Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристики гражданского общества

Развитие научных представлений о ГО

ГО представляет собой, как особый теоретический концепт, так и реально действующий институт, становление которого в западном политическом пространстве происходило на протяжении длительного исторического периода.

Т. Гоббс: Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Дж. Локк: Гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье: Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Т. Пейн, американский просветитель: Гражданское общество - благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель: Гражданское общество - сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс: Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, а сама гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

В классическом представлении ГО – общество мыслящих индивидов, обладающих естественными правами и свободами, которые посредством договора создают государство и передают ему часть собственных естественных прав в обмен на гарантию индивидуальных прав и свобод. Общественно-частная сфера, занимающая промежуточное положение между личностью и государством, особая форма соединения частных и общественных интересов граждан, противостоящая государству как собственно "политическому телу" (Гегель).

Государство ограничено лишь тем объемом полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Вместе с тем, необходимо понимать, что общественный договор является неокончательным результатом разнообразных, разнесенных по времени традиций, соглашений и договоренностей социальных групп, принимая в каждом конкретном случае особую национально-историческую форму, предопределяя разнообразие существующих моделей государственного устройства.

Разные виды социальных контрактов и случайность их закрепления. Вертикальный контракт, когда власть может права забирать и перераспределять, и горизонтальный контракт - их иногда еще называют контрактами по Гоббсу и по Локку. Случайный выбор, закрепленный затем специальными интересами, и обстоятельствами развития, традициями, сложившимися правилами, различиями в ценностях, в формальных и неформальных правилах, приводит к тому, что страна начинает двигаться по определенной траектории.

В современной политической науке разнообразие подходов обусловлено, прежде всего, многообразием и спецификой существующих моделей ГО. Обобщив существующие научные подходы, можно охарактеризовать гражданское обществокак совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и хозяйствующих субъектов, которая отражает реальный уровень самоорганизации социума.

Характеристики гражданского общества

1.Высокая степень индивидуализации поведения граждан, их высвобождение от государственного контроля (в т.ч. и ментальное) на основе становления идей индивидуальной свободы. Свободный человек, способный к активному отстаиванию своих интересов – основа всех институтов ГО. Но высокая мера индивидуальной свободы препятствует использованию государственного принуждения в необходимых случаях, а также консолидации индивидов в интересах коллективных действий.

2. Взаимная автономия ГО и государственных институтов, они не должны в одностороннем порядке вторгаться в компетенцию друг друга. Меры по недопущению вмешательства организаций ГО в сферу распределения ресурсов, их попытки подменить органы власти в сферах государственного регулирования, их превращения в лоббистские структуры.

3. Необходимы относительное единство основных ценностей и норм ведущих социальных аудиторий, высокая солидарность людей, их способность к участию в коллективных действиях. Население должно хотеть и уметь совместно сосуществовать, признавать схожие системы идей и понятия законности и легальности. Тем самым для ГО предполагается как возрождение автономии индивида, так и восстановление его солидарности с другими.

4. Необходима культура гражданина, по словам Г.Алмонда. Не просто независимый и свободный, но социально ответственный, соизмеряющий свои действия с интересами прочих индивидов, вступающий с ними в отношения, базирующиеся на взаимном доверии. Лишь на подобном фундаменте возможно устойчивое существование добровольных объединений и ассоциаций, характерных для ГО.

5. Требуется, как уточнил Ф.Шмиттер, политика государства, направленная на создание условий для появления и функционирования ГО: гарантированность свободы организаций и собраний, особый режим налогообложения, создание каналов функционального представительства, гарантии участия организаций ГО в принятии решений, что придает им статус политических субъектов.

Основной политической предпосылкой существования гражданского общества является правовое и законодательное обеспечение индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности, но одновременно и утверждающих порядок, при котором реализация этих прав одним не нарушает прав другого. Такая система, в конечном счете, не ослабляет, а укрепляет власть, не допуская анархии при утверждении массовых свобод. Такой порядок воспитывает в людях чувство личного достоинства, правовую сознательность, гражданскую ответственность за собственные поступки, поддерживает его социальное творчество и инициативность. В результате государство осознается не как всевластный институт социального господства, а как ограниченный в своих полномочиях субъект управления, руководствующийся законом и поддерживающий конструктивные гражданские проекты.

Причинами ослабления позиций гражданского общества служат непривлекательность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где политические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои действия.

ГО, как правило, хорошо структурировано на основе развитой горизонтальной активности населения. Оно состоит из многочисленных групп интересов, добровольных объединений граждан, ассоциаций производителей (профсоюзы, объединения предпринимателей, кооперативы), созданных по интересам и направленным на реализацию конкретных проектов и специфических требований. Большинство западных и российских авторов отказываются признавать политические партии институтом ГО. В России распространенным является мнение о том, что гражданское общество включает в себя и политические партии, и СМИ, и даже в отдельных случаях бизнес.

Функции ГО.

1. Политическая социализация граждан. ГО прививает им представления о механизмах презентации и реализации частных интересов, легальные гражданские нормы поведения.

2. Канал представительства. Возможность открыто и четко артикулировать цели, обеспечивая соответствующие каналы и механизмы самовыражения и групповой идентификации.

3. Инструмент ограничения экспансии государства, средство сдерживания государственного насилия. Фиксация минимально достаточных уровней политических ограничений. Государство не вмешивается в круг вопросов, которые граждане могут решать самостоятельно, без обращения к государственным институтам. Обеспечивается органическое сочетание механизмов власти и общественной самодеятельности, управления и самоуправления, которые в совокупности создают должные предпосылки социальной стабильности и гармонии.

ГО может существовать лишь постольку, поскольку существуют государства, достаточно сильные, чтобы поддержать то, что называют ГО. Нельзя противопоставлять данные взаимосвязанные явления, дополняющие и поддерживающие конструктивную деятельность друг друга. Государства не должно быть ни много, ни мало. Его должно быть минимально достаточно.

Роль государства сводится к созданию и поддержанию условий, способствующих соблюдению прав и свобод человека, обеспечивать конституционные гарантии свободного развития. Т.е. оно должно обладать для этого соответствующими инструментами и ресурсами. При этом слабое государство не менее опасно для выживания и развития общества, чем излишне сильное. Оно не сможет выполнить собственные функции, что приведет к неизбежному распаду общества и сопутствующими бедами.

Кроме того, государству выгодно отдельные функции передавать структурам ГО, сокращая издержки и снижая степень регулирования отдельных областей. Кроме того, привлечение экспертного и научного потенциала ГО способствует мультипликации вариантов принимаемых решений, и их более качественной оценке. Со своей стороны, ГО энергично вторгается в сферу компетенции государства, навязывая ему новые ценности и нормы (экология, признание прав сексуальных меньшинств, политкорректность), а также требуя перераспределения функций социальной политики сверху вниз.

В настоящее время идет поиск моделей взаимодействия структур ГО и властных органов, эффективность которых будет зависеть как от активности гражданских ассоциаций и соотнесения частных и общественных интересов, так и способности государства обеспечить механизмы общественной солидарности и взаимодействия. Только органическое сочетание механизмов власти и гражданской самодеятельности, равновесие правительства и ГО гарантирует эффективное управление, за счет снижения реализационных барьеров.

Проблемы ГО в России

Общее мнение такого, что ГО в нашей стране слабое, неразвитое и эта слабость предопределяет его ненужность. Оно не нужно государству, которое достаточно сильно, чтобы реализовывать свои функции без помощников. Более того, ГО не нужно населению, которое не имеет желания самоорганизовываться для решения насущных проблем. И оно не нужно бизнесу, который заинтересован исключительно в получении прибыли.

На Западе вызревание ГО традиционно осуществлялось по мере развития института частной собственности, укреплявшего материальные основы гражданской самостоятельности и активности индивидов, всемерного расширения и юридического закрепления системы частного права. Формирование полноценного ГО сопровождалось становлением демократических форм жизни общества и государственного правления.

В России этот путь оказался иным. Общественная самодеятельность и обретение людьми гражданских прав и свобод исторически осуществлялось путем ассоциирования индивидов на базе крестьянской общины. Это не только придало национальную специфику процессу становления институтов ГО, но и затормозило его развитие, обусловив его большую зависимость от государства. Существенными факторами, предопределившими российскую специфику процесса, были низкая популярность либеральных ценностей в обществе, и то, что социальным лидером становления ГО являлся не слой предпринимателей, а интеллигенция. Это не просто сузило экономические возможности укоренения гражданского общества, но и придало данному процессу несколько оторванный от социальной структуры, идеалистический характер. В то же время становление ГО в России протекало и протекает при более высоком уровне межэтнической интеграции, что сглаживает многие конфликты, имеющие место на Западе.

Специфика российского ГО:

1. Особенности общественного сознания и базовых ценностей. Фундамент гражданской самоорганизации: индивидуальные права и свободы; межличностное доверие и политическая толерантность; уважение к государственным и общественным институтам; понимание и принятие сущности демократии и механизмов управления, политическая активность граждан, признание ее необходимости. Особенности российского общественного сознания пока явно не соответствуют данным базовым требованиям.

2. Устойчивые архетипы русской ментальности: взаимное отчуждение власти и общества; нежелание социума создавать рациональные механизмы влияния на власть, позволяющее власти не реагировать на общественные потребности; традиция безответственной перед обществом власти; персонификация политики с конкретными персонажами; неспособность к самоорганизации; патернализм, социальное иждивенчество, правовой нигилизм; эсхатологичность национального сознания затрудняют обособление общества от государства, выделение независимых гражданских структур.

3. Большинство населения связывает ценности демократии не с политическими свободами, а с экономическим процветанием, плохо представляя, что материальное благополучие достижимо лишь при наличии политических свобод, партийного плюрализма, открытости в принятии политических решений. Дискредитация либеральных идей в обществе.

4. Традиционная разобщенность общества и государства, даже их противопоставление, как следствие особой позиции российской интеллигенции (культурной элиты).

Кто же может выступить субъектом развития ГО в России?

Нет социальной базы, реальных субъектов выработки и отстаивания конструктивных механизмов автономного общественного развития, которые позволили бы перейти к гражданским, а не государственным формам интеграции и строить собственные взаимодействия с властью на устойчивой правовой основе.

Соответственно субъектом строительства ГО выступает само государство. Руководство страны осознает, что эффективность управления была бы на порядок выше при высокой степени общественной поддержки. Отсюда и усилия по созданию Гражданских форумов, общественных палат и т.п. При этом отметим, что ГО фактически развивается и укрепляется одновременно с институтами власти, дополняя друг друга.

Российское государство должно влиять на процессы формирования ГО, создавая для этого соответствующие условия, преодолевая отчуждение между собой и обществом. Подобный приоритет государства создает соблазны и возможности по произвольному регулированию данных процессов, выбора наиболее приемлемых для власти форм структур ГО и моделей коммуникации с ними.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.