Государственная служба. Пробелы в правовом регулировании
Данная статья посвящена сравнительно-правовому анализу законодательства о государственной службе.
В законодательстве любой отрасли права, и законодательство о государственной службе не составляет исключения из этого правила, возникает необходимость восполнения (преодоления) пробелов, основным направлением которого является использование норм конституционного, административного и иных отраслей права. Эта проблема весьма актуальна в наше время. Рассмотрим один из таких пробелов.
Согласно пункту пятому Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, «Военная служба - особый вид государственной службы, который заключается в непосредственном исполнении гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Исходя из высоких государственных целей, заключающихся в обеспечении безопасности и независимости государства, устанавливается приоритет военной службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельности».
Как известно, военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Тем самым статус военнослужащего распространяется на курсантов Военной Академии Республики Беларусь и военных факультетов ВУЗов. Данный статус приобретается с момента принятия присяги. Все было прекрасно, если бы некоторые нестыковки…
Согласно правилам поступления в Военную академию и на военные факультеты, а именно пункту 3-му и 4-му, на конкурсной основе принимаются граждане Республики Беларусь, имеющие общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, а также высшее образование (при получении его в Республике Беларусь на условиях оплаты):
- в возрасте от 17 до 21 года, в том числе те, которые достигнут 17-летнего возраста или достигли 21-летнего возраста в год поступления на обучение;
- прошедшие или проходящие срочную военную службу, службу в резерве, а также прошедшие военную службу по контракту, - в возрасте не старше 23 лет;
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - в возрасте не старше 25 лет.
Возраст кандидатов, поступающих в Академию, определяется по состоянию на год поступления.
Из выше написанного следует, что военнослужащим может стать лицо в возрасте до 18 лет. Однако, как такое возможно????
Согласно статье 24 закона «О государственной службе в Республике Беларусь», право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным настоящим Законом, иными законодательными актами о государственной службе.
Следовательно, мы имеем противоречии двух норм права. В одной говорится, что государственным служащим может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18-летнего возраста, а другая норма права позволяет быть государственным служащим лицу, не достигшему такого возраста.
В данном случае, нам следует вспомнить Закон «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь», который нам даст ответ, что Законы Республики Беларусь имеют большую юридическую силу, чем акты Правительства, которым закреплены Правила поступления.
И что же тогда делать????
Я предлагаю следующий вариант решения данной проблемы. Для того чтобы не было противоречий, необходимо принять новую редакцию статьи 24 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь». Я предлагаю следующую: «право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, если иное не установлено другими актами законодательства, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным настоящим Законом, иными законодательными актами о государственной службе».
Мы рассмотрели один из пробелов в законодательстве нашей страны. Кажется ничего особенного, мелочь. Но именно из таких мелочей образуется целый ком проблем и противоречий. И для нас, молодого поколения, важно, чтобы данные проблемы были устранены. Ведь это влияет на наше будущее.