Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. В социальной структуре афинского общества классической эпохи можно выделить четыре основные категории населения:
1) зажиточные граждане-рабовладельцы
2) демос - полноправное в политическом отношении, но бедное или среднее по своему имущественному положению население
3) метеки - свободное, но политически неполноправное население неафинского происхождения
4) рабы
Класс греческих рабовладельцев, состояния которых в V в. до н.э. в целом были довольно скромными, складывался из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, торговых кораблей и т.п.
Афинский демос состоял из мелких землевладельцев, ремесленников, поденщиков, матросов и т.п., бедного городского люда. По своей численности этот класс несколько превосходил численность класса рабов.
Имущественное положение этой группы населения было довольно скромным, хотя многие, например, крестьяне или ремесленники вели собственное хозяйство, могли иметь рабов, участки земли от 3 до 5 га.
Наименее устойчивым было имущественное положение свободных бедных горожан, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки своих граждан, стремясь обеспечить их работой. В целом же состав класса свободных мелких производителей был довольно пестрым. Основные его группы образовывали:
а) мелкие землевладельцы
б) ремесленники и торговцы, обладавшие гражданскими правами
в) метеки, не имевшие статуса гражданина.
Соответственно и политическая ориентация различных групп этого класса могла быть различной.
Политика афинского государства по отношению к малообеспеченным членам гражданского коллектива в V веке до н.э. отличалась особой продуманностью: с крестьян-собственников не взимался земельный налог, беднота переселялась в колонии, где каждому предоставлялся участок земли.
Проводя социально-ориентированную политику, государство следило, например, за ценообразованием, прежде всего на хлеб – как основной продукт питания. Лица, замеченные в нарушении ценовой политики, подвергались большому штрафу. Для граждан Афин был установлен также так называемый теорикон – выдача денег на посещение театра.
В результате подобной политики в Афинах, не было придворной знати, государственной бюрократии, здесь не сформировался слой замкнутого военного сословия или могущественных жрецов, как это произошло, например, в восточных деспотиях.
Метеки - проживающие в Афинах чужеземцы(15-20%), в числе которых были как более, так и менее зажиточные лица - обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они не могли приобретать в собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе Народного собрания, избираться на должности. В то же время с метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли и ряд других повинностей.
Однако государство имело возможность периодически предоставлять - в виде исключения - права гражданства отдельным метекам за особые заслуги. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н.э. часть метеков, активно помогавшая сопротивлению так называемой тирании 30, по решению Народного собрания получила права афинского гражданства.
Таким образом, свободное население Афин было неоднородно. Полноправными гражданами признавались лишь те лица, у которых, как уже отмечалось, оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей полиса зачислялись в списки членов дема.
Статус полноправного гражданина Афин предполагал совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на территории полиса и экономическую помощь государства в случае материальных затруднений. Кроме того афинские граждане обладали правом носить оружие, служить в ополчении, правом принимать участие в делах государства - в работе Народного собрания, Совета пятисот, выборных органов.
Обязанности граждан Афин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах - приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни.
Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет.
Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широко использовался в сельском хозяйстве, в работах по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческого происхождения - фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п.
Зачастую рабов сдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых и сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно - выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определенную ренту - оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день - средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек.
В Афинах в законодательном порядке запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их. Однако, перечисленные обстоятельства ничего не меняли в правовом положении рабов, которые в сознании свободных граждан полиса оставались лишь вещью, находящейся в полной власти хозяина.
Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Лишь за государственными рабами признавалось право иметь собственность и располагать ею.