Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Литературная программа декабристов



Как люди творческие, обладающие большим креативным потенциалом, декабристы ярко проявили себя и в литературе. Прежде всего, это – Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бестужев, Александр Одоевский, Федор Глинка, Павел Катенин. Они были членами тайных обществ и участниками восстания на Сенатской площади. Декабристы создали и свои литературные журналы и кружки: при Союзе Благоденствия, например, было создано «Вольное общество любителей российской словесности». Наиболее известными печатными органами были альманахи «Полярная звезда» (А. Бестужев и К. Рылеев) и «Мнемозина» (В. Кюхельбекер).

Литература была для этого поколения тоже делом – поступком и трибуной. Она позволяла открыто заявлять о себе, была и гражданским самовыражением личности, и героических идеалов. Поэтому в литературе декабристов активно развиваются традиций гражданской поэзии (жанр оды). Романтические взгляды поколения заставляют обратить внимание на народность (русская баллада, русская историческая поэма): например, поэма П. Катенина «Мстислав Мстилавович». Отсюда же внимание к древним культурам, с их простой и ясной героичностью: древнерусской, античной и библейской.

Ведущей в творчестве декабристов была идея сильной личности, но не в индивидуалистическом плане, а гражданско-патриотическом. Героическая личность готова не только к борьбе за свои идеалы и ценности, но и к самопожертвованию, гибели. Это могла быть историческая личность, легендарная или же поэт-гражданин.

Кондратий Федорович Рылеев (1795–1826). Типичный молодой человек своего времени. Был офицером на войне 1812 года, затем – чиновник Петербургской палаты уголовного суда. Развивается вместе со своим поколением как оппозиционер и поэт. В начале 1823 года был принят Иваном Пущиным в Северное общество, а вскоре стал его руководителем.

 

 

Сам определял характер своего дарования и свои стихи следующим образом:

 

Как Аполлолнов строгий сын,

Ты не увидишь в них искусства:

Зато найдешь живые чувств, –

Я не Поэт, а Гражданин.

 

Позднее он будет писать о том, что характеризует поэта-гражданина: «Высоких дум кипящая отвага» и «Любовь к общественному благу» (цитаты из ст. «Бестужеву», 1825). Гражданская позиция Рылеева-поэта наиболее ярко выражена в его стихотворении «Я ль буду в роковое время…»:

 

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

 

Но не нужно думать, что творчество Рылеева носило только пропагандистский характер. Например, его последние стихи, написанные в крепости перед казнью, имеют откровенно религиозный характер:

 

Ты прав: Христос спаситель нам один,

И мир, и истина, и благо наше;

Блажен, в ком дух над плотью властелин,

Кто твердо шествует к Христовой чаше.

Прямой мудрец: он жребий свой вознес,

Он предпочел небесное земному,

И, как Петра, ведет его Христос

По треволнению мирскому.

Душою чист и сердцем прав,

Перед кончиною подвижник постоянный,

Как Моисей с горы Навав,

Узрит он край обетованный.

 

Главное место в поэзии Рылеева занимают «Думы». В «Предисловии» к отдельному изданию Рылеев писал: «Обязанность каждого писателя – быть для соотечественников полезным, и я, по возможности, желая исполнить долг сей, предпринял <…> написать исторические Думы, стараясь напомнить в оных славнейшие или, по крайней мере, достопримечательнейшие деяния предков наших», «Цель моя – <…> распространить между простым народом нашим, посредством Дум сих, хотя некоторые познания о знаменитых деяниях предков, заставить их гордиться славным своим происхождением и еще более любить родину свою».

Все думы написаны в 1821–1823 годах, печатались в отдельных журналах. По сути, это небольшие поэмы, но Рылеев дает им другое название – думы, поскольку хотел подчеркнуть, что это размышления человека XIX века о героях прошлого, о героизме вообще и о русской личности. Он хотел показать и оценить примеры гражданских добродетелей личности на примере «предков». Показательно в этом плане, что в разряд подлинных личностей попадают у Рылеева и поэты – баснословный Баян («Боян») и Г. Державин («Державин»). В них он видит пример служения отечеству поэта-гражданина. Например, в думе «Державин»:

 

О, так! нет выше ничего

Предназначения поэта:

Святая правда – долг его,

Предмет – полезным быть для света.

Служитель избранный творца,

Не должен быть ничем не связан;

Святой, высокий сан певца

Он делом оправдать обязан.

 

Рылеев не стремится показать объективную историю, его задача – осмыслить, оценить, прочувствовать героические черты личности. Поэтому ему важен не какой-то конкретный исторический эпизод, а поведение личности в сложных обстоятельствах. Важен и еще один момент: исследование личности у Рылеева не есть ее идеализация, ведь были в истории и другие характеры. Так и появляются у него персонажи, не прославившиеся подвигами («Рогнеда») или ставшие в силу слабости характера заложниками обстоятельств – например, «братоубийца Святополк («Святополк») или Дмитрий Самозванец («Димитрий Самозванец»). Но и такие герои поучительны: например, «Святополк» заканчивается так:

 

Ужасно быть рабом страстей!

Кто раз их предался стремленью,

Тот с каждым днем летит быстрей

От преступленья к преступленью

 

Пояснения к каждой думе не только объясняли содержание текста, но и обращали внимание на то, чем именно помнится эта личность народу. «Олег Вещий»: «Его прозвали Вещим (мудрым)», «Ольга при могиле Игоря»: «Церковь причла ее к лику святых», «Святополк»: «проклятие современников увековечило память о Святополке. Летописи называют его Окаянным», «Михаил Тверской»: «Церковь причла сего князя-страдальца к лику св. мучеников», «Наталия Долгорукова»: «Нежная ее любовь к несчастному своему супругу и непоколебимая твердость в страданиях увековечили ее имя». Остановимся, например, на думе «Наталья Долгорукова». Историю этой женщины из уже далекого XVIII века молодое поколение узнало из книжки, которую выпустил в 1810 году внук Натальи Борисовны. Называлась она – «Своеручные записки Н. Б. Долгорукой». История ее, на первый взгляд, непритязательна. У Рылеева в думе героиня произносит монолог о своей тяжелой судьбе и прекрасной любви перед пострижением в монастырь, который дан как ее очередное «заключение». О чем же думает героиня?

 

Все с твердостью перенесла

И, бедствуя в стране пустынной,

Для Долгорукова спасла

Любовь души моей невинной.

Он жертвой мести лютой пал,

Кровь друга плаху оросила;

Но я, бродя меж снежных скал,

Ему в душе не изменила.

 

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1799–1846). Лицеист первого выпуска, одноклассник А. С. Пушкина. Был принят Рылеевым в тайное общество меньше чем за месяц до восстания, однако уже давно был близок этому кругу и сполна разделил судьбу сосланных в Сибирь декабристов. Литературная деятельность Кюхельбекера была очень разнообразной: поэт, переводчик, прозаик, драматург, журналист и критик. Для его поэзии характерна тема героического и прекрасного в их синтезе. Он писал, например: «свят союз прекрасный прямых героев и певцов». Главная тема Кюхельбекера – тема поэта и поэзии, он размышляет о роли поэта, его предназначении и участи. Так, в стихотворении «Участь поэтов» (1823) речь идет о «презренной толпе», которая гонит «поэта-пророка». Так возникает тема судьбы поэта и противостояния поэта толпе. Позднее об этом будет писать Лермонтов в своем «Пророке». Ту же тему продолжает Кюхельбекер в стихах «Памяти Грибоедова», «Тени Пушкина» и в одном из последних стихотворений, написанном в ссылке, «Участь русских поэтов» (1845):

 

Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.

 

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,-

Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки...

 

Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу;

 

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.

 

Кюхельбекер был необыкновенно одаренным человеком: критиком, журналистом, писал оригинальную прозу. Например, роман «Последний Колонна» и повесть «Земля безглавцев» (1824). Повесть – это сатирическое путешествие в некую землю – Акефалию, где живут люди без головы и без сердца: «Зажиточные родители к младенцам приставляют наемников, которые до 20-летнего возраста подпиливают им шею и стараются вытравить сердце».

 

Александр Одоевский (1802–1839). Известен прежде всего как поэт, откликнувшийся на послание Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…». Одоевский из Читинского острога ответил:

 

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И - лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард!- цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

 

Строка этого стихотворения – «Из искры возгорится пламя» – стала знаменитой. Поэтом Одоевский стал после восстания декабристов в одиночном заключении в Петропавловской крепости. Главное назначение своего творчества видел в том, чтобы поддерживать мужество товарищей и друзей, продолжая дело и в заключении, поэтому у него все время одно местоимение – «Мы», и называть его принято «поэтом-утешителем». Так он проявил себя уже в Сибири. Но в 1837 году царь отправляет его рядовым на Кавказ, где поэт умер от малярии через два года. Лермонтов напишет об этой утрате в стихотворении «Памяти А. Одоевского».

 

Писали декабристы и прозу. С их именами связана история русской романтической повести, ее расцвет. Повести писали К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Бестужев, Н. Бестужев.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.