Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные течения западного авангарда первой половины XX века

Основные направления в искусстве Запада на рубеже XIX-XX вв.

До 1900-х гг. все опыты обновления искусства не были принципиально направлены против традиционных приемов творчества, не претендовали на ниспровержение всех навыков. Первая волна антитрадиционалистских художественных движений поднялась в 1905 г. в Германии и Франции.

Два первых течения авангардистского искусства возникли практически одновременно - фовизм и кубизм.

В 1905 г. во Франции образовалась группа живописцев, получивших в одной из рецензий наименование фовистов («диких»). В Германии, в Дрездене, возникло общество «Мост». Французские художники склонялись к созерцательности, немецкие тяготели к экспрессивности, поэтому за ними закрепилось название экспрессионистов. Скоро пути многих художников разошлись, но сначала они исповедовали общую доктрину:

- отказ от светотеневой моделировки формы, объемно-пространственного построения композиции и воздушной перспективы;

- плоскостные изображения, которые лишь в незначительной степени передают пространственную среду;

- нанесение красочного слоя на холст локальными плоскими пятнами либо хаотичными густыми мазками;

- форсирование интенсивности красок, смещение по сравнению с реальностью колорита, применение красок в полную силу их звучности;

- деформация как один из необходимых приемов творчества;

- линия, создающая контур изображения, которая не всегда точно определяет очертания предметов.

Предтеча фовизма - Ван Гог, но фовисты пошли еше дальше в форсировании цвета.Анри Матисс(1869-1954) случайно заинтересовался живописью, когда ему исполнилось двадцать лет, его первые работы были встречены не слишком одобрительно (наиболее значительные картины ушли в Россию в собрания С.И. Щукина и И.А. Морозова). В 20-30-е гг. он создает многочисленные панно, станковые картины, увлекается графикой. Последние пятнадцать лет жизни художник был прикован к постели, продолжая работать.

Он писал, что мечтает об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном, что живопись должна быть очищена от иллюстративности, драматизма и психологизма. Эмоциональную активность каждой картины рождает декоративно решенная композиция, в ней заключается особая энергия («Натюрморт с красными рыбками»). Предметная реальность подвергается упрощениям, иногда деформациям. Излюбленными образами и темами его искусства были изображения идиллических, пасторальных, вакхических сцен (панно «Танец», «Музыка»). Другая группа картин изображала повседневную жизнь человека, придавая ей праздничность и нарядность. Линия вносит в картину орнаментальное начало, цвет выражает радость бытия. Матисс пользовался ограничен-ным количеством красок, чистых и звучных, без нюансов и переходов. «Я создаю не женщину, а картину, - говорил он, изображение - не двойник предмета, а его знак».

Творчество Пабло Пикассо (1881-1973) пронизывает весь XX в. Он родился в Малаге (Испания), его первым учителем рисования был отец.

В 1901 г. Пикассо вступает на новый путь, получивший название «голубого периода»(«Старый нищий с мальчиком», «Автопортрет»). В его картинах многократно варьируются образы нищих, изгоев, несущих свое несчастье как избранничество. В 1904 г. он окончательно поселился в Париже.

Следующий период поисков Пикассо принято называть «розовый период». В это время появляются образы актеров., влюбленных, матерей с детьми («Арлекин», «Девочка на шаре»). Формы постепенно все больше застывают на плоскости и приобретают прямолинейные границы, Пикассо все ближе подходил к определенной схематизации.

В 1907 г. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», в которой фигуры деформированы, отсутствует светотень и перспектива. Это было началокубизма, который очень быстро распространился по Европе (термин «кубисты» прозвучал в критике как насмешливое прозвище художников, превративших мир в комбинацию кубов, цилиндров, конусов и шаров). Геометризация форм подчеркивала устойчивость, незыблемость основных элементов мира, грани объемов распластаны на плоскости, образуя подобие рельефа.

На следующей стадии, названной «аналитической», предметы распались на множество граней. Пример аналитического кубизма – «Портрет Амбруаза Воллара», лицо которого разделено на грани, цвет почти отсутствует.

Переход от «аналитического» к «синтетическому» кубизму происходит около 1910 г., когда Пикассо начинает вставлять в свои работы фрагменты реалистических изображений, применяет технику коллажа с помощью кусочков ткани, страниц газет.

С 1914 г. у Пикассо появляется все больше реалистических работ. Это натюрморты, изображения арлекинов, у художника обнаруживаются элементы неоклассицизма. В его полотнах появляются приземистые, короткорукие женщины с правильными чертами лиц («Три женщины у фонтана», «Источник»). В 1918 г. Пикассо вступает в брак с русской балериной Ольгой Хохловой, у них рождается сын, в творчестве художника в 20-е гг. большое место занимает тема материнства.

В середине 20-х гг. образы людей у художника начинают приобретать чудовищный вид («Женщина в кресле», «Художник и его модель»).

В 1937 г. узнав об уничтожении маленького баскского городка Герника авиацией франкистов, Пикассо начинает работать над полотном «Герника», на котором ему удалось показать хаос разрушаемого войной мира.

В таких произведениях, как «Бойня» 1948 г., «Война в Корее» 1952 г. также выражена гражданская позиция художника. В середине 50-х гг. Пикассо обращается к наследию великих мастеров живописи, перевоплощая их образы в своих картинах. Так, им были созданы 44 версии знаменитых «Менин» Веласкеса.

Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) – направление в искусстве первой четверти XX в., провозглашавшее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Наиболее полно новый стиль раскрылся в Германии и Австрии в творчестве таких художников, как Э. Шиеле («Автопортрет»), П. Клее в Германии, О. Кокошка - в Австрии, Э. Мунк («Крик») в Норвегии. Для произведений экспрессионистов характерны диспропорции, показ мира без полутонов в преувеличенной резкости изломанных линий. Контур в работах становится главным композиционным элементом, цвет выражает определенное психическое состояние.

Футуризм, вылившийся в самостоятельное направление в искусстве начала 10-х гг., развился под знаком общей для всего авангарда устремленности в будущее.

В учредительном манифесте итальянских футуристов говорилось: «Гоночный автомобиль, капот которого украшен трубами, подобными бурно дышащим змеям, ревущий автомобиль, который кажется мчащимся среди картечи, прекраснее Ники Самофракийской...». Входившие в группу художники (У. Боччони («Уникальные формы длительности в пространстве») романтизировали технику, видели в ней движущую силу истории.

Парижская школа живописи в первые десятилетия ХХ в. объединила целое интернациональное сообщество молодых художников (в том числе и Пикассо), ищущих новых путей выразительности, пренебрегающих фотографическим подобием, склонных к смелым экспериментам. Амедео Модильяни(1884-1920) смело экспериментировал в области портрета, ню – его образы кажутся странными, но обладают большой выразительностью («Женский портрет», «Обнаженная»).

Выходцы из России Марк Шагал (1887-1985) и Хаим Сутин(1893-1943) тоже пошли по пути смелых экспериментов. Образы первого из них часто подчеркнуто фантастичны («Прогулка», «Над городом»), портреты Х. Сутина подчеркнуто деформированы, он близок к экспрессионизму («Повар», «Женщина в красном»).

Сюрреализм как художественное течение просуществовал с 1924 г. по 1969 г. Своими предшественниками сюрреалисты считали И. Босха, Ф. Гойю, создававших странные фантасмагории, поражающие воображение. Для сюрреалистов было общим стремление преодолеть границу между сном и явью, высвободить энергию бессознательного. Их интересовали пограничные состояния человека - между сном и бодрствованием, на грани нервного срыва, бред и галлюцинации. Именно поэтому сюрреалисты испытывали притяжение учения З. Фрейда о вечных, непознаваемых, иррациональных силах, таящихся в глубине человеческой психики.

Приемом художественного творчества сюрреалистов стало соединение несоединимого, означающее сближение предметов, между которыми невоможно установить логические связи. В живописи сюрреалистов постоянны такие первосимволы, как яйцо, вода, огонь, земля, дерево, их интересовали метаморфозы - превращения предметов.

Параноико-критический метод - теоретическая система, которую начиная с 1929 г. разрабатывал Дали, представляла соединение бреда с критическим элементом, направленным на его конкретизацию.

Бельгиец Рене Магритт (1898-1967) внес в сюрреализм систематическое разъединение слова и изображения, обман ожиданий, игру смыслов («Поцелуй», «Зеркало»).

Каталонец Сальвадор Дали (1904-1989) создает полотна, в которых мастерски выписанные предметы показаны как бы через призму бредового сознания. Он применяет столкновение несовместимых реальностей, соединение несоединимого, просвечивание образов друг через друга («Предчувствие гражданской войны», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за несколько секунд до пробуждения»).

Во второй половине 40-х гг. увлечение психоанализом Фрейда сменяется у художника пристальным интересом к атомной физике («Атомная Леда»). На этой картине изображена жена художника Елена Дьяконова, ставшая музой его творчества.

В 1948 г. по возвращении в Испанию Дали часто обращается к католицизму («Христос св. Иоанна на кресте»).

 

Архитектура

Характерным для мировой архитектуры этого времени было сосуществование и конфронтация нескольких стилевых систем.

Стиль ар-деко

Ар-деко выступил как стилевое движение, стремящееся к обновлению форм, вобравшее приемы эклектики, национальной романтики, неоклассицизма, ар-нуво и протофункционализма. Среди приемов ар-деко – геометричность объемов, плоскостность фасадов, отсутствие карнизов и других членений по вертикали, лаконизм интерьеров, массивные парапеты, трубчатые поручни, частое применение скругленных углов.

Характерная черта ар-деко - сочетание ясных геометрических крупномасшабных объемов с сильно деформированными ордерными элементами и скульптурным декором. Для ар-деко характерен интерес к экзотике, свобода обращения с традицией. Мастера ар-деко изучали и использовали новые материалы, конструкции и виды отделки. Ар-деко прибегал к обтекаемым формам, т.н. «стрим-лайн», линии уподоблялись формам автомобилей, самолетов, этим выражался техницизм эпохи.

Моделью небоскреба стало вертикальное тело с двухосевой симметрией, поднимающееся над ступенчатой пирамидой основания. Вертикализм строения подчеркивался объединением окон в вертикальные ленты. Венчание имело вид шпиля, шатра или короны. В качестве облицовочных материалов использовались полихромные керамические плиты, хромированная сталь, алюминий. В Нью-Йорке к концу 30-х гг. было построено 120 небоскребов в стиле ар-деко. Среди них здание Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке (1930-1931, архитекторы Р. Шрю, У. Лемб, А. Хермон), высотой 381 м. В архитектуру все больше и больше проникают новые материалы - железобетон и стекло, позволяющие разрабатывать систему каркасных конструкций, применять сплошное остекление.

Конструктивизм

Для конструктивизма была характерна абсолютизация технической стороны архитектуры, эстетика функциональной целесообразности, отразившаяся в формуле Ш.-Э. Ле Корбюзье «Дом – машина для жилья». Сходную программу отстаивали немецкие архитекторы объединения «Баухауз», которые пытались сблизить искусство и современную жизнь.

Баухауз (bauhaus) – высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 г. в Веймаре (Германия) и упраздненная в 1933 г. фашистами. Руководители - В. Гропиус, X. Мейер, Л. Мисс Ван де Роэ.

Вальтер Адольф Георг Гропиус(1883-1969) начал архитектурную карьеру, создав здание фабрики обувных колодок «Фагус» в Альфельде-на-Майне. Традиционная массивная стена была заменена панелями металло-стеклянного ограждения, навешенного на каркас. Прозрачный угол навесного ограждения стал знаком новизны. В 1922 г. Гропиус разработал «строительные кубики» - унифицированный набор из шести пространственных модулей, комбинации которых могли удовлетворить семьи различного состава.

Френк Ллойд Райт (1867-1959) создал теорию архитектурного пространства, ставшую универсальной догмой модернизма в архитектуре. Райт определил смысл «органичной архитектуры» словами: «реальность здания – не стены и крыша, а внутреннее пространство, в котором живут». Он воплотил принципы органичной архитектуры в зданиях, для которых характерна преобладающая горизонтальность, распластанные террасы.

Шарль-Эдуар Жаннере (1887-1965) выступил под псевдонимом Ле Корбюзье. Свои архитектурные идеи он воплощал в железобетоне, используя возможности железобетонного каркаса изменять расположение внутренних стен. В опубликованном вместе с живописцем А. Озанфаном манифесте «После кубизма» 1918 г. утверждалось начало великой машинной цивилизации. В книге «К архитектуре» им проводилась идея о том, что изменение структур города приведет к перестройке процессов городской жизни.

Среди принципов, которыми руководствовался Ле Корбюзье:

- свободно стоящая колонна в открытом пространств дома;

- функциональная независимость каркаса и стены, как наружной, так и внутренней;

- свободный план внутреннего пространства дома;

- свободный фасад;

- сад на плоской крыше.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.