Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 17

Практическое занятие 14

История кратких и полных форм имен прилагательных

1. Грамматическое значение кратких прилагательных. Отношение к категории определенности / неопределенности. Синтаксические функции.

2. Склонение кратких прилагательных.

3. Образование полных форм имен прилагательных, их значение и синтаксическое употребление.

4. Склонение полных прилагательных.

5. История полных прилагательных:

- влияние склонения указательных местоимений;

- история форм Им.п. ед.ч.м.р;

- история форм Р.п. ед.ч.;

- история форм Им.п.мн.ч.;

- история форм косвенных падежей мн.ч.

 

Задание 1. Просклоняйте сочетания слов: мечь крђпъкъ, боурÿ велика.

Задание 2. Выполните упражнения № 500, 501, 503, 511, 514, 515, 518, 522, 528, 529 «Сборника упражнений по истории русского языка» Е.Н. Иваницкой, Т.Н. Кандауровой и др. – М., 1986.

Задание 3. Сделайте полный анализ прилагательных, объясняя историю форм, из текста «Летопись по Лаврентьевскому списку 1377 г.» по схеме: 1) исходная форма (Им.п.ед.ч.м.р.); 2) разряд по значению; 3) членная (местоименная) или именная форма; 4) вариант склонения; 5) род, число, падеж; 6) особенности формы (новое окончание или старославянское); 7) синтаксическая функция; 8) происхождение соответствующей современной формы прилагательных.

Задание 4. Найдите в данных словах остатки древнерусских форм косвенных падежей кратких прилагательных; определите род, число, падеж этих форм: издавна, досуха, сослепу, попусту, подобру-поздорову, засветло, вправо, налево, вчерне, мастерски, исчерна, пасмурно, давным-давно, наголо, крайне, вгорячах, перво-наперво, по-турецки, спьяна, вскоре, наравне, по-русски.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

История форм степеней сравнения имен прилагательных

1. Образование кратких форм сравнительной степени. Характер суффиксов в зависимости от качества основы и формы рода.

2. Изменение кратких форм сравнительной степени.

3. Образование полных форм сравнительной степени, их склонение.

4. История кратких форм сравнительной степени.

5. История полных форм сравнительной степени.

6. Формы превосходной степени прилагательных и их история.

Задание 1. К каким древнерусским формам восходят современные: белее, добрей, моложе, богаче, выше, меньше, сильнейший, крепчайший.

Задание 2. Просклоняйте в единственном, множественном, двойственном числах крђпъкъ молодьць (раскройте историю формы краткого прилагательного), сестринъ платъкъ (раскройте историю притяжательного прилагательного).

Задание 3. Образуйте формы полных прилагательных в именительном падеже единственного числа мужского рода от кратких форм, раскройте историю полных форм: глухъ, дальнъ, слђпъ, горькъ, лихъ, милъ, красьнъ, нђмъ, зълъ, старъ.

Задание 4. Образуйте формы родительного падежа и дательного единственного числа мужского и среднего рода полного прилагательного зълъ для древнерусского языка, раскройте историю форм.

Задание 5. Раскройте историю современной формы прилагательного (образование, грамматические признаки, причины и процесс изменения): смелее, меньше, крепче, легчайший, милейший.

Задание 6. 1) От данных имен прилагательных положительной степени образуйте сравнительную степень именительного падежа всех трех чисел и родов, характерную для древнерусского языка. Способ образования употребляйте в зависимости от формы сравнительной степени данного прилагательного в современном русском языке: при форме на –е, -ше – первый способ, при форме на –ее, -ей – второй способ. 2) От каждого прилагательного сравнительной степени образуйте сложную и краткую форму. Укажите, формой какого падежа, числа и рода древнерусского имени прилагательного является каждая данная форма. 3) Укажите, какие из приведенных прилагательных на –ейший, -айший, -ший до настоящего времени сохраняют древнерусское значение сравнительной степени и какие употребляются уже в новом значении превосходной степени.

1) богатый, быстрый, даровитый, новый, пологий, простой;

2) гуще, дальше, мельче, сильнее, темней, тоньше;

3) беднейший, свежайший, младший.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16

История местоимений

1. Местоимения как часть речи. Разряды местоимений в древнерусском языке.

2. Исторические изменения в системе склонения личных местоимений 1, 2 лица и возвратного местоимения.

3. Происхождение личного местоимения 3 лица: причины и условия процесса, грамматические свидетельства происхождения из указательного местоимения. Возникновение н после предлогов.

4. История неличных местоимений.

 

Задание 1. Почему личные местоимения 3-го лица изменяются по родам? Объясните возникновение н после предлогов: с него, от него, к нему, по нему, с ним, за ним, в нем, о нем.

Задание 2. Прокомментируйте формы современных местоимений с точки зрения их образования и исторических изменений.

Тот, что-то, кем, он, в нем, кто-нибудь, саму, о тебе, себя, всякий, наш, чем, я, к этому, кое-кто, иже, нечто, за него, на сей раз, ни в ком случае, по сю пору.

Задание 3. Сделайте полный анализ местоимений в тексте «Летопись по Лаврентьевскому списку 1377 г.», объясняя историю форм по схеме: 1) исходная форма (Им.п. для личных местоимений, для неличных местоимений Им.п. ед.ч. м.р.); 2) разряд по значению, вариант; 3) группа по склонению; 4) род, число, падеж; 5) особенности формы; 6) соответствующая современная форма и ее происхождение.

 

 

Задание 4. Из приведенных ниже примеров выпишите местоимения. Определите разряд, род, число и падеж каждого местоимения и укажите, по какой разновидности оно склонялось.

1. Вьси вы съблазнитеся о мънý въ сию нощь. 2. Изведи ми старьче сына моего. 3. То въ онъ днь страшьныи не прýдъ единýмь ни прýдъ дъвýма … 4. Сь бяше же родъмь оугринъ. 5. Блоудьницу оноу яже обý чистýи нозý … заглади кроплями сльзъ. 6. Въ онъ же днь оубиенъ преблажении Борисъ. 7. Въспоминая по вься дни псалъмьское оно слово. 8. Въ днь въ онъ же изведе господь люди своя из Вавилона. 9. Къто ли не съмýриться оного съмýрение видя. 10. А се суть инии языци. иже дань дають Руси: чюдь, меря, весь … си суть свои языкъ имуще. 11. И раздая мужемъ своимъ грады. овому Полотескъ. овому Ростовъ … и по тýмь городомь суть находници варязи. 12. Ста Володимиръ на сеи сторонý а печенези на онои, и не смýяху си на ону страну, ни они на сю страну. 13. И принесоша я на дворъ к Ользý. несъше вринуша е въ яму.

Задание 5. Переведите на современный русский язык фразеологические обороты, употребляющиеся в древнерусских памятниках. Укажите начальную форму, определите разряд, род, число, падеж вех встретившихся местоимений.

Иду на вы; сим победиши; и иже с ним; блажен муж, иже не идет на совет нечестивых; коим несть (нет) числа.

Задание 6. В приведенных фразеологических оборотах определите род, число, падеж местоимений. Укажите начальную форму (именительный падеж единственного числа).

Сию минуту; до сих пор; по сию пору; до сего времени; на сей счет; ни то ни се; ни в коей мере; в кои то веки; ни в коем случае; на кой (шут).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 17

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.