Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 4. Блокада в детской памяти



(воспоминания Н.Н. Березиной)

 

Уходят люди… Все меньше тех, кто расскажет внукам и правнукам о войне так просто и доходчиво, как может сделать это только участник событий. Цифры и факты учебников, книги и фильмы, безусловно, важны. Но все же живая речь человека, смотревшего в глаза смерти в те страшные годы, гораздо убедительней.

Что может помнить ребенок в возрасте от двух до четырех лет? И может ли он, сейчас уже человеком преклонного возраста, вспомнить происшедшее с ним десятки лет назад? Но в памяти Березиной Натальи Николаевны отчетливо всплывают образы, звуки, цвета, запахи, вкус … Детская память — это в основном эмоциональная память.

«Если память взрослого человека — это зеркало прожитого, то детская память — это разбитое зеркало, калейдоскоп, в котором происходившее еще не имеет целостности, расколото на мелкие кусочки, каждый из которых расцвечен разными и странными красками». [6]

Березина Наталья Николаевна, 1940 года рождения, родилась в Ленинграде, закончила 183 школу в 1957 г.. Проживала по адресу ул. Радищева, д. 42, кв.38 (в нынешнее время кв. 4, т.к. раньше была коммунальная квартира). (см. рис.5, приложение 3)

Во время войны, все 900 блокадных дней её семья находилась в Ленинграде. Когда началась война, Наталье Николаевне был всего 1 год. Но до сих пор в её памяти сохранился, тот страх, который овладевал ею во время бомбежек, обстрелов города. Во время войны ее мать, Березина Елена Андреевна, потеряла слух, после чего она не слышала, что передавали по радио, Наталье Николаевне приходилось объяснять, что происходит. Семья Натальи Николаевны не сумела эвакуироваться, не успели: когда мама повела ее на вокзал, начался обстрел, из-за этого им пришлось вернуться. 1942 году, 20 апреля, умер от голода ее отец, Березин Николай Петрович. Его похоронили на Охтинском кладбище. После этого их жизнь превратилась в ад. (см.рис.6, приложение 3)

Когда ей было 2,5 года, в их квартире жила женщина, которая работала в ГЕДУВе (институт усовершенствования врачей, нынешнее МАПО), в столовой, но войти туда было нельзя. Мама приводила её с бидоном к столовой, приходилось искать путь в темном коридоре. Заходя в столовую, она открывала рот, а люди, сидевшие за столами, кидали ей еду. Этот бидон делился на всю их коммунальную квартиру. Иногда, вспоминает Наталья Николаевна, их пускали туда мыться. На территории этого учреждения находились огороды.

Наталья Николаевна вспоминает, что люди были очень добры и внимательны к ней. Она объясняет это тем, что была очень маленькой, и в этот период в городе было очень мало детей, такого же возраста, как она. По этой же причине, мама всегда крепко держала ее за руку, потому что были страшные случаи, когда ребенка вырывали прямо из рук.

Многие люди, встречая ее на улице, с мамой, всегда старались подбодрить, дарили игрушки и подарки. Она вспоминает, как они с мамой шли домой через двор на Кирочной улице, а там лежал труп, но мама сказала ей, чтобы она не останавливалась, переступала и, не оборачиваясь, шла дальше.

Во время войны Елена Андреевна работала швеей, на Басковом переулке, брала работу на дом и шила одежду, игрушки. Однажды их засыпало в бомбоубежище, после чего они больше туда не ходили. Прятались они в своей квартире, около стены. Один раз, они сидели около суток, мама не могла даже взять воды. Наталья Николаевна помнит, как на улице Фурштатской, там, где ныне находится поликлиника, росла высокая трава, и мама всегда одевала на нее что – то яркое, чтобы она не пропала из виду. Но однажды во время прогулки, она побежала в эту траву и через некоторое время, мама, перестав ее видеть, побежала за ней. Оказалось, что Наталья Николаевна упала в люк, высотой 2 метра, и не могла оттуда выбраться. В то время началась бомбежка. Один штатский человек увидел это, остановился, достал пистолет и начал угрозами останавливать мужчин. Собралось 3- 4 человека, они все повисли над люком и помогли ей вылезти. Ее мама хотела отдать все: драгоценности, хлеб, но никто ничего не принял. Она помнит, как они ходили за водой, но перед самым порогом она разливалась, приходилось возвращаться обратно. Однажды ее мама провалилась под лед, она была вся заледеневшая, отогревали ее утюгами.

У Натальи Николаевны остались воспоминания о дне снятия блокады. Они с Леночкой, так Наталья Николаевна ласково называла свою маму, пришли на Марсово поле, там стояло 300 зениток, был салют, немыслимый грохот. В День Победы они с мамой находилась на углу Жуковского и Лиговки, был теплый день, шли танки, на них сидели люди, все обнимались, плакали, а с танков падали лилии. Во время войны все родственники, кроме мамы умерли. Мама умерла в 1996 году, в возрасте 86 лет.

Муж Натальи Николаевны – Даринский Алексей Борисович (см. рис.7, приложение 3) прожил в Ленинграде всю войну, и лишь в конце 1944 года эвакуировался. К началу войны ему было 6 лет. Письма, поделки, открытки, которые он посылал маме, трогают до слёз. (см.рис.8, 9, приложение 3) Маленький ребенок, понимающий все, что происходит вокруг, думает о маме, жалеет ее. Алексей Борисович трагически погиб в 2000 году.

Память — это не только хранилище событий, всего, что прожито человеком, но, прежде всего, способность сохранять восприятие пережитого. О блокаде Наталье Николаевне напоминают вещи, письма, фотографии, детские книжки и игрушки, которые она бережно хранила все эти годы.(см.рис. 10, приложение 3)

 

Заключение

В 1945 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу был присуждёно звание Города-героя.

На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1470000 человек. Среди награждённых ею 15 тысяч детей и подростков.

За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс до 1 млн человек (на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра 632 тыс). Причем только 3% из них от бомбёжек, артобстрелов и т.д., а остальные 97% от голода.

Хуже всего приходилось детям. Неисчислимые горести выпали на долю детей блокадного Ленинграда. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Тани Савичевой я посвятила одну из глав реферата прошлого учебного года.

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.

К началу блокады в городе оставалось около 400 тыс. детей, затем их количество увеличилось за счет эвакуированных из захваченных районов области. Несмотря на свой возраст они участвовали в обороне города: рыли окопы, тушили зажигательные снаряды, работали на военных заводах, собирали металлолом. Ребята ухаживали за раненными бойцами в госпиталях, выступали в составе агитбригад перед войнами Ленинградского и Волховского фронтов, выращивали овощи на блокадных огородах. Тимуровские отряды помогали самым слабым, шили одежду, разносили кипяток по квартирам, собирали детей в вымерших квартирах. За эти заслуги детей награждали, о них писали в газетах.

Во время блокады в Ленинграде день ото дня увеличивалось число детей, оставшихся без родителей. Имевшиеся в городе детские дома не могли вместить всех детей-сирот, и начиная с января 1942 г. один за другим открываются новые детские дома. За пять месяцев 1942 г. в Ленинграде было открыто 85 детских домов, приютивших 30 тыс. детей. Партийные и комсомольские организации широко развернули работу по выявлению безнадзорных детей и определению их в детские дома. Сироты-подростки определялись в ремесленные училища, спецшколы и другие учебные заведения.

В блокадном городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ. Удивительно, но многие продолжали учиться в холодном, голодном, окруженном врагами городе. Это было настоящим подвигом.

Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

От всего сердца я благодарю Наталью Николаевну Березину за её воспоминания, представленные документы, письма, детские книжки, игрушки, которые вместе с ней пережили блокаду.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

 

Список источников

1) Андреев А. Дети города – героя: сборник/ А.Андреев.- Л.: Ленинздат,1974.- 286с.

2) Белова Л.Н. Блокада//Санкт – Петербург. Петроград. Ленинград. /Ред. А.Я.Дектярев, Г.Н. Булгаков. - М.: Большая Российская Энциклопедия,1992.- С. 321-327.

3) Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru

4) Гранин Д. Блокадная книга/ Д. Гранин, А. Адамович. – СПб.: Ленинград, 1989.

5) Данилов П.П. Промышленность Ленинграда в годы блокады/П.П.Данилов// Отечественная история.-2003.-19 фев.(№3). – 13

6) Ильинский И.М. Блокада Ленинграда: проблески детской памяти на фоне великой трагедии. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/biography/bloklen.php

7) Колпакова Д. Был город – фронт, была блокада/ Д. Колпакова, В.Суслов. – Л.: Детская литература,1984. - 188 с.

8) Котов С. Детские дома блокадного Ленинграда/С. Котов. - СПб.: Политехника, 2002.- с.17-35

9) Левшов В.Е. Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, русских документах/ В. Е. Левшов. – СПб.: Лик, 2006.

10) Лихачев Д. С. Воспоминания/Д.С. Лихачев. – СПб.: Logos, 1999.

11) Операция “Север”. [Электронный ресурс]. – Тестовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru

12) Ползикова – Рубец К. Они учились в Ленинграде/ К.Ползикова – Рубец.- Л.:Просвещение,1954. - 166 с.

13) Селиванов В.Н. Стояли как солдаты: Блокада. Дети. Ленинград. / В.Н.Селиванов. –Л.:Эго,2002. - 217 с.

14) Солсбери Г. 900 дней/ Г.Солсбери. – М.: Прогресс, 1994. - 563 с.

15) Эхо блокады Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Режим документа: http://memorial.ru

16) Юра Рябинкин и Анна Франк. [Электронный ресурс]. - Текстовый документ. - Режим доступа: http://jurarjabinkin.narod.ru

Приложение 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.