Научный сотрудник Муромского историко-художественного музея.
МУРОМСКИЙ ГЕРБ
В. ЧЕРНЫШЁВ
Научный сотрудник Муромского историко-художественного музея.
В последнее время заметно вырос интерес к историческим регалиям российских городов. К числу таковых, безусловно, относятся и гербы. В прошлом году в местной прессе достаточно активно обсуждался вопрос о Муромском гербе. К сожалению, многочисленные статьи ограничивались одной проблемой: каким он должен быть.
На суд зрителей выдвигалось даже несколько проектов, составленных московскими геральдистами в тиши научных кабинетов. Не вдаваясь в подробности новых предложений, напомним нашим читателям основные вехи истории формирования Муромского герба.
Отдавая должное справедливости, отметим, что в средневековье Муром никогда не имел своего герба. Вместо гербов в патриархальной Руси испокон веков использовались стяги (знамена) с изображением Спасителя, а также наиболее популярных святых (например, Георгия Победоносца). Напомним, что на Спасской башне муромского деревянного кремля не одно столетие находилась икона « Спас нерукотворный». Он-то и был для муромцев символом незыблемости и мужества.
В петровскую эпоху русским городам на западный манер стали присваивать эмблемы - гербы. Зачастую, они были слепками с западных и, фактически, не отражали ни местную специфику, ни историю городов. Так в знаменном гербовнике 1729-1730 гг. приводится описание муромского герба: «Стена белая и рука из облака, которая на золотой цепи держит княжескую корону; поле лазоревое» . На основе этого описания в наши дни делались попытки сделать реконструкцию муромского герба первой половины XVIII в. К сожалению, при этом не учитывалось важное замечание А. Щенкатова, сделанное им на страницах свое работы «Словарь географический Российского государства», опубликованной в 1805 г. Он писал: «Древний герб города Мурома (который отыскан в сем городе в Магистрате) изображает превысокую гору, на которой означена вкось деревянная(выделено нами - В.Ч.) городская стена, о семи(выделено нами -В.Ч.) зубцах, а сверху из белого облака видима обнаженная рука, держащая на алой ленте Княжескую Корону, в серебряном поле, внизу надпись: Герб Муромский». На реконструкции герба, помещенной в буклете Муромского музея, изображена каменная стена с пятью зубцами, что явно не соответствует действительности.
Что символизировал муромский герб 1729 г. и почему он не был утвержден в качестве городской эмблемы впоследствии? Для ответа на этот вопрос совершим небольшой экскурс в историю.
У истоков Российского герботворчества стоял итальянец граф Франциск Санти. 12 апреля 1722 г. по личному указу Петра I «для сочинения гербов» он был назначен на должность товарища герольдмейстера. Работы по составлению гербов российских городов продвигались крайне медленно. Это было связано с тем, что большинство русских населенных пунктов не имели исторически сложившихся эмблем. Поэтому до 1724 г. все работы Санти носили предварительный характер.
В августе 1724 г. последовал указ Сената о создании городских гербов Российского государства. В нем говорилось: «Для запечатования судных дел ... во всех судебных местах сделать печати, а именно: в губерниях, и провинциях, и городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе и с оных отослать те рисунки для рассылки во все судебные места в Юстицколлегию».
Для составления гербов по городам были разосланы анкеты. Один из ее пунктов требовал указать, имел ли город ранее герб, и в случае утвердительного ответа предписывалось выслать его рисунок или описание.
К июню 1727 г. в Герольдмейстерской конторе находились сведения о 97 городских гербах. Однако в этом списке Муромский герб отсутствовал. В отличие от некоторых центральных населенных пунктов Муром, по всей видимости, не имел городской эмблемы вплоть до конца 1720-х гг. Только в декабре 1729 г. Герольдмейстерской конторой был составлен на 22 листах « Знаменам гербовник». В нем имелись изображения 43-х полковых гербов. Среди них приводится описание первого Муромского герба, процитированное выше.
В основу Муромского герба 1729 г. легло изображение полка, расквартированного в городе. Известно, что Муромский 21-й пехотный полк был сформирован в 1708 г. Первоначально он назывался гренадерский полк Энзберга. В 1727 г. он получил наименование Муромского. Не исключено, что именно 1727 год стал поворотным в Муромской истории. Именно тогда встала острая необходимость обзавестись официальным гербом. 6 то время в Муроме квартировался гренадерский полк. В результате этого, полк получил имя Муромского, а город приобрел право помещать на своем новом гербе эмблему полка. Не случайно, в Знаменном гербовнике 1729 г. Муромский герб отмечен « новым», то есть вновь утвержденным.
При всей кажущейся надуманности, абстрактности и не связанности с традициями первый Муромский герб не следует рассматривать только как простое заимствование, слепое следование западноевропейской моде. Военная эмблема, ставшая символом города, олицетворяла собой успех русского оружия. Она прославляла военные победы России. Все это приобретало особенное внутреннее содержание и смысл как орудие идеологической политики правительства Петра I и его последователей.
Работы над составлением и модификацией городских гербов продолжились во второй половине XVIII столетия. В это время в символике городских гербов утверждается правовой момент. Во внешней форме городского герба нашла отражение политика правительства к урегулированию административно - территориального устройства России. Форма герба (вверху основной – губернский, внизу – подчиненный, городской) соответствовала реальной структуре административного деления.
16 августа 1781 г. Муром получил новый герб. Согласно Полному собранию законов Российской империи, он выглядел следующим образом: « В верхней части герб Владимирский: в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней - на голубом поле три крупитчатых калача, которыми сей город отменно славится».
Составляя новые гербы, Герольдмейстерская контора обязательно запрашивала сведения о городе. Тщательно проверялось, имел ли город раньше герб. На основании этих данных принималась новая городская эмблема. Как правило, изображения на городском гербе символизировали специфику города. Так на Муромском гербе появились калачи.
В связи с этим не лишне будет отметить о славе Муромских калачей. Известно, что ими угощали императрицу Екатерину II во время ее проезда через Муром в 1767 г. В 1798 г. Муромские калачи отведал император Павел I. Местные историки отметили, что при встрече государю преподнесли пять калачей, «...а калачам цена по 30 копеек каждый». Павел I хвалил хлеб, и даже отправил особым курьером в Петербург несколько калачей, сказав на прощание хлебосольным горожанам: «Буду помнить ваши Муромские калачи, которые скоро увидит моя императрица...»
Своеобразным показателем популярности Муромских калачей служит и то, что в простонародье жителей Мурома называли калачниками.
Таким образом, изображение калачей на Муромском гербе 1781 г. было не случайностью, а вполне закономерным историческим фактом.
По замыслам составителей голубое поле Муромского герба должно было олицетворять красоту, мягкость и величие. Три калача изображались золотыми красками, поскольку золото - символ богатства, справедливости и великодушия.
В отличие от первого варианта, Муромский герб 1781 г. наиболее соответствовал статусу города. Не удивительно, что пересматривая городскую эмблему Мурома, чиновники Геральдической конторы сочли необходимым отказаться от старой, военизированной формы герба, как мало связанной с его историей, и остановились на более «мирном», но близком к реальной жизни варианте.