по дисциплине: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
ДЕТЕЙ С НРАУШЕНИЕМ СЛУХА
курс – 5, семестр 9-й (ЛОГО)
объем часов – 18ч.
ассистент каф. логопедии: Кондратьева А.В.
Лабораторное занятие № 1-2-3 (6 часов).
Тема: Слуховой кабинет и работа сурдопедагога в нем.
Цель: познакомить студентов с предметно-развивающим пространством, материально-техническим, методическим обеспечением слухового кабинета.
Вопросы для повторения:
1. Положение о работе слухового кабинета.
2. Организация и содержание работы сурдопедагога в слуховом кабинете.
Оборудование:простой и цветные карандаши (фломастеры), альбомные листы или тетрадь для практических работ, кабинет сурдопедагога.
Ход работы:
1. Актуализация знаний студентов по вопросам теоретического содержания.
2. Схематически зарисовать слуховой кабинет.
3.Проанализировать предметно-развивающее пространство слухового кабинета, его коррекционную направленность, выделив условия в данном пространстве для слухо-речевого развития.
4. Сравнить наличие материально-технического и методического обеспечения слухового кабинета с обеспечением указанным в «Положении о работе слухового кабинета» (кабинет в ДОУ с кабинетом в школе).
5. Составить перечень документации сурдопедагога и сравнить с перечнем, рекомендованным в «Положении о работе слухового кабинета».
Литература основная:
1. Положение Министерства образования РФ от 13 октября 1995г., «О работе учителя-дефектолога слухового кабинета специального (коррекционного) образовательного учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей».
2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 июня 1995г «Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах для глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших».
Литература дополнительная:
3. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида. В 2-х частях, Ч.1. – М., ВЛАДОС, 2004, - 156с.
Лабораторное занятие № 4-5 (4 часа).
Тема: Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия
Цель: закрепление умения составлять перспективный план работы по развитию слухового восприятия.
Вопросы для повторения:
1. Содержание работы по РСВ с глухими и слабослышащими дошкольниками.
2. Виды планирования.
Оборудование: программы.
Ход работы:
1. Актуализация знаний студентов о видах планирования.
2. Анализ содержания программы по разделу «Развитие слухового восприятия» по годам обучения.
3. Составление перспективного плана работы РСВ (год обучения на выбор).
Литература основная:
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: 2001.
2. Сурдопедагогика./Под ред. Л.В. Андреевой. – М., 2005.
3. Сурдопедагогика./Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: 2004.
Литература дополнительная:
4. Назарова А.Н. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
5. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушением слуха. – М., 2003.
6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах. М., 1980.
7. Программа Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста./Под ред. Л.П. Носковой. – М., Просвещение, 1991.
8. Программа Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста./Под ред. Л.П. Носковой. – М., Просвещение, 1991.
9. Программа воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в саду «Общение»/Под ред. Э.И. Леонгард – М., 1995.
10. Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей /Сост. Пелымская Т., Шматко Н.Д. – М: 1988.
Лабораторное занятие № 6-7 (4 часа).
Тема: Методика развития слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.
Цель: закрепление умения анализировать занятие и конспекты занятий по РСВ и ОП.
Вопросы для повторения:
Методические принципы работы по РСВ, возможность их реализации на инд. занятиях.
Цель и задачи работы по РСВ и ОП на индивидуальных занятиях.
Содержание и направление работы по РСВ и ОП на инд. занятиях.
Общие и специфические методы, приёмы работы над РСВ и ОП.
Оборудование: видеоматериал с занятием по РСВ и ОП, схема для анализа занятия.
Ход работы:
1. Актуализация знаний студентов.
2. Просмотр видеоматериалов и анализ конспектов:
- тема занятия, соответствие цели и задач теме, соответствие году обучения.
- определение речевого и слухового материала.
- принцип отбора слухо-речевого материала.
- определение видов работ по РСВ.
- применение общих и специфических приемов работы по РСВ и ОП.
3. Обсуждение результатов по окончанию работы на занятие.
Литература основная:
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: 2001.
2. Сурдопедагогика./Под ред. Л.В. Андреевой. – М., 2005.
3. Сурдопедагогика./Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: 2004.
Литература дополнительная:
4. Назарова А.Н. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
5.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушением слуха. – М., 2003.
6.Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах. М., 1980.
7. Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей /Сост. Пелымская Т., Шматко Н.Д. – М: 1988.