Как люди творческие, обладающие большим креативным потенциалом, декабристы ярко проявили себя и в литературе. Прежде всего, это – Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бестужев, Александр Одоевский, Федор Глинка, Павел Катенин. Они были членами тайных обществ и участниками восстания на Сенатской площади. Декабристы создали и свои литературные журналы и кружки: при Союзе Благоденствия, например, было создано «Вольное общество любителей российской словесности». Наиболее известными печатными органами были альманахи «Полярная звезда» (А. Бестужев и К. Рылеев) и «Мнемозина» (В. Кюхельбекер).
Литература была для этого поколения тоже делом – поступком и трибуной. Она позволяла открыто заявлять о себе, была и гражданским самовыражением личности, и героических идеалов. Поэтому в литературе декабристов активно развиваются традиций гражданской поэзии (жанр оды). Романтические взгляды поколения заставляют обратить внимание на народность (русская баллада, русская историческая поэма): например, поэма П. Катенина «Мстислав Мстилавович». Отсюда же внимание к древним культурам, с их простой и ясной героичностью: древнерусской, античной и библейской.
Ведущей в творчестве декабристов была идея сильной личности, но не в индивидуалистическом плане, а гражданско-патриотическом. Героическая личность готова не только к борьбе за свои идеалы и ценности, но и к самопожертвованию, гибели. Это могла быть историческая личность, легендарная или же поэт-гражданин.
Кондратий Федорович Рылеев (1795–1826). Типичный молодой человек своего времени. Был офицером на войне 1812 года, затем – чиновник Петербургской палаты уголовного суда. Развивается вместе со своим поколением как оппозиционер и поэт. В начале 1823 года был принят Иваном Пущиным в Северное общество, а вскоре стал его руководителем.
Сам определял характер своего дарования и свои стихи следующим образом:
Как Аполлолнов строгий сын,
Ты не увидишь в них искусства:
Зато найдешь живые чувств, –
Я не Поэт, а Гражданин.
Позднее он будет писать о том, что характеризует поэта-гражданина: «Высоких дум кипящая отвага» и «Любовь к общественному благу» (цитаты из ст. «Бестужеву», 1825). Гражданская позиция Рылеева-поэта наиболее ярко выражена в его стихотворении «Я ль буду в роковое время…»:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Но не нужно думать, что творчество Рылеева носило только пропагандистский характер. Например, его последние стихи, написанные в крепости перед казнью, имеют откровенно религиозный характер:
Ты прав: Христос спаситель нам один,
И мир, и истина, и благо наше;
Блажен, в ком дух над плотью властелин,
Кто твердо шествует к Христовой чаше.
Прямой мудрец: он жребий свой вознес,
Он предпочел небесное земному,
И, как Петра, ведет его Христос
По треволнению мирскому.
Душою чист и сердцем прав,
Перед кончиною подвижник постоянный,
Как Моисей с горы Навав,
Узрит он край обетованный.
Главное место в поэзии Рылеева занимают «Думы». В «Предисловии» к отдельному изданию Рылеев писал: «Обязанность каждого писателя – быть для соотечественников полезным, и я, по возможности, желая исполнить долг сей, предпринял <…> написать исторические Думы, стараясь напомнить в оных славнейшие или, по крайней мере, достопримечательнейшие деяния предков наших», «Цель моя – <…> распространить между простым народом нашим, посредством Дум сих, хотя некоторые познания о знаменитых деяниях предков, заставить их гордиться славным своим происхождением и еще более любить родину свою».
Все думы написаны в 1821–1823 годах, печатались в отдельных журналах. По сути, это небольшие поэмы, но Рылеев дает им другое название – думы, поскольку хотел подчеркнуть, что это размышления человека XIX века о героях прошлого, о героизме вообще и о русской личности. Он хотел показать и оценить примеры гражданских добродетелей личности на примере «предков». Показательно в этом плане, что в разряд подлинных личностей попадают у Рылеева и поэты – баснословный Баян («Боян») и Г. Державин («Державин»). В них он видит пример служения отечеству поэта-гражданина. Например, в думе «Державин»:
О, так! нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда – долг его,
Предмет – полезным быть для света.
Служитель избранный творца,
Не должен быть ничем не связан;
Святой, высокий сан певца
Он делом оправдать обязан.
Рылеев не стремится показать объективную историю, его задача – осмыслить, оценить, прочувствовать героические черты личности. Поэтому ему важен не какой-то конкретный исторический эпизод, а поведение личности в сложных обстоятельствах. Важен и еще один момент: исследование личности у Рылеева не есть ее идеализация, ведь были в истории и другие характеры. Так и появляются у него персонажи, не прославившиеся подвигами («Рогнеда») или ставшие в силу слабости характера заложниками обстоятельств – например, «братоубийца Святополк («Святополк») или Дмитрий Самозванец («Димитрий Самозванец»). Но и такие герои поучительны: например, «Святополк» заканчивается так:
Ужасно быть рабом страстей!
Кто раз их предался стремленью,
Тот с каждым днем летит быстрей
От преступленья к преступленью
Пояснения к каждой думе не только объясняли содержание текста, но и обращали внимание на то, чем именно помнится эта личность народу. «Олег Вещий»: «Его прозвали Вещим (мудрым)», «Ольга при могиле Игоря»: «Церковь причла ее к лику святых», «Святополк»: «проклятие современников увековечило память о Святополке. Летописи называют его Окаянным», «Михаил Тверской»: «Церковь причла сего князя-страдальца к лику св. мучеников», «Наталия Долгорукова»: «Нежная ее любовь к несчастному своему супругу и непоколебимая твердость в страданиях увековечили ее имя». Остановимся, например, на думе «Наталья Долгорукова». Историю этой женщины из уже далекого XVIII века молодое поколение узнало из книжки, которую выпустил в 1810 году внук Натальи Борисовны. Называлась она – «Своеручные записки Н. Б. Долгорукой». История ее, на первый взгляд, непритязательна. У Рылеева в думе героиня произносит монолог о своей тяжелой судьбе и прекрасной любви перед пострижением в монастырь, который дан как ее очередное «заключение». О чем же думает героиня?
Все с твердостью перенесла
И, бедствуя в стране пустынной,
Для Долгорукова спасла
Любовь души моей невинной.
Он жертвой мести лютой пал,
Кровь друга плаху оросила;
Но я, бродя меж снежных скал,
Ему в душе не изменила.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1799–1846). Лицеист первого выпуска, одноклассник А. С. Пушкина. Был принят Рылеевым в тайное общество меньше чем за месяц до восстания, однако уже давно был близок этому кругу и сполна разделил судьбу сосланных в Сибирь декабристов. Литературная деятельность Кюхельбекера была очень разнообразной: поэт, переводчик, прозаик, драматург, журналист и критик. Для его поэзии характерна тема героического и прекрасного в их синтезе. Он писал, например: «свят союз прекрасный прямых героев и певцов». Главная тема Кюхельбекера – тема поэта и поэзии, он размышляет о роли поэта, его предназначении и участи. Так, в стихотворении «Участь поэтов» (1823) речь идет о «презренной толпе», которая гонит «поэта-пророка». Так возникает тема судьбы поэта и противостояния поэта толпе. Позднее об этом будет писать Лермонтов в своем «Пророке». Ту же тему продолжает Кюхельбекер в стихах «Памяти Грибоедова», «Тени Пушкина» и в одном из последних стихотворений, написанном в ссылке, «Участь русских поэтов» (1845):
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен...
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,-
Пожалися годиной роковою...
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в черную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки...
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлет пулю их священному челу;
Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную.
Кюхельбекер был необыкновенно одаренным человеком: критиком, журналистом, писал оригинальную прозу. Например, роман «Последний Колонна» и повесть «Земля безглавцев» (1824). Повесть – это сатирическое путешествие в некую землю – Акефалию, где живут люди без головы и без сердца: «Зажиточные родители к младенцам приставляют наемников, которые до 20-летнего возраста подпиливают им шею и стараются вытравить сердце».
Александр Одоевский (1802–1839). Известен прежде всего как поэт, откликнувшийся на послание Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…». Одоевский из Читинского острога ответил:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард!- цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!
Строка этого стихотворения – «Из искры возгорится пламя» – стала знаменитой. Поэтом Одоевский стал после восстания декабристов в одиночном заключении в Петропавловской крепости. Главное назначение своего творчества видел в том, чтобы поддерживать мужество товарищей и друзей, продолжая дело и в заключении, поэтому у него все время одно местоимение – «Мы», и называть его принято «поэтом-утешителем». Так он проявил себя уже в Сибири. Но в 1837 году царь отправляет его рядовым на Кавказ, где поэт умер от малярии через два года. Лермонтов напишет об этой утрате в стихотворении «Памяти А. Одоевского».
Писали декабристы и прозу. С их именами связана история русской романтической повести, ее расцвет. Повести писали К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Бестужев, Н. Бестужев.