места по условиям труда и получения по ней (по каждому фактору) допустимого результата.
6.3.7.Копии Паспорта рабочего места по условиям труда передается работниками ООТ и ТБ в подразделение-владелец данного рабочего места, не позднее, чем через два рабочих дня с момента его утверждения.
6.3.8. Безопасность труда на каждом рабочем месте и в целом по предприятию – обеспечивается за счет:
• полного учета рабочих мест, имеющих в своей зоне (или создающих для других рабочих мест) вредные и/или опасные факторы (см. п. 6.3.4);
• своевременной и качественной паспортизации рабочих мест по условиям труда;
• обучения, аттестации и допуска персонала к самостоятельной работе – в соответствии с ДП 06.01- 2010;
• разработки, утверждения и доведения до каждого работника соответствующих инструкций по охране труда – в соответствии с ДП 04.01- 2010;
• выполнение персоналом подразделения требований Инструкций по охране труда;
• контроля состояния производственной среды и соблюдения требований к охране труда (к СОУТ) – в соответствии с п. 6.4;
• своевременной и результативной коррекции (предупреждения) несоответствий СУОТ (см. п. 6.2) – в соответствии с требованиями ДП 08.08- 2010и ДП 08.09- 2010.
6.3.9. Общее руководство процессом «Управление производственной средой» осуществляет генеральный директор.
6.3.10. Оперативное руководство процессом в рамках организации осуществляет его «владелец» - ООТ и ТБ.
Свою деятельность персонал ООТ и ТБ осуществляет в соответствии с требованиями настоящей ДП, в части его касающейся, с учетом требований стандартов ССБТ и действующих нормативных актов РФ по охране труда.
6.3.11. Руководители структурных подразделений осуществляют управление производственной средой (охраной труда) в подчиненных им подразделениях – в объеме возложенной на них ответственности.
6.3.12. Основным из предупреждающих воздействий от применения работниками опасных (вредных) методов работы, а также от использования персоналом рабочих мест, имеющих (создающих) для него вредные и/или опасные факторы, является многоуровневый индивидуальный инструктаж персонала по охране труда.
Структура производственного инструктажа на предприятии, место и должностные лица, ответственные за его проведение и проверку (аттестацию) знаний по охране труда устанавливается ООТ и ТБ в соответствии с требованиями нормативных актов в области охраны труда.
6.3.13. Применяемые персоналом инструкции по охране труда для работников и/или на отдельные виды работ разрабатывают руководители подразделений на основании данных из паспортов рабочих мест по условиям труда.
Инструкции согласовываются руководителями структурных подразделений с ООТ и ТБ и утверждаются у генерального директора.
После утверждения инструкция вносится в реестр (см. Приложение 4), а её копии выдаются работниками ООТ и ТБ в соответствующие структурные подразделения. Подлинники инструкций по охране труда хранятся в ООТ и ТБ.
6.3.14. Вся оперативная документация по управлению производственной средой, в том числе: по учету выдач средств индивидуальной защиты; инструктажам и допуску персонала к производству работ; журналы, регистрирующие эту документацию, и другая, ведомая ООТ и ТБ и руководителями структурных подразделений – управляется с учетом требований нормативных актов в области охраны труда.
6.3.15.Вся документация по актированию, учету, отчетности и по производственному травматизму (несчастным случаям) и профзаболеваний персонала ведется работниками ООТ и ТБ в соответствии с требованиями нормативных актов в области охраны труда.