Все игры, представленные в работе представляют собой авторские разработки.
Игра "Спрячь мышку"
Существует множество разновидностей игры "Спрячь мышку". Её делают из цветного картона, из цветной бумаги, из дерева. Я предлагаю вариант игры, сшитой из материала.
В эту игру могут играть дети с 1 года до 3 лет.
Цель игры - развитие сенсорного восприятия, обогащение тактильной чувствительности.
Задачи игры - развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий, учить различать и называть цвета, закреплять у детей умение группировать и соотносить однородные предметы по цвету, учить детей различать предметы по цвету с помощью операции сравнения, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные".
Руководство:Показать детям мышек, рассмотреть их, дать детям в руки по 1 мышке, рассмотреть их цвета. Сказать, что у мышек есть домики, такого же цвета, как и сами мышки. Показать цветовой коврик. Рассмотреть и назвать цвета домиков. Внести кошку, которая хочет съесть мышек. Ребятам предлагается поселить мышек в домики соответствующих цветов, чтобы спрятать их от кошки. Дети прикрепляют мышей на липучки в квадратики такого же цвет как мышка.
Для изготовления игры потребуется: материал 4 основных цветов мягкой фактуры, синтепоновый наполнитель в виде шариков, бисер черного цвета для глаз мышек и тесьма широкая для основы и узкая для хвостиков мышек.
Вырезаем квадраты размером 20х20 см по 2 каждого цвета, сшиваем 4 квадрата между собой.
С лицевой стороны пришиваем липучки для мышек. Затем 2 части сшиваем в виде подушки, оставляя один край не зашитым, наполняем синтепоновым наполнителем (взять небольшое количество, чтобы основа не была слишком пышной) и зашиваем. Обшивая основу тесьмой, пришиваем петельки, чтобы можно было повесить игру и на стену.
Особую радость доставляют детям мышки, которые получились как настоящие!
Основу для выкройки мышек делала в виде капельки. Вырезаем по 8 штук капелек каждого цвета, чтобы получились 16 мышек (по 4 каждого цвета). К одной части пришиваем тесемочку – это хвостик и 2 часть липучки, затем сшиваем 2 капельки между собой, оставляя дырочку с широкой стороны для наполнения синтепоном. Дырочку зашиваем иголкой. Осталось украсить мышку – пришиваем глазки из черного бисера. Мышки готовы!
Игра привлекает внимание детей яркостью и мягкой фактурой. И дети с удовольствием в неё играют.
Варианты игровых действий:
- «Спрячь мышку в домик»
- «Найди пару»
- «Найди такую же»
- «Одна или много»
- «Скажи, какого цвета?»
Дидактическая игра "Нарядим солнышко"
Предлагаю вашему вниманию игру, абсолютно простую в изготовлении, и не требующую больших материальных затрат. Её могут сделать и родители для занятий с детьми дома.
Возраст детей – 1,6 до 4 лет.
Цели: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные".
Вырезаем из картона круг и оформляем его в виде солнышка.
Затем вырезаем цветные полосочки, которые будут косичками, а к ним вырезаем бантики соответствующих цветов.
Предлагаем детям разложить вокруг солнышка косички (полосочки), а к ним - и бантики. Обращаем внимание, что бантики должны быть такого же цвета, как и косички.
Цвета выбираются по возрасту и на ваше усмотрение, так же как и количество косичек.
Детям с 1.6 лет можно предложить для начала 4 основных цвета, и постепенно игру усложнять, добавляя количество косичек и бантиков, а также вводить оттенки цветов. Ребенок в раннем возрасте может и не называть цвета, но подбирать и различать - это ему вполне доступно.
"Подбери по форме"
Предлагаю игру, сделанную из коврика для ванной. Коврик разрезается на квадраты одинаковой величины, а затем внутри вырезаются различные геометрические фигуры.
Цель: Закреплять представления детей о различных геометрических фигурах.
Задачи: Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, учить подбирать фигуры по образцу, закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, формировать навык совместного выполнения задания, формировать зрительно-моторную координацию.
Варианты заданий:
Для детей с 2-3 лет: «Подбери по форме»,
«Обведи по контуру»,
«Найди похожую форму».
Для детей с 3-5 лет: «Найди похожую форму».
«Нарисуй фигуру» (путем обведения фигуры внутри квадрата),
«Какая фигура живет в домике?»
В работе представлены авторские разработки.
Фото сделаны автором.
Методическая литература по сенсорному воспитанию:
1. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
2. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»