Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы определения мгновенных поправок гирокомпаса



I. Астрономический(*):

- по пеленгу небесного светила (звезда, планета, Солнце, Луна), при их высотах не > 15° и находящихся вблизи I вертикала;

- по пеленгу Солнца, измеренного в момент его видимого восхода или захода;

- по пеленгу звезды Полярная (ía Малой Медведицы).

(*)Сущность и методика определения DГК¢ по пеленгам небесных светил рассматриваются при изучении дисциплины «Мореходная астрономия».

II. По взаимным пеленгам с теодолитным постом:

Рис. 4.5. Определение поправки гирокомпаса по взаимным

Пеленгам с теодолитным постом

 

Теодолит (рис. 4.5) выставляется в точке (т. О) видимой с судна (т. К).

Теодолит и пеленгаторный репитер примерно на одном уровне.

Теодолит сориентирован относительно километровой линии X = const проекции Гаусса по известному дирекционному углу на вспомогательный ориентир.

Над центром теодолита и пеленгаторного репитера установлены световые ориентиры (электрические лампы).

Теодолитный пост имеет связь с судном. Взаимные измерения направлений производятся одновременно по сигналу с судна.

(4.9)

Схождение меридианов для т. К

(4.10)

Долгота осевого меридиана зоны

(4.11)

Номер зоны, в которой расположена заданная точка

. (4.12)

→ географические координаты места судна

III. По пеленгам отдаленного ориентира:

Рис. 4.6. Определение поправки гирокомпаса по пеленгам

отдаленного ориентира

 

Положение ориентира А известно (есть на карте) и он виден с судна (рис. 4.6).

Место судна (т. К) известно (j, l места у стенки, причала, бочки).

Истинный пеленг ориентира измеряют по карте с помощью штурманского транспортира и параллельной линейки.

При использовании карты в нормальной проекции Меркатора – ,

где Р(Лок. П) – измеренный локсодромический пеленг;

y – ортодромическая поправка

(4.13)

где Dl – разность долгот двух точек (судна и ориентира);

jm – средняя для точек широта.

При использовании топографической карты в проекции Гаусса

(4.14)

где a – дирекционный угол;

g – схождение меридианов.

IV. По пеленгу створа:

Рис. 4.7. Определение поправки гирокомпаса по пеленгу створа

Компасный пеленг створа (рис. 4.7) измеряется в момент его пересечения (т. К).

Значение ИП (направление линии створа) указано на карте (250.00).

V. По сличению с другим курсоуказателем (рис. 4.8):

Рис. 4.8. Определение поправки гирокомпаса по сличению с другим курсоуказателем

Поправка первого ГК – DГК1 известна.

По команде одновременно снимаются значения курсов первого (ККГК-1) и второго (ККГК-2) гирокомпасов.

Рассчитывается значение «сличения» –

СЛ = ККГК-2 ККГК-1. (4.15)

Рассчитывается мгновенная поправка (DГК¢2) другого гирокомпаса:

(4.16)

Поправка гироазимута DГА на момент наблюдений определяется так же, как мгновенная поправка ГК по формуле:

(4.17)

где КПГА – компасный (приборный) пеленг, измеренный с помощью пеленгатора на пеленгаторном репитере, курс на который транслируется от гироазимута.

Поправка гироазимута на заданный момент времени (DГАЗ) вычисляется по исходной поправке ГА и остаточной скорости ухода .

(4.18)

Остаточная скорость ухода ГА находится:

- по поправкам, определенным на моменты Т1 и Т2 (формула 4.19);

- с помощью графика разностей курсов по ГК и ГА.

(4.19)

Для определения величины с помощью графика разностей курсов следует:

1) – в течение 3 часов через каждые 10-15 мин. замечать ККГК и ККГА;

2) – рассчитать разности курсов

; (4.20)

3) – построить график зависимости Р от времени t (рис. 4.9);

4) – провести плавную кривую разностей курсов;

5) – провести осредняющую прямую (АВ), которая характеризует уход ГА;

6) – снять с графика две ординаты R1 на Т¢1 и R2 на Т¢2;

7) – вычислить остаточную скорость ухода ГА по формуле:

. (4.21)

Рис. 4.9. Определение поправки курсоуказателей с помощью графика разностей курсов

 

Если при ведении графика в момент Т0 определялась DГА0, то постоянная поправка гирокомпаса.

(4.22)

Точность этой DГКП зависит от:

- продолжительности ведения графика разностей курсов;

- точности проведения осредняющей прямой АВ;

- точности определения поправки DГА0.

 

4.3.3. Задачи по расчету поправки гироазимута (ΔГА3) на заданное время

№№ зад. Дано Ответ
ΔГА0 α (°/час) Тзад – Т0 (час) ΔГА3
+1,50 –0,2 4,0 +0,70
– 0,80 +0,2 6,0 +0,40
+0,60 –0,3 5,0 –0,90
–1,20 +0,3 3,0 –0,30
+0,80 –0,4 7,0 –2,00
–1,60 +0,4 8,0 +1,60
+1,20 –0,1 9,0 +0,30
–2,40 +0,1 10,0 –1,40
+1,00 –0,05 8,0 +0,60
–1,00 +0,05 12,0 –0,40

 

Выводы

1. Основной курсоуказатель на судне – гироскопический (гирокомпас). Магнитный компас – резервный курсоуказатель.

2. При использовании приборов курсоуказания для определения истинных направлений (курса, пеленга), компасные направления должны исправляться поправками курсоуказателей.

3. Поправки курсоуказателей должны определяться в сроки, регламентируемые руководящими документами и способами, дающими большую точность в конкретной обстановке.

4. На морской навигационной карте прокладываются (проводятся) только исправленные (истинные) направления.

 

 

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.