Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О некоторых аспектах обучения в контексте

Л.А. Мусаелян

Пермский государственный университет, г. Пермь

О некоторых аспектах обучения в контексте

построения гражданского общества*

В литературе присутствуют различные трактовки гражданского общества. На наш взгляд гражданское общество это самоорганизованное, отчасти самоуправляемое население страны соперничающее и одновременно сотрудничающее с государством в осуществлении управленческих и регулятивных функций посредством активной деятельности партий, политических движений, общественных организаций, объединений и отдельных граждан. Уровень зрелости гражданского общества определяется степенью инкорпорированности населения страны в неформальные институты, осуществляющие контроль за деятельностью государства для отстаивания интересов граждан и эффективного управления обществом. Главными условиями гражданского общества принято считать рынок (частную собственность) и демократию. Усилившийся интерес к проблеме гражданского общества обусловлен кризисом современной западной демократии и необходимостью сделать управление обществом адекватным новым требованиям, которые предъявляет ему динамично изменяющийся мир. Симптомы вырождения буржуазной демократии обнаруживаются и у нас в стране (соревнование «денежных мешков» в борьбе за власть при формально декларируемом равенстве граждан, сращивание власти и крупного капитала, превращение СМИ в средство манипуляции общественным сознанием властью, крупным капиталом и т.д.). В то же время Россия еще не вышла из глубокого социально-экономического кризиса, в котором оказалась в начале 90-х гг. В условиях, когда 80% населения страны относится к бедным и нищим, идея формирования гражданского общества является утопией. Но гражданское общество само является важным фактором социального прогресса и потому его формирование актуальная необходимость. За годы реформ в России радикально изменились социальные ценности и идеалы, резко упало качество образования, произошла дегуманизация социальной реальности. Между тем, динамизация общественной жизни, быстрая смена научно-технических знаний и конъюнктуры рынка, сложность стоящих перед страной проблем предъявляет к современному специалисту повышенные требования. Словом, перед российской высшей школой стоят задачи более сложные, чем в западных странах.

Выпускник высшей школы должен обладать основательными теоретическими знаниями, способностью к самостоятельному творческому мышлению, быть социально активным гражданином страны, уметь отстаивать свои убеждения, права и свободы. Именно университетское образование дает фундаментальное теоретическое знание, являющееся основой новых современных технологий. В то же время, такое образование делает возможным лабильную профессиональную деятельность, диктуемую изменяющейся конъюнктурой рынка. В современных рыночных условиях востребован специалист способный к самостоятельному творческому мышлению, имеющий потребность к постоянному совершенствованию. В этой связи научить студента постоянно учиться, развиваться – приоритетная задача высшей школы.

Действенным средством активизации познавательной деятельности студентов, привития им навыков самостоятельного творческого мышления и самосовершенствования является проблемный метод обучения. Ценность его заключается, кроме всего прочего, в том, что он является сотворчеством двух [формально] равных субъектов – преподавателя и студентов. Этот метод не только продуктивен, но и демократичен. Он развивает у студента не только навыки самостоятельного творческого мышления, но и способность публично отстаивать свою позицию. Проблемные методы обучения фактически прививают навыки демократического поведения, столь необходимого для гражданского общества.

Учебный процесс включает в себя два компонента: обучение и воспитание. Причем, эта вторая составляющая учебного процесса не может считаться менее значимой первой. Университеты нашей страны были не только крупными научными центрами, где формировалась отечественная научная интеллигенция, но и важнейшими институтами воспитания, где молодое поколение получало уроки гражданственности, патриотизма, гуманизма. Коммерциализация всего и вся в ходе реформ привела к элиминации из учебного процесса воспитательного компонента и дегуманизации образования. В современную постиндустриальную эпоху именно высшая школа России может выполнить великую миссию спасения страны. Решить эту задачу невозможно, если не продолжить исторические традиции российской высшей школы. Сегодня жизненно важно быть не только «поэтом», но и гражданином. Без этого нет гражданского общества и, что более важно, нет будущего у России.

 

 

Заявка

 

  1. Фамилия, имя, отчество: Мусаелян Лева Асканазович
  2. Место работы:Пермский государственный университет, кафедра философии
  3. Должность:доцент
  4. Ученая степень: кандидат философских наук
  5. Ученое звание:доцент
  6. Телефон служебный:(342)2396-392
  7. Телефон домашний: (342) 244-71-24
  8. Адрес электронной почты: musaelyanla@pochta.ru
  9. Почтовый адрес:Пермь, Орджоникидзе, д.101, кв.50

10.Тема доклада: О некоторых аспектах обучения в контексте построения гражданского общества

11. Секция:

 


* Публикуется при поддержке гранта РГНФ (проект № 06-06-82601 а/у)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.