Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания.
Процесс роста и развития ребенка происходит по определенным принципам, то есть имеет некоторые общие для всех детей закономерности.
1. Неравномерность процесса роста и развития. (Если динамику роста и развития ребенка отобразить в виде графика, то получится ступене-образная кривая с участками интенсивной и замедленной динамики).
Так, за первый год жизни длина тела ребенка увеличивается на 47%, за второй год – на 13%, за третий – на 9%.
В периоде полового созревания отмечается скачок роста, а в возрасте 18-20 лет увеличение длины тела прекращается.
2. Неравномерность процессов развития отдельных органов и систем.
3. Половые различия процессов роста и развития.
4. Генетическая и средовая обусловленность процессов роста и развития.
5. Биологическая надежность систем организма ребенка в целом (несмотря на слабость и неразвитость отдельных конкретных систем организма ребенка, суммарное их функционирование направлено на обеспечение максимальной адаптации к условиям внешней среды)
Организм ребенка характеризуется особенностями,
1.анатомо-физиологические особенности (отличия в структуре и функционировании органов и систем);
2. более слабая, чем у взрослых, приспособительная способность к неблагоприятным факторам среды;
3. интенсивный рост и развитие детей;
4. неравномерность процессов роста и развития как отдельных органов и систем, так и организма в целом.
В индивидуальном развитии ребенка (онтогенезе) выделяют 7 периодов созревания:
1. Период новорожденности – 1 - 10 дней.
2. Грудной период – 10 дней - 1год.
3. Раннее детство – 1 - 3 лет.
4. Первое детство – 4 - 7 лет.
5. Второе детство –
мальчики – 8 - 12 лет.
девочки – 8 - 11 лет.
6. Подростковый период –
мальчики – 13 - 16 лет.
девочки – 12 - 15 лет.
7. Юношеский период –
юноши – 17 - 21 год.
девушки – 16 - 20 лет.
Анатомо-физиологические особенности детского организма.
Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)
Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)
К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.
Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).
Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).
Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем - мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.
Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.
Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).
Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.
Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.
Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.
Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.
Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.
Пищеварительная система.
Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.
К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.
Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.
Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.
Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.
Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.
Оценивая состояние нервной системы, следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.
К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.
В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.