Гнев играет немалую роль в современных конфликтах, например на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии или в урегулировании проблемы Север - Юг и т.д.
Ведь эти конфликты возникают из-за неспособности людей осознать нашу общую принадлежность к человеческому роду. Конфликты могут быть разрешены не созданием средств уничтожения и применением большей военной силы и не гонкой вооружений. Решение не может быть ни чисто политическим, ни чисто техническим. Оно, по сути своей, должно быть нравственным - в том смысле, что нам необходимо чёткое понимание нашего общечеловеческого положения. Ненависть и борьба не могут принести счастья никому, даже победителям сражений. Насилие всегда порождает страдания и, таким образом, всегда приводит к обратным результатам. Поэтому настало время для руководителей разных стран мира научиться выходить за рамки различий в национальности, культурных традициях и идеологии и видеть друг друга в свете общечеловеческой ситуации. Такая позиция пойдёт на благо отдельных лиц, групп людей, народов и всего мира в целом.
Нынешняя напряжённость в мире более всего порождалась противостоянием Восточного и Западного блоков, возникшим со времён второй мировой войны. Оба эти блока стремились представить друг друга в совершенно неприглядном виде. Эта длительная неразумная борьба проистекала из-за отсутствия взаимной благожелательности и уважения людей друг к другу как к своим собратьям. Жителям стран Восточного блока следовало 'бы умерить свою ненависть к странам Западного блока, потому что в Западном блоке тоже живут люди: мужчины, женщины и дети. Точно так же и людям в странах Западного блока следовало бы умерить свою ненависть к Восточному блоку, который тоже состоит из людей. Ключевую роль в деле преодоления взаимной ненависти могут сыграть лидеры обоих блоков. Но прежде всего они должны осознать, что и они, и другие принадлежат к человеческому роду. Без осознания этой основополагающей идеи не удастся сколько-нибудь значительно уменьшить организованную ненависть.
Если бы, например, руководитель Соединённых Штатов Америки и руководитель Союза Советских Социалистических Республик вдруг встретились друг с другом на необитаемом острове, то они, я уверен, искренне отнеслись бы друг к другу как два родственных существа. Однако стена взаимного подозрения и непонимания разделяет их, как только они предстают как «Президент США» и «Генеральный секретарь ЦК КПСС». Более человечные контакты в виде неформальных продолжительных встреч, без всякой повестки дня, улучшили бы взаимопонимание между ними, они бы научились относиться друг к другу чисто по-человечески и затем смогли бы попытаться решить международные проблемы в свете этого взаимопонимания. Никакие две стороны, особенно имея за спиной период длительного антагонизма, не смогут плодотворно вести переговоры в атмосфере взаимных подозрений и ненависти.
Я предложил бы руководителям государств встречаться примерно раз в год в каком-нибудь живописном месте на отдыхе, просто для того чтобы узнать друг друга. Затем, позднее, они могли бы встретиться для обсуждения взаимных отношений между своими странами и общих мировых проблем. Я уверен, что многие люди разделяют мое желание, чтобы лидеры государств встречались за столом переговоров в атмосфере взаимного уважения и общечеловеческого понимания.
Для улучшения личных контактов между людьми во всём мире, по моему мнению, желательно больше поощрять развитие международного туризма. Кроме того, средства массовой информации, особенно в демократических странах, могут внести значительный вклад в дело обеспечения мира на Земле, уделяя больше внимания темам, которые представляют общечеловеческий интерес и напоминают об изначальном единстве человечества. Из-за возвышения на международной арене нескольких сильных держав не принимается во внимание и умаляется гуманистическая роль международных организаций. Я надеюсь, что это положение будет исправлено и все международные организации, в особенности Организация Объединённых Наций, будут более активно и эффективно работать на благо всего человечества, способствуя росту международного взаимопонимания. Воистину будет прискорбно, если эти несколько сильных государств будут продолжать использовать такие всемирные организации, как ООН, в своих односторонних интересах. ООН должна стать инструментом всеобщего мира. Все должны уважать эту международную организацию, так как ООН - единственный источник надежды для малых угнетённых стран, а следовательно, и для всей нашей планеты в целом.
Поскольку все страны сейчас экономически зависят друг от друга больше, чем когда-либо ранее, человеческое взаимопонимание должно перешагнуть национальные границы и охватить всё международное сообщество в целом. И действительно, если мы не сможем создать атмосферу истинного сотрудничества, достижимую лишь с помощью сердечного взаимопонимания, а не угроз применения силы или её реального применения, то мировые проблемы будут лишь умножаться. Если людям в более бедных странах будет отказано в счастье, которого они желают и заслуживают, то они, естественно, будут испытывать неудовлетворённость и создадут проблемы для более обеспеченных стран. Если будет продолжаться навязывание людям социальных, политических и культурных структур вопреки их устремлениям, то едва ли удастся достичь мира на Земле. Однако, если каждый человек достигнет желаемого, мир наверняка восторжествует.
Как отдельный человек в каждой стране, так и любой, даже самый малый, народ должны иметь право на счастье и уважение со стороны других. Я не хочу сказать, что какая-то система лучше другой и всем следует её принять. Напротив, желательно многообразие политических систем и идеологий, которое согласуется с многообразием характеров в человеческом обществе. Такое многообразие способствует непрекращающимся поискам человеческого счастья. Поэтому каждому обществу на основе права на самоопределение должна быть предоставлена свобода развивать свою собственную политическую и социально-экономическую систему.
Достижение справедливости, гармонии и мира зависит от многих факторов. И мы должны рассматривать их не столько в свете ближайших результатов, сколько с точки зрения блага человечества в конечном счете. Я вполне осознаю, насколько огромна эта задача, но не вижу никакой альтернативы предложенному подходу, основанному на общих гуманистических принципах. Людям разных стран не остается ничего другого, как заботиться о благополучии других народов, и не столько в силу своих гуманных воззрений, сколько потому, что это отвечает взаимным и долговременным интересам всех сторон. Понимание этой новой реальности выражается в появлении региональных или континентальных экономических организаций, вроде Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и т. п. Я надеюсь, что будут появляться и новые подобные международные организации, особенно в тех регионах, где ещё не достигнут удовлетворительный уровень экономического развития и политической стабильности.
В нынешних условиях явно ощущается растущая потребность в человеческом взаимопонимании и чувстве всеобщей ответственности. Ради достижения этого нужно воспитывать в себе доброту души, ибо без неё мы не сможем достичь ни всеобщего счастья, ни прочного мира на Земле. Мир не создать на бумаге. Проповедуя всеобщую ответственность и всеобщее братство людей, мы должны помнить о том, что человечество организовано в отдельные структуры в форме национальных сообществ. Поэтому, исходя из реального положения дел, я считаю, что именно эти сообщества должны стать теми кирпичиками, из которых будет строиться здание мира на Земле.
Попытки построения более справедливого и равноправного общества предпринимались и в прошлом. Для борьбы с антиобщественными силами создавались организации с благородными программами. К сожалению, эти идеи были извращены из-за эгоизма. Сегодня более чем когда-либо мы наблюдаем, как нравственность и благородные принципы уступают место соображениям личной выгоды, особенно в сфере политики. Одно из философских направлений предостерегает нас от любых занятий политикой вообще, так как политика стала синонимом безнравственности. Политика, лишённая этики, не повышает благосостояние людей, а жизнь, лишенная нравственности, низводит людей до уровня животных. Однако нельзя утверждать, что политика сама по себе «грязна». Скорее, средства нашей политической культуры извратили те высокие идеи и благородные помыслы, которые были направлены на улучшение положения людей. Естественно, верующие выражают свою озабоченность тем, что религиозные лидеры «ввязываются» в политику, так как они опасаются, что религия будет запятнана грязной политикой.
Я хочу усомниться в расхожем мнении, что для религии и этики нет места в политике и что верующим следует вести уединенную жизнь, подобно отшельникам. Такое представление о религии слишком односторонне, ему недостает правильного понимания отношений человека с обществом и роли религии в нашей жизни. Этика так же важна для политики, как и для религиозного деятеля. Отход политиков и правителей от нравственных принципов приводит к опасным последствиям.
Независимо от того, верим ли мы в Бога или в карму, нравственность является основой любой религии.
Такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость и т.д., лежали в основе всех цивилизаций. Эти качества следовало бы воспитывать и поддерживать в людях путём систематического нравственного просвещения в благоприятной социальной среде с целью созидания более гуманного мира. Качества, необходимые для построения такого мира, должны воспитываться в людях с самого начала, с детства. Мы не можем ждать, пока следующее поколение осуществит эту перемену, - наше поколение должно попытаться возродить главные человеческие ценности. Если и есть какая-то надежда, то - на будущие поколения, но лишь при том условии, что мы произведем коренные изменения в существующей системе образования во всем мире. Нам необходимо радикально изменить наше отношение ко всеобщим гуманистическим ценностям и претворять их на практике.
Мало выступать с громкими призывами остановить нравственное вырождение, нужно что-то для этого делать. Поскольку нынешние правительства не берут на себя такие «сугубо религиозные», как они считают, задачи, лидеры гуманистических и религиозных движений должны укреплять существующие гражданские, общественные, культурные, образовательные и религиозные организации для возрождения общечеловеческих и духовных ценностей. Там, где это необходимо, нам нужно создавать новые организации для достижения этих целей. Только действуя подобным образом, мы можем надеяться на создание более прочной основы для всеобщего мира.
Живя в человеческом сообществе, мы должны разделять страдания с нашими согражданами и проявлять сострадание и терпимость не только к тем, кто нам дорог, но и к нашим врагам. Это показатель нашей духовной силы Мы должны показывать пример своими делами, ибо нельзя надеяться убедить других в ценности религии просто словами. Мы обязаны жить в соответствии с теми высокими принципами честности и самопожертвования, следования которым мы требуем от других. Высшей целью всех религий является служение благу человечества. Вот почему так важно, чтобы религия всегда использовалась для счастья и мира всех людей, а не просто для обращения других в свою веру.
Для религии не существует национальных границ. Народ или отдельный человек может и должен принять ту религию, которую находит благотворной для себя. Главное, чтобы каждый ищущий выбрал религию, которая ему более всего подходит. Однако принятие какой-либо религии не означает неприятия другой веры или отказа от своей общественной среды. Важно, чтобы верующие не отстранялись от своего общества; им следует продолжать жить в этой среде в гармонии с другими членами своего общества. Выйдя из своей общественной среды, человек не сможет приносить пользу другим, что, по сути, является главной целью религии.
В этой связи важно помнить о двух моментах - самоанализе и самокорректировке. Мы обязаны постоянно проверять свое отношение к другим людям, тщательно анализируя себя, и сразу же корректировать своё поведение, как только мы увидим, что поступаем неправильно.
И в заключение несколько слов о материальном прогрессе. Я слышал много нареканий на Западе по поводу материального прогресса, и вместе с тем, как ни парадоксально, именно он является предметом истинной гордости Западного мира. Не вижу ничего плохого в материальном прогрессе как таковом, но лишь при условии, что приоритет отдаётся человеку. Я твердо убеждён, что для решения человеческих проблем во всей их многомерности - нам необходимо сочетать и согласовывать экономическое развитие с духовным ростом.
Однако не следует заблуждаться насчёт возможностей такого прогресса. Несмотря на то, что материалистические знания в виде науки и техники внесли огромный вклад в благосостояние человечества, они не способны обеспечить прочного счастья. Например, в Америке, где достигнут, пожалуй, более высокий уровень технического развития, чем где-либо ещё, умственных и душевных страданий по-прежнему очень много. Дело в том, что материалистические знания могут обеспечить лишь счастье, которое зависит от физических условий, но не способны дать человеку то счастье, которое проистекает из внутреннего развития, независимого от внешних факторов.
Для возрождения общечеловеческих ценностей и достижения прочного счастья нам необходимо обратиться к общему гуманистическому наследию всех народов мира. Пусть это эссе будет напоминанием о настоятельной необходимости не забывать те общечеловеческие ценности, которые объединяют всех нас в единую семью людей на этой планете.
То, что на сердце всегда у меня, -
вечные неотступные думы
в строки статьи записал я - затем,
чтобы другие люди их знали.
Где бы ни встретился мне человек,
пусть чужеземец он, мне незнакомый,
радуюсь: «Близкого я повстречал!
Он из семьи человеческой нашей».
И отношение это - меня
в сердце питать заставляет сильнее,
глубже, чем раньше, чувство любви
и уважения ко всем живущим.
Пусть неподдельное чувство моё
службу сослужит, хотя б небольшую,
для воцарения на нашей Земле
мира и счастья - об этом молюсь я.
Пусть в этом мире людская семья
сможет достичь в отношениях друг с другом
дружбы, гуманности и понимания. -
Я непрестанно об этом молюсь.
К тем, кто не хочет страданий вовеки,
к тем, кому дорого прочное счастье, -
к вам я взываю от самого сердца,
к каждому обращаюсь с надеждой!
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Свобода в изгнании. Автобиография Его Святейшества Далай Ламы Тибета. СПб.: Нартанг, 1992.
[2]Русский перевод этого очерка был опубликован издательством "Нартанг" в 1990 г. под названием "Буддизм Тибета".
[3]Более развёрнутое изложение буддизма, сделанное Его Святейшеством Далай Ламой, содержится в его книге "Мир тибетского буддизма". Нартанг, 1997.
[4]Несмотря на этот неоспоримый факт, с 1978 года Его Святейшество Далай Лама в своих мирных инициативах по тибетской проблеме не настаивает на возвращении Тибету полной независимости и согласился, в качестве компромисса, на переговоры о реальной автономии для Тибета в рамках КНР. Китайская сторона, однако, до настоящего времени делает вид, что не замечает этих инициатив, за которые в 1979 году Его Святейшество был удостоен Нобелевской премии мира. - Прим. перев.
[5]Его Святейшество оказался прав. Впоследствии Панчен Лама, протестовавший против китайских бесчинств в Тибете, был брошен в тюрьму, где провел много лет в заточении; затем был восстановлен в должности, сохраняя внешне лояльную к китайцам позицию, но через несколько лет по неизвестной причине умер, сразу же после своего публичного выступления в защиту Далай Ламы. - Прим. перев.
[6]Его Святейшество, видимо, имеет в виду доктрину взаимозависимого возникновения, о которой медитируют двумя способами: в прямом порядке, осознавая процесс погружения в сансару, и в обратном порядке ~ осваивая процесс освобождения из сансары. Подробнее см., напр.: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. СПб.: "Нартанг", 1995. Т. 2. С.75-89.
[7]Полный набор материалов, принятых комиссией, а также анализ этих материалов и выводы опубликованы в ее докладах "The Question of Tibet and the Rule of Law" и "Tibet and the Chinese People's Republic". International Comission of Jurists. Geneva, 19591960.
[8]Эта книга была написана в 1960 году и впервые опубликована в 1962. - Прим. пер.