Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ярославль, ул. Свободы, 97,

Das Geheimnis

Der Runen

 

 

Vienne

 

Гвидо фон Лист

 

Тайна рун

 

Общая редакция,

предисловие и комментарии

Антона Платова

 

СОФИЯ

ГЕЛИОС

МОСКВА 2001

Перевод

Л. Колотушкиной

 

Под общей редакцией

Антона Платова

 

Лист. Гвидо фон.

Тййна рун. Переводе англ. — М., София, Гелиос, 2001.—144с.

 

 

© А. Платов, русское

издание, 2001.

ISBN 5-220-О0439-5 © «София», 2001.

ISBN 5-34400095-2 © «Гелиос», 2001.

 

 

 

 

Предисловие редактора

Гвидо фон Лист

И языческая традиция

 

Странно, что имя Гвидо фон Листа, столь широко известное на Западе, лишь теперь впер­вые появляется на страницах книг и журнальных публикаций в России. Еще более странно, что даже в пределах весьма узкого круга русских специали­стов в области древних волшебных искусств и — особенно—рунической магии лишь немногие зна­комы с его работами, заслуженно считающимися классическими и переведенными почти на все ев­ропейские языки. Мне выпала честь быть первым редактором первого русского перевода одного из основных трудов фон Листа — «Тайны Рун», и я пользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе европейской мистико-магической традиции.

 

* * *

 

Как отмечают многие авторы, которым до­велось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. Д-р Стивен Е. Флауэрс, например, прямо говорит, что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел воз­можность контролировать сведения, касающие­ся обстоятельств его жизни и самой его личнос­ти, и даже манипулировать ими...

Гвидо Карл Антон фон Лист родился 5 октяб­ря 1848 года в Бене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положе­нием родителей, он пробовал свои силы в драма­тургии, в прозе, в необычном литературном жан­ре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В конце семидесятых-восьмидесятых годов фон Лист познакомился с учением на­биравшего силу теософского движения, с публи­кациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него боль­шое впечатление. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на повер­хность» волной немецкого неоромантизма, и ста­ли, пожалуй, основными источниками вдохнове­ния и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринима­лись тогда — на волне общественного интереса к мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.

Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во мно­гом повлиял на формирование мировоззрения бу­дущих поколений немецких эзотериков. Так, не из­бегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская по­литическая идеология, и формировавшиеся в Ев­ропе националистические и ариософские теории. В свою очередь, работы самого фон Листа, став­шие своего рода «классикой» исследований в обла­сти арийской магии и мистики, широко использо­вались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли пос­ледователи, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.

Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в первой половине текущего столетия в таких организациях, как Анэнэрбе и Общество Туле*, пользовались трудами

 

* Анэнэрбе («Наследие Предков») — основанный Гиммле­ром исследовательский институт, проводивший разыскания в области арийской и германской магии, философии, истории и т.д. Общество Туле — германский магический орден, один из многих, возникших на границе Х1Х-ХХ ве­ков; членами Братства Туле являлись Гиммлер и Гитлер.

 

фон Листа (как, впрочем, и трудами его пред­шественников и современников — Ницше, Гобино, Блаватской, Марби и других). И вместе с тем сами последователи фон Листа (умершего в Бер­лине в 1919 году) не поддерживали связей с на­ционал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись гонениям после при­хода в 1933 году к власти национал-социалистов. Так, выдающийся исследователь рунической тра­диция, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был арестован и девять лет провел в концлагерях.

 

* * *

 

Если говорить по сути, фон Листа можно на­звать одним из первых неоязычников Европы. Мистические озарения сопровождали его всю жизнь, начиная с самого детства, когда в возрас­те четырнадцати лет он дал обет выстроить храм, посвященный Одину*. Под знаком этого бога-Кня­зя, бога-Мага прошла его жизнь.

Одним из важнейших источников формиро­вания мировоззрения фон Листа — мировоззрения

 

* Это произошло в 1862 году, в катакомбах (вероятно, еще дохристианских) под собором Св. Стефана, которые юный Гвидо посетил вместе с отцом. Позднее сам фон Лист, описывая чувство мистического озарения, охватив­шее его перед разрушенным подземным алтарем, говорил об этом случае как о своем первом Посвящении.

 

языческого — была древняя мифология гер­манских народов, причем он равно уделял внима­ние как мифологии «высшей», связанной со ста­рыми богами и эпическими героями, так и мифологии «низшей», народной — сказкам, пре­даниям, народным легендам.

Второй источник — индийская философия и теософия, влияние которых прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и естественно вошли идеи и поня­тия индийской теологии, учение о мистической эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в отдаленное прошлое.

Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и достаточное количество христи­анских чувств и настроений, что вообще харак­терно для ариософского движения того време­ни, большинство представителей которого не желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов, предпочитая «ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показы­вают, что он отнюдь не принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллиро­вал к христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс. Хотя фон Лист и исполь­зовал иногда библейские цитаты, чтобы пояс­нить или проиллюстрировать свою точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного единства христианства и того неоязычества, про­возвестником которого являлся. Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в сво­ей известной работе «Оккультные корни нациз­ма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассмат­ривал католическую церковь в качестве основ­ного противника.

 

* * *

 

В сущности, все основные аспекты мировоз­зрения фон Листа так или иначе затронуты им в данной книге, и тем не менее мы коснемся здесь, в Предисловии, основных из них, чтобы, с одной стороны, познакомить читателя с той «почвой», на которой, во многом, «возрос» немецкий оккуль­тизм XX века, а с другой стороны — чтобы облег­чить восприятие текста самой книги — текста до­статочно сложного.

Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в Европе сфор­мулировать важнейший принцип построения всей древней языческой философии и мифоло­гии — хотя он и говорил при этом только о древ­них германцах, возможно, не осознавая до кон­ца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь идет о том, что в сакральной Традиции (по крайней мере, — в Традиции индоевропейской) парадокс, соединение альтернативных истин, ис­ключающих одна другую, не приводит в логичес­кий тупик, но, напротив, является естественным и, более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная Воля человека, по фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не противоречит его утверж­дению о том, что «следовать воле богов — обя­занность человека».

Этот принцип «непротиворечивости проти­воречивого» реализуется, по фон Листу, в одном из трех вариантов: диадном (двойственном), триадном (тройственном) и множественном. Фон Лист полагал, что из этих трех основных принци­пов могут быть получены все остальные его идеи, концепции и мистические интерпретации.

Первый принцип — принцип диады (zwei-einig-zweispaltige Zweiheit — Г. фон Л.) — на­глядно иллюстрируется листовским представле­нием о соотношении Материи и Духа. Согласно его учению, Материя есть ни что иное, как затвердев­ший или сконденсированный Дух, откуда следу­ет, что нет существенной разницы между «духов­ным началом» и «началом материальным» — разница лишь в условиях, в состоянии, в кото­ром находится эта сущность. Таким образом фон Лист снимает, например, парадоксальный вопрос философии о первичности материи или сознания, объявляя их равнозначными и переходящими одно в другое.

Отсюда вытекает другая диада, компонен­ты которой вне Традиции нередко воспринима­ются как взаимоисключающие, — диада «духовное развитие-развитие земное». Или, в формули­ровке фон Листа — духовное совершенствова­ние и поддержание связи со своим народом. Сам он настаивает на необходимости «духовного» раз­вития, но вместе с тем настаивает и на необхо­димости материальных связей или основ — тела, рода (расы, племени), природы, и так далее — для того, чтобы поддержать эту духовность в реальности. И в конце концов фон Лист рассмат­ривает обе категории как по существу «одно и то же».

Если первый, диадный, принцип выглядит как статичный, то второй принцип — принцип триады (dreieinig-dreispaltige Dreiheit — Г. фон Л.) — является динамичным и циклическим. Или, ина­че говоря, если любая фундаментальная пара (ди­ада) может рассматриваться как нечто пассивное, то триада представляется, скорее, активным принципом.

Наиболее часто упоминаемая фон Листом триада — это триединство рождения, жизни (бы­тия) и смерти как перехода к новому рождению (Entstehen-Sein-Vergehen zum neuen Entstehen — Г. фон Л.). Эта формулировка представляет точку зрения фон Листа на постоянное развитие и его обращение к идее цикличности, в которой каж­дый новый цикл строится на предыдущем, так что циклы взаимосвязаны.

И сама языческая теология, построенная фон Листом, тоже была тройственной, триадной, причем такие фундаментальные триады богов, известные нам как подревней мифологии, так и по более позднему фольклору, как Один-Вили-Ве, Один-Донар-Локи, Фрейа-Фригг-Хель, понимались и толковались фон Листом как единство трех бо­жественных персонажей, олицетворяющих про­цесс рождения-жизни-смерти. Несомненно, такой подход (справедливый, по большей части) во многом связан с увлечением фон Листа традици­онными индийскими учениями, в которых важ­нейшую роль играет идея трех гун и выросшее из нее представление о Тримурти — фундамен­тальной для индуизма триаде богов: Брама-Виш­ну-Шива, обладающих функциями Создателя (рождение). Хранителя (бытие, жизнь) и Разруши­теля (смерть).

И, наконец, третий принцип — принцип мно­жественности, единства-в-многообразии (vie-leinig-vielspaltige Vielheit — Г. фон Л.) — пре­красно иллюстрируется, например, подходом традиционного язычества к самой теологии. Мно­жественность языческих богов и единый бог по­здних религий — две эти вещи привычно расце­ниваются современным обывателем как взаимоисключающие. Напротив, сама Традиция равно принимает как то, так и другое, не находя в этом противоречия; таким образом, сама идея классификации религий по признаку политеизм-монотеизм оказывается (по крайней мере, в от­ношении настоящего язычества) абсурдной.

В конечном счете, все наиболее важные идеи, понятия и концепции фон Листа — как в мистико-магической, так и в социально-политичес­кой областях — в той или иной степени вытекают из этих основных принципов, и прежде всего — из диады Дух-Материя, в которой ни одно из двух составляющих не «главенствует» над другим, и из динамического триадного коловращения Рожде­ния, Бытия и Смерти.

Возможно, особенно ясно и полно это про­является в той части учения фон Листа, кото­рая касается природы самого человека, его жиз­ни и его судьбы. По фон Листу, человеческое Я (das Ich) имеет характер божественный и явля­ется как бы «частью Бога»; поэтому каждое Я бессмертно и вечно. Принцип динамического триадного коловращения обуславливает закон смены рождения жизнью, а жизни — смертью, которая есть не что иное, как переход к новому рождению...

...С твердой верой фон Листа в реальность реинкарнационного процесса (процесса перерож­дений человеческого Я) связано одно из самых знаменитых его пророчеств, — а многие авторы, пишущие о жизни Гвидо фон Листа, именуют его не только рунологом, мистиком, магом, но и про­роком или провидцем. Пророчество, о котором идет речь, было опубликовано им в одной из ста­тей в 1917 году и гласит о грядущем примерно в 1932 году приходе Сильного Свыше (der Starke von Obeu). На первый взгляд может показаться, что пророчество касается появления некоего спасителя или лидера; на самом же деле речь идет совершенно о другом. Сильным, Свыше фон Лист называл мощный коллективный дух тех, кто был убит в Мировой войне 1914 года, когда они воз­родятся вновь и достигнут подросткового и юно­шеского возраста... Фон Лист определил время пришествия Сильного Свыше 1932 годом и не ошибся: пришествие Сильного состоялось и при­вело, как известно, к победе НСДАП на выборах в Германии в 1933 году, последствия которой... Знал ли о них фон Лист? — вопрос, который, как и многие другие, навсегда, вероятно, останется неразрешенным...

Однако Мастер — как говорят об этом его последователи и биографы — «был пророком не только будущего, но и прошлого». Иначе говоря, фон Лист провидел не только грядущее, но и бы­лое. Д-р Стивен Е. Флауэрс так пишет об этом: «Еще до того, как он разработал свою сложную, тща­тельно продуманную систему эзотерических иссле­дований, он интуитивно вглядывался в отдален­ное прошлое своей родной местности. Эти видения вылились в его ранние попытки «мисти­ческой журналистики» и ранние «исторические» романы. Фактически, более поздние эзотеричес­кие исследования Листа были лишь подтвержде­нием этих ранних чисто интуитивных набегов в отдаленную старину. Раскритиковать его методы с научной точки зрения было бы слишком про­сто. Мне кажется, что более честным и беспристрастным было бы классифицировать Листа как оккультного провидца и пророка, который пер­вым использовал интуитивные методы и развил упорядоченные и отрегулированное сакральные методы и технические приемы более глубокого прочтения тех же самых основных мистических источников...»

Одной из точек приложения исследовательс­ких усилий фон Листа, сопровождавшихся и допол­нявшихся мистическими прозрениями, стал тот ас­пект древней социальной истории, который мы сейчас, возможно, назвали бы «сакральной социо­логией» или, быть может, «эзотерикой социума». Фон Лист гораздо больше, чем современные ему оккультные деятели (за исключением, разве что, упомянутого уже выше Ланца фон Либенфельса), уделял внимания сакральной, мистической сторо­не социологии: оккультным истокам того или ино­го социального и расового порядка, государствен­ного устройства, общественного строя, — стремясь восстановить утраченные знания, сочетая научный и магический подходы к изучению истории.

Согласно фон Листу, древнее германское общество делилось на три класса, или касты: 1) интеллигенция (Lehrstand), 2) воины (Werhstand) и 3) крестьянство (Nahrstand). Это кастовое де­ление он сопоставлял с описанным у Тацита деле­нием германцев на три группы: Hermionen (или Armanen), Istvaeonen и Ingvaeonen*.

 

* Tacitus, Germania, II.

 

Именно первая из этих трех каст, интеллигенция (Armanen) — короли и князья, маги и ученые, жрецы, — имела реальную духовную и социальную власть в древнегерманском обществе.

...Гвидо фон Лист не ограничивался чисто теоретической стороной в этом направлении сво­ей работы; перед собой и своими соратниками и последователями он ставил задачу переустроить современное общество, опираясь на древние принципы — общество, в котором власть — преж­де всего духовная! — принадлежала бы тем, кто ее действительно достоин, — ученым и магам. И первым шагом, сделанным фон Листом в этом на­правлении, было создание Ордена Арманов — Ордена, призванного объединить этих самых уче­ных и магов — Арманов (Armanen), как они име­нуются у Тацита.

И главным духовным оружием этого Ордена Гвидо фон Лист сделал именно руны, создав свой собственный рунический строй, носящий сегод­ня название Арманического.

 

* * *

 

Действительно, руны всегда были главным мистико-магическим инструментом фон Листа. Руны позволяли ему исследовать древние сим­волы и изображения, трактовать древние пес­ни, разрабатывать мистические концепции. Не­случайно поэтому, что из всего наследия фон Листа именно его разработки в области руни­ческой мистики и магии известны сегодня бо­лее всего.

...Как мы уже отмечали, большинство иссле­дований и выводов Гвидо фон Листа не могут быть признанны полностью обоснованными с научной точки зрения. Это относится и к пред­ложенному им Арманическому Футарку: на данный момент нам неизвестно ни одного памятни­ка, содержащего древнегерманский рунический строй в том виде, который имеет Футарк* фон Листа. Разумеется, это не делает Арманический Футарк менее волшебным, чем Футарк классичес­кий, тем более, что руны обоих практически идентичны.

Первое отличие Футарка Арманов от класси­ческого состоит в том, что строй фон Листа со­держит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся ис­ходными. Вторая черта: каждая руна нового Фу­тарка жестко привязана к одному из так называ­емых «Заклинаний Одина», содержащихся в Старшей Эдде.

Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руническими строями постоянно при­влекают внимание исследователей, но работа, проделанная фон Листом, является, вероятно,

 

* Футарк — так называется (по фонетическим значениям первых рун) классический древнегерманский рунический строй.

 

самой первой попыткой связать не всегда яс­ные указания древних текстов с конкретными рунами.

«Заклинания Одина» представляют собой один из многих независимых фрагментов в соста­ве песни «Речи Высокого» (т.е. Одина). Начинают­ся «Заклинания» следующими строками:

Заклинанья я знаю —

не знает никто их,

даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

 

Далее следует перечисление восемнадцати заклинаний, которые могут быть применены Одином в различных ситуациях. Каждому из этих за­клинаний фон Лист ставит в соответствие одну из рун своего строя, таким образом, что поряд­ковый номер руны в строе совпадает с номером заклинания.

Как уже упоминалось, «Тайна рун» — основ­ной труд Гвидо фон Листа по руническому искус­ству — переведен к настоящему времени на боль­шинство европейских языков. С этого труда и трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии, широко распрос­траненная ныне по всему миру. Огромное количе­ство людей использует руны Арманического строя наравне со Старшим Футарком.

Теперь, спустя без малого столетие со дня выхода в свет первого издания «Тайны рун», и российский читатель может, наконец, познако­миться с этой книгой, без которой вряд пи мож­но представить развитие европейского оккультиз­ма и неоязычества XX века.

 

А.Платов

 

 

НЕКОТОРАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. G. von List. Das Geheimnis der Runen. Vi­enna, 1908.

2. J.H.Brennan. The Occult Reich. NY, 1974.

3. S.E.Flowers. Introduction: Guido von List, The Secret of the Runes. Rochester, 1988.

4. N.Goodrick-Clarke. The Occult Roots of Na­zism: The Ariosophists of Austria and Germany, 1890-1935. Wellingborough, 1985.

5. G.S. Introduzione: Guido von List, // segreto delle rune. Milano, 1994.

6. N.Pennick. Hitler's Secret Sciences. Sudbury, 1981.

Тайна рун

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

 

С огромным удовольствием прочитал я Ваше письмо! То, что стало предметом Ваших исследо­ваний, то, что удалось Вам вывести на свет — крайне интересно, — сколь бы упорно ни утверж­дала «официальная наука», что все это не имеет никакого значения. Как говорит д-р Альфред Руссел-Валанс, наука всегда выступает против откры­тия новой Истины, и каждый раз ошибается! — Настоящий ученый подтвердит, что это так!

 

Brunn: 4 November 1902

Friedrich Wannieck MP

Первое издание книги Г. фон Листа «Тайны рун»

 

Уважаемому герру Фридриху Баннику!

Многоуважаемый сэр, друг мой!

 

Многоуважаемый сэр и друг, ранее, в ноябре 1902 года, я уже писал Вам, что несколько меся­цев не мог работать, так как глаза были в бинтах после операции, мне прооперировали катаракту на обоих глазах. Потому я не мог начать обдумывать свой труд, посвященный разгадке тайны рун. Но именно тогда открылись мне еще непознанные Законы Зарождения и Развития, принадлежащие народу ариев; я постиг их чувства, их мудрость, язык и письменность. Когда я известил об этом Вас известил, Вы были столь добры, что поздра­вили меня с моим открытием. Я осмелился приве­сти в своей книге выдержку из этого Вашего пись­ма, она вынесена в посвящение к моей книги, которая выходит как введение к целой серии ра­бот, содержащих отчеты о моих дальнейших ис­следованиях и открытиях.

Прежде всего прочего, я хотел бы поблаго­дарить Вас, уважаемый сэр и дорогой друг, за Ваш интерес к моим исследованиям, который поддер­живал и поощрял меня, за Ваш интерес, который помог мне решиться всецело отдаться исследо­ванию этих почти безграничных областей. Про­шу Бас, позвольте мне посвятить первую мою работу в этой серии Вам, уважаемый сэр и доро­гой друг, как одно из предвиденных Вами иссле­дований, достигшее, наконец, зрелости и завер­шенности.

С бесконечной признательностью. Ваш постоянный поклонник Гвидо фон Лист

 

 

Слишком мало внимания уделялось до сих пор письменным знакам наших германских пред­ков — рунам. Так происходит потому, что иссле­дователи опираются на ложное и совершенно нео­боснованное предположение, будто германские народы не имели никакой собственной письмен­ности, а их письменные знаки — руны — пред­ставляют собой лишь искаженный вариант латин­ского унциального алфавита. Это предположение до сих пор является превалирующим, несмотря даже на то, что Юлий Цезарь совершенно ясно и однозначно говорил о книгах «Helfetsen» (а не «Helvertier») и примененном в них письме, кото­рое, как тогда полагали, было сопоставимо с пись­менностью греческой.

Не пытаясь доказать здесь древность самих рун, которые находили на бронзовых предметах и осколках гончарных изделий, необходимо все же упомянуть, что Футарк* в древние времена состоял

 

*Фон Лист употребляет термин Futharkh вместо обще­принятого Futhark, объясняя это в других своих работах тем, что более верно образовывать название руническо­го строя от фонетических соответствий первых семи, а не первых шести рун. — Здесь и далее, за исключением спе­циально оговоренных случаев, — прим, редактора русского издания.

 

из шестнадцати символов*. Б Эдде, в «Перечис­лении рун Одином»* *, указывается, что он состо­ял из восемнадцати знаков. С помощью этих сим­волов невозможно было что-либо записать, поскольку тевтоны* * * не знали ни «v» или «w» или «х», ни «z», ни «qu». Также не знали они ни «с», «d», ни «р». «V» передавалось с помощью «f»; «v» и «w» произошли от «u», «uu», «uo» или «оu»; «х» — от «ks» или «gs»; «z», возможно, и произносилось, но запи­сывалось с помощью «s». «Qu» произошло от «kui» или «gui», "С» от «ts», «d» от «th». «P» произошло от «Ь», и позднее получило собственную руну, как и другие звуки, которые постепенно получали свои собственные, особые руны, так что спустя неко­торое время общее число рун превысило тридцать. Если вы собираетесь проследить основы слов и их происхождение до корневых слов гер­манского праязыка, а затем проследовать еще дальше к истокам — семенным и первичным сло­вам древнего арийского языка, — то вам следует всегда записывать основы слов рунами — или, по меньшей мере, иметь это средство письменности

 

* Фон Лист в данном случае апеллирует, вероятно, к скан­динавским руническим алфавитам конца I — начала II ты­сячелетия от Р.Х., действительно содержавшим 16 зна­ков. Однако наиболее древние известные нам рунические строи содержат все-таки 24 руны.

* * «Перечисление рун Одином» — фрагмент эддической песни «Речи Высокого». Среди российских исследователей данный фрагмент чаще именуется «Заклятьями Одина».

* * * Тевтоны — в данном случае этот этноним употребля­ется фон Листом как обозначение германцев вообще.

 

перед, глазами. Это поможет вам найти правиль­ный корень, даже имя руны само по себе уже ока­жет вам существенную помощь.

Каждая руна имела — подобно буквам гре­ческого алфавита — собственное имя, которое, будучи словом однослоговым, являлось одновре­менно носителем как корневого слова, так и рост­кового и первичного слов. Исключениями из это­го правила — да и то только кажущимся — оказываются руны Hagal, Gibor и Othil.

Так как каждая руна имеет свое собственное имя и имена эти — однослоговые, вполне очевид­но, что в далеком прошлом руны исполняли функ­ции слогового письма, фактически, — иероглифи­ческой системы*.- Ведь и сам древний арийский язык, как и любой другой первобытный язык, был однослоговым и только в более поздние времена был сведен до алфавитного письма. Это произо­шло, когда структура языка стала такой, что ис­пользование иероглифических или слоговых зна­ков стало слишком громоздким и обременительным.

В наши дни, когда руны уже признаны сло­вами-символами доисторического времени,

 

* Данное утверждение фон Листа представляется нам спор­ным и, во всяком случае, далеко не «вполне очевидным»: мы должны признать, что на настоящий момент не суще­ствует памятников арийской (индоевропейской) письмен­ности, в которых руны однозначно определялись бы как средство слогового письма. Если же обращаться к глуби­не тысячелетий, ко временам, когда слоговые индоевро­пейские письменности реально существовали, то оказы­вается некорректным само употребление термина «руны».

 

перед нами встает следующий важный вопрос — и вопрос этот состоит в том, как относиться к другим словам-символам, которые не содержат­ся в руническом Футарке. Даже если набор сим­волических слов-знаков и был крайне скуден, — чего нельзя сказать об арийской письменности, — все равно требовалось бы использовать гораз­до больше тридцати знаков. На самом деле, арий­ская письменность содержала много сотен сим­волов; и еще больше число знаков, на которых была основана сложная, чудесно систематизиро­ванная и взаимосвязанная иероглифическая структура, которая в наше время еще даже и не обсуждалась. Как бы невероятно это ни звуча­ло, но эти древние иероглифы, корни которых уходят далеко в дохристианскую эпоху, во вре­мена тевтонов и ариев, расцвели в нашу эпоху пышным цветом. Ими занимаются отдельная на­ука, которая практикуется и в наши дни, отдель­ное искусство, причем наука и искусство эти имеют не только свои собственные законы, но и свои собственные стилистические традиции. На этой системе базируется богатейшее литера­турное наследие, но у нее нет — и это один из трагикомических моментов — попечителей и хра­нителей, которые бы имели хотя бы малейшее представление о том, что именно они сохраня­ют и развивают!

Поскольку в древние времена —да и до сих пор — существует много сотен рунических зна­ков-символов, их точное число не может быть окончательно определено. Однако, только око­ло тридцати из этого множества знаков вошло в употребление в качестве букв, т.е. в качестве зна­ков алфавитного письма. Таким образом к наше­му времени из древних символов-знаков про­изошли две основных группы: «руны-буквы» и «руны-иероглифы», каждая из которых развива­лась своим собственным путем после того, как было полностью завершено деление на две эти группы. В свое время все эти символы были ру­нами, но теперь только «руны-буквы» сохранили свое название и предназначение, в то время как «руны-иероглифы» после формирования алфа­витного письма не осознавались уже как знаки письменности. Посему далее я буду называть их «священными» или «иероглифическими знаками». Можно отметить, что само слово «иероглиф» уже существовало в раннем арийском языке как «hiroglif» и имело уникальное значение уже тог­да, когда греческого языка еще и не существо­вало*.

«Руны-буквы», которые из соображений крат­кости я буду называть в дальнейшем просто «ру­нами», остановились в своем развитии и сохрани­ли не только простые линейные формы, но и однослоговые имена. «Священные знаки», напро­тив, постоянно развивались, и в конечном итоге их древняя линейная форма приняла вид изысканного

 

* Свое мнение о значении «древнеарийского» слова hiroglif фон Лист приводит ниже, после описаний рун.

 

и сложного орнамента. Кроме того, они подвергались и множеству изменений по мере того, как понятия, которые они символизирова­ли —да символизируют еще и в наши дни — раз­вивались и совершенствовались вместе с самим языком.

В эддическом «Перечислении рун Одином» восемнадцать рун используются в роли «письмен­ных знаков», хотя и сохраняют отчасти значение «священных знаков» — в том же смысле, что и поздние «волшебные знаки». В данной книге пред­лагается толкование этой магической песни, на основе которого может быть далее разгадана ос­новная загадка рун.

Ни одна из песней Эдды не дает столь же ясного, как «Перечисление рун Одином», пони­мания того аспекта арийской философии, ко­торый связан со взаимоотношениями между телом и душой, между Богом и Всем.*, наконец, между Всем и человеком. Бесконечно эволюци­онирующая личность остается сама собой, ос­тается неизменной, проходя через циклы рож­дения, бытия и смерти для нового рождения. В этом смысле «Речи Высокого» — песнь, содер­жащая «Перечисление рун Одином», — рисует его как некое таинство, как зеркальное отражение Всего и личности.

*Всё — специфический термин фон Листа, определяю­щий Мироздание как противоположность Эго (подобно паре макрокосм — микрокосм).

 

Один* воплощается в человеческом тепе, что­бы погибнуть; он «посвящает себя себе самому» и уходит, чтобы возродиться вновь**. И чем ближе он подходит к грани перехода к новому возрожде­нию — т.е. к своей смерти, — тем яснее ощущает в себе знание того, что таинство жизни заключа­ется в вечном круговороте «рождения» и «умира­ния», в вечном возвращении — жизни, состоящей из постоянных рождений и смертей. Он полнос­тью осознает это в момент заката жизни, когда по­гружается в Ur* * *, из которого возродится вновь. В момент окончания жизни Один отдает в залог один свой глаз в обмен на высшее знание; однако, глаз этот остается его собственностью: Один вновь обретает его после возвращения из Ur, в момент возрождения, ибо этот глаз — фактически его

 

* Фон Лист употребляет в своей работе более южный, континентально-германский вариант имени этого бога — Вотан (нем. Wuotan). Однако в данном издании мы сохра­няем более привычный русскоязычному читателю север­ный вариант имени — Один.

* * Имеется в виду Жертвоприношение Одина, упоминае­мое в Эдде. Согласно традиции, Один пронзает себя ко­пьем на Древе Мира, чтобы получить знание рун. Стар­шая Эдда характеризует этот акт как «жертву себе самому», о чем и говорит фон Лист.

* * * Ur — специфический термин фон Листа. Собственно ur - распространенный префикс в германских (напри­мер, в немецком) языках, указывающий на первобытность или исходность чего-либо. Фон Лист вводит термин Ur, используемый как существительное, для обозначения Предвечного вообще, а также для обозначения исходной и неизменной части Всего.

 

«тело», тогда как другой глаз, который он сохра­нил, — это его «дух». «Физический глаз» (т.е. физи­ческое тело), от которого он только временно от­казывается — но которое все же остается его телом — воссоединяется в момент возвращения из Ur — т.е. в момент возрождения — с другим, «духовным», глазом (его духом). Однако знание его не теряется в смерти, при погружении в Источник Мимира*, но остается с ним; это его достояние, достояние Всего; это опыт, накопленный тысяча­ми перерождений, знания, которые сохраняются и передаются. Знание Одина приходит с глотком из предначального Колодца Мимира, а также от Вёльвы Смерти и от Головы Мимира* *. Это лишь кажется, что он покинул физический мир — на

 

* Источник Мимира — в скандинавской мифологии — свя­щенный источник мудрости, находящийся в центре Ми­роздания, у корней Древа Мира. В этот источник был погружен глаз Одина, отданный им Мимиру за право ис­пить из источника.

* * Вельвами в Скандинавии именовались колдуньи, жрицы (термин практически совпадает с др -рус. вълхва — «вол­шебница >); оборот «вёльва смерти», не очень красиво зву­чащий на русском языке, означает дословно «жрица смер­ти». В данном случае имеется в виду та мертвая Вёльва, с которой, обретая знание, беседует Один (см. песнь «Про­рицание Вёльвы» в Старшей Эдде). Голова Мимира — со­гласно северным преданиям. Один просит совета у отрубпенной головы Мимира перед наступлением Сумерек Богов. Это место в своей книге сам фон Лист комментирует сле­дующим образом: «Великан Мимир есть память или знание, а предначальный его Источник — это тайна Всего, которое рождается, живет и умирает для нового рождения. Вёльва Смерти — Богиня Земли, Богиня Смерти, которая хранит и оберегает лишенные душ тела на кладбищах, когда освобож­денные от телесной оболочки души направляются в Вальхаллу или в Хель. Голова Мимира — это «изначальные знания», то есть основные знания о рождении, бытии и смерти. [...] Это три уровня, проходя сквозь которые Один «становится мудрым», получает знание обо Всем».

самом же деле он продолжает ему принадлежать, ибо он — неделимая диада, состоящая из духовно­го и физического начал, неделимое двуединство. Невозможно отделить «день жизни» от «ночи жиз­ни», т.е. от смерти. Но из «ночи жизни» — из кажу­щегося небытия — Один выкосит знания о веч­ной жизни, и эти знания ведут его в вечных изменениях, в переходах от рождения через бы­тие к умиранию для нового рождения Всего. Полу­чив сокровенные знания. Один становится муд­рым, обретает знание судьбы мира, объяснение загадки мира, которую «он, извечный, никогда не откроет ни женщине, ни деве»*.

 

* Цитата из «Речей Высокого» (правда, слова эти сказаны Одином по иному поводу).

 

Итак, он и Один, и — одновременно — Всё; и точно так же каждая личность, каждое эго есть одновременно и не-эго, но Всё. Таким образом, каждое отдельное эго, каждый человек, проходит через те же превращения, через те же ступени понимания, что и Один; и осознание и освобож­дение каждого человека определяется его духов­ным богатством, а не мертвой памятью, не мерт­вой суммой познанного. Человек не теряет этого богатства даже в смерти, оно остается с ним, когда личность возвращается в мир людей в сле­дующем воплощении*.

Каждый человек имеет свое собственное понимание духовного значения идеи, которая сто­ит за этими терминами, — в соответствии с его «духовным богатством». Потому-то среди милли­онов живущих в этом мире людей не найти и двух, чьи понятия о божественном были бы в точнос­ти похожи — несмотря на все догматические уче­ния и веры. Так же верно и то, что не найти двух людей, которые бы имели одинаковое умозритель­ное понимание духовной сущности языка и его слов — и в деталях, и в совокупности.

И если можно так сказать о современном мире, то как это должно быть верно в отношении дале­кого прошлого, когда словарный запас языка был еще так мал и неполон. Как верно это было в то время, когда пророки и мудрецы должны были рождать понятия для доступного и ясного выра­жения своих идей, используя все еще крайне скуд­ный язык. Они были вынуждены сопровождать свою речь движениями — позже получившими название «магических жестов» — таким образом

 

* Комментарий фон Листа: «Mы называем «духовным бо­гатством» то, что возрожденная из смерти личность прино­сит с собой в мир, ее природные способности, таланты, или «врожденный гений*; более живой и чуткий дух, быстрее и легче, чем другие, постигающий и понимающий все вокруг. Эта повышенная чуткость, живость восприятия и есть то «ду­ховное богатство*, о котором я говорю».

придавая ей выразительность определенными сим­волическими знаками, о которых говорили, как о „шепоте», и которые были названы рунами*.

 

* * *

 

О тайне рунического знания Одина говорит­ся в эддической песни «Речи Высокого», где опи­сывается его жертвенная смерть, напоминающая нам о таинстве Голгофы.

Первая часть песни сложена от лица самого Одина; далее скальд**, исполняющий песнь, го­ворит уже от собственного лица. Но начинается песнь так***:

 

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

 

* Слово «руны» (нем. Runen, англ, runes) действительно содержит один корень с германскими словами, имеющи­ми значение «шепот», «шептать» (сравн., напр., нем. raunen «шептать»). К этому же кусту древних основ вос­ходит ветвь слов со значением «тайна>. Большинство за­падных рунологов действительно считают, что термин «руны> происходит из этой группы германских корней, но существуют и другие точки зрения (см , напр.: А.Б Пла­тов. Памятники рунического искусства славян // Мифы и ма­гия индоевропейцев, вып. 6, 1998.).

** Скальд — в древней Скандинавии — поэт, нередко обладающий магической силой. Гвидо фон Лист в своей книге использует этот термин для обозначения всех лю­дей, принадлежащих к арманической касте, — т.е. всех магов и жрецов.

*** Фактически, «Речи Высокого» начинаются не этими словами, но фон Лист имеет в данном случае в виду соб­ственно интересующий его фрагмент «Речей».

 

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

Никто не питал,

никто не кормил меня

взирал я на землю,

поднял я руны,

стеная их поднял —

и с дерева рухнул*.

 

После нескольких строф песнь дает описание восемнадцати рун с мистическим их толкованием. Если рассматривать эти строки, имея под рукой имена рун, то текст песни проливает свет на сами руны и дает нам разгадку и объяснение их тайны.

Следующие строки предшествуют описа­нию рун:

 

Заклинанья я знаю —

не знает никто их,

даже конунгов жены...

 

* Здесь и везде в данном издании фрагменты Старшей Эдды приводятся в переводе с древнеисландского А.Корсуна по изданию: Беовулъф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

 

 

fa, feh, feo — огненное рождение (нем. Feuerzeugung); собственность, имуще­ство, скот (нем. Vieh); расти, странство­вать, разрушать {нем. fetzen).

 

Помощь — такое

первому имя —

помогает в печалях,

в заботах и горестях.

(Речи Высокого, 147)

 

Корневое слово «fa», которое в данной руне есть отображение «примордиального слова»*, —понятий­ная основа таких слов, как появление, бытие, дела­ние, действие, управление, а также—переход к но­вому рождению, — и потому оно символизирует мимолетность существования всего живого и ста­бильность эго в постоянных его трансформациях. Посему, эта руна скрывает утешение скальдов**; она гласит, что настоящие мудрецы живут для разви­тия будущего, и только дураки горюют над выс­казыванием: «Сотвори себе счастье, и будешь сча­стлив»!

 

* Примодиалъный — в общепринятом лексическом значе­нии — «исконный», «изначальный» (ср. англ, primordial). Б терминологии ариософии и близких к ней движений — прилагательное, определяющее нечто, имеющее отноше­ние к изначальному состоянию Белой Расы, к Золотому Беку. Б современной эзотерике нордизма понятие примордиалъный связывается, в основном, со временами ин­доевропейской (пра-индоевропейской) общности наро­дов, предшествующими обособлению собственно нордов. ** Напомним читателю, что под скальдами фон Лист не совсем исторически точно подразумевает всех, принадле­жащих к высшей касте — к касте магов, ученых и поэтов.

 

 

ur— Ur («предвечное»); вечность, изна­чальный огонь (нем. Urfeuer), изначаль­ный свет, первый бык или зубр; воскресение (жизнь после смерти).

 

 

Знаю второе, —

оно врачеванью

пользу приносит.

(Речи Высокого, 147)

Основа всех проявлений — Ur, Предначальное. Тому, кто осознал первопричину события, само оно уже не кажется неразрешимой загад­кой, ставящей в тупик головоломкой, — неваж­но, было ли это событие удачным или неудач­ным, — и потому он не только может отогнать несчастья и беды или добиться успеха, он мо­жет еще и осознать и обманчивое зло, и фаль­шивую удачу. И потому: «Познай себя, и ты по­знаешь все».

thorn thurs, thorn — Top* (гром, мол­ния); торн, шип, колючка (нем. Dorn).

 

 

Знаю и третье, —

оно защитит

в битве с врагами,

клинки их туплю,

их мечи и дубины

в бою бесполезны.

(Речи Высокого, 148)

 

Эта руна символизирует «Шип смерти» — тот, которым Один погрузил в сон-смерть Брюнхильд, непокорную валькирию, (сравн. со сказками о Спя­щей Красавице), но вместе с тем — и «Шип жизни» (фаллос), посредством которого возрождение по­беждает смерть. Этот угрожающий знак надежно притупляет оружие противника, желающего чужой гибели, он же побеждает силы смерти вечным воз­вращением жизни. Потому: «Берегите свое Я».

 

os, as, ask, ast—Ac; ** рот, уста, устье; по­ явление; ясень (нем. Esche); прах (нем. Ashe).

 

* Тор — в скандинавской мифологии — бог-громовержец.

* * Т.е. один из богов-асов.

 

Четвертое знаю, —

коль свяжут мне члены

оковами крепкими,

так я спою,

что мигом спадут

узы с запястий

и с ног кандалы.

(Речи Высокого, 149)

 

Уста, могущество Слова!

Духовная сила, несомая Словом, рвет физи­ческие оковы и дарует свободу; пред ней скло­нятся все завоеватели, привыкшие побеждать одной лишь физической силой; она разрушит все тирании*.

Потому: «Сила твоего духа делает тебя сво­бодным».

 

rit, reith, rath, raoth; Rita (космический закон)**; совет, рассказ, разгадка (нем. Rath); красный (нем. Roth); колесо (нем. Rad); прут, жезл; правая сторона. Прав­да, справедливость (нем. Recht) etc*.

 

 

* Комментарий Гвидо фон Листа: «В борьбе за существова­ние остается победителем тот народ, который развивается, сохраняя нравственную силу. С исчезновением морали теряет­ся и высокий уровень духовного и интеллектуального разви­тия, чему можно найти множество примеров в истории».

* * Rita — термин, образованный (восстановленный?) фон Листом от санскр.rta. Здесь — «священный закон», все­ленские закономерности, которые не могут быть измене­ны и уйти от которых невозможно.

И пятое знаю, —

коль пустит стрелу

враг мой в сраженье,

взгляну — и стрела

не долетит,

взору покорная,

(Речи Высокого, 150)

 

Трижды священная Rita, солнечное колесо, Urfyr (изначальный огонь, Бог)!

Возвышенным интроспективным сознанием (Innerlichkeitsgefuehl) или субъективностью ариев было их осознание собственных богов, ибо «внутреннее»** как раз и есть «жизнь с самим со­бой», а быть с самим собой значит быть и с бо­гом. Пока народ сохраняет ненарушенным свое первородное «внутреннее», «внутреннее» есте­ственного народа***, у него нет причин поклоняться

 

* Здесь фон Лист забывает, к сожалению, связать дан­ную руну с североевропейской основой reid/rad «путь», •дорога», между тем как Дорога и есть тот самый упоми­наемый им «священный закон мироздания»...

** Специфический термин фон Листа, достаточно услов­но переведенный нами здесь как «внутренее». Употребля­ется как существительное со значением «то, что находит­ся внутри», «то, что подлинно».

* * * Комментарий Гвидо фон Листа «Понятие «естествен­ный народ» отнюдь не подразумевает жизни в диких первобытных условиях, ибо нецивилизованные «дикари» как раз находятся в рабстве самого страшного и ужасного «шаманства» Само понятие «естественный народ», напротив, подразумевает вы­сокий уровень культуры, и одновременно — свободу от любого вида ложных усложнений».

 

внешней божественности, ибо внешнее богослужение, ограниченное обрядами и церемо­ниями, становится нужным лишь тогда, когда че­ловек не может найти Бога в своем сокровенном бытии, в своей жизни, и начинает искать его вне своего «эго» и вне мира — «наверху, в звездном небе». Чем поверхностнее человек, чем менее зна­ет он свои сокровенные черты, тем более вовне направлена его жизнь. И чем дальше заходит про­цесс потери «внутреннего» у народа, тем более напыщенными, официальными и формальными становятся внешние проявления его жизни — формы правления, законы и культ (и эти прояв­ления становятся совершенно обособленными понятиями, никак не связанными между собой). Но они должны сохранить хотя бы остатки веч­ности в знании: «Я верю в то, что я знаю, и пото­му я могу жить». Поэтому арийское божествен­ное «внутреннее» — ко всему прочему еще и основа гордого пренебрежения ариев к смерти, основа их безграничной веры во Всевышнего и в самих себя, которая так чудесно выражается словом «Rita» (космический порядок, закон), символически изображаемым пятой руной, пятым словом-знаком. И потому эта руна гласит: «Я — мое rod*, это rod неразрушимо, потому что я сам — мое rod».

 

ka, kaun. kan, kuna, kien, kiel, kon; сме­лый, уверенный (нем. Kuhn); никто, ничто (нем. kein) etc.

 

Знаю шестое, —

коль недруг корнями

вздумал вредить мне, —

немедля врага,

разбудившего гнев мой,

несчастье постигнет.

(Речи Высокого, 151)

 

Древо Мира, Иггдрасиль**, в узком смысле — родовое древо ариев, рядом с которым родовые деревья других народов рассматриваются как «чужие». Понятие, которое символически изобра­жает руна kaun, kunna (дева, как, например, в женском имени Адельгюнда), описывает принцип женственности как источник Всего (в половом отношении). Племя должно хранить свою чисто­ту; племя не должно «зарастать» корнями чужого древа. Если же это и произойдет, то не принесет

 

* Rod— «право», «правильность», • справедливость».

* * Иггдрасиль — имя Мирового Древа, образующего ось Мироздания, в скандинавской традиции.

«чужим деревьям» никакой пользы, ибо «побег от чужого корня» вырастет, чтобы стать яростным и сильным врагом чужого древа.

Потому: «Твоя кровь — высшее из того, что ты имеешь».

hagal— ограда Всего-, град; разрушение; приветствие.

 

Знаю седьмое, —

колъ дом. загорится

с людьми на скамьях,

тотчас я пламя

могу погасить,

запев заклинанье.*

(Речи Высокого, 152)

 

Hagal!— самоуглубленное осознание, реши­мость ощущать Бога внутри себя, —дает уверен­ность в силе собственного духа; эта уверенность дарует человеку магическую силу, которая живет во всех людях; силу, подчиняясь которой силь­ный дух может отбросить сомнения и поверить в самого себя. Христос, который — как и Один — был одной из таких редких личностей, сказал: «...Истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится

 

* Комментарий Гвидо фон Листа: «Магия огня практикует­ся до наших дней как «вызов огня*».

в сердце своем, но поверит, что сбудется по сло­вам его, — будет ему, что он ни скажет»*.

Избранный, наделенный этим осознанием-без-сомнений, контролирует и духовную, и физичес­кую составляющие жизни и чувствует себя все­могущим. Потому: «Вмести в себя Bсё тогда Всё подчинится твоему контролю».

nauth, noth — необходимость (нем. not); Норна**; принуждение судьбы.

 

Знаю восьмое, —

это бы всем,

помнить полезно:

где ссора начнется

средь воинов смелых,

могу помирить их.

(Речи Высокого, 153)

«Руна Нужды цветет на ногте Норны!» Это не «нужда» в современном значении слова (нищета), но — необходимость, неизбежность судьбы, назна­ченной Норной согласно первичным законам. Именно так должна пониматься причинная связь всех явлений. Только тот, кто сумел осознать пер­вопричины явления, только тот, кто достиг понимания

 

* Марка, 11:23.

* * Норны — богини судьбы в скандинавской мифологии.

основных законов эволюции и того, что из этих законов следует,—только тот может оценить и последствия событий, как только они начнут про­являться. Так он и располагает знанием будущего и пониманием, как уладить раздор посредством «следования ясно осознанному пути судьбы».

Потому: «Используй свою судьбу, а не борись с ней».

 

is; лед (нем. Eis); железо (нем. Eisen).

 

Знаю девятое, —

если ладья

борется с бурей,

вихрям улечься

и волнам утихнуть

пошлю повеленье.

(Речи Высокого, 154)

«Не признающее сомнений осознание личной духовной силы» связывает волны — «заморажи­вает» — они становятся твердыми, как лед. Не только волны, но и вся жизнь покорна принужде­нию воли*. Бесчисленные примеры «Ag-is-shield» Одина, такие как Голова Горгоны афинян, «Ag-is- helm»,

 

* По фон Листу волны (нем. Wellen) — символ воли (нем. Wille); отметьте, что и в русском языке слова «воля» и «волна» выглядят однокоренными.

 

все обычаи, восходящие к охотничьим зна­ниям и практике «замораживания»* зверей, и со­временный гипноз — все основаны на способной «замораживать» силе твердой вопи духа, которую символически изображает эта девятая руна**.

Потому: «Добейся власти над собой, тогда все, что противостоит тебе в духовном и физи­ческом мире, будет в твоей власти».

 

Аг; Солнце; изначальный огонь (Urfyr); арии, высокородные и т.д.

 

 

Знаю десятое, —

если замечу,

что ведьмы взлетели,

сделаю так,

что не вернуть им

душ своих старых,

обличий оставленных.

(Речи Высокого, 155)

* Комментарий Гвидо фон Листа: «Магия «замораживания»* в знаниях и практике охотников признана формой гипноза».

* * В данном предложении речь идет применении так на­зываемой «связывающей магии» — одной из больших об­ластей древних волшебных Искусств; лишь в простейших случаях «связывающая магия» сводится к гипнотическому воздействию. Ag-is-shield, Ag-is-helm — конкретные при­меры; так, Ag-is-helm (а точнее — /Egisbjalmur, что значит «Шлем Ужаса») — имя волшебного шлема, добытого Си-гурдом как часть сокровища Нибелунгов.

Ar, Urfyr (изначальный огонь, бог). Солнце, свет разрушат как физическую, так и духовную тьму, сомнения и неуверенность. В знаке Аг арии —дети солнца — заложили основу своих законов, основ­ной закон, иероглиф которого — орел (Ааг). Он приносит себя в жертву, он предает себя смерти в пламени, чтобы возродиться вновь. Поэтому он и был назван «Fanisk», а позже — Феникс. * Поэто­му же, когда в погребальный костер прославлен­ного героя кладут орла, это понимается как сим­вол того, что умерший герой в смерти своей готовит себя к возрождению, стремясь к еще более славной жизни в образе человека, несмотря на все препятствия, создаваемые силами тьмы, — несмотря на все то, что склоняет голову перед Аг: «Чтите изначальный огонь?»

 

sol, sal, sul, sig, sigi; Солнце; победа (нем. Sieg); спасение (нем. Неil)**; колон­ на (нем. Saule); учение (нем. Schu!e) и т.д.

 

 

* Здесь фон Лист делает примечание, объясняя проис­хождение имени Fanisk от fan «зарождение» и ask (isk) «возникновение', «начало», насколько верна данная вер­сия — предполагать сложно. Однако мысль о том, что орел является одним из древнейших магических симво­лов ариев, высказанная Гвидо фон Листом, не подлежит ни малейшему сомнению.

* * Сравн. англ, salvation, «спасение», — данная основа, очевидно, также принадлежит к этому ряду.

Одиннадцатым

друзей оберечь

в битве берусь я,

в щит я пою, —

побеждают они,

в боях невредимы,

из битв невредимы

прибудут с победой.

(Речи Высокого, 156)

«Sal и sig!» — Спасение и победа! (нем. Heil und Sieg)*. Это древнейшее арийское приветствие и боевой клич можно найти и в иной форме—в виде широко распространенного воодушевляющего призыва: «alaf sal fena!»**. Это стало символичес­ки изображаться одиннадцатым знаком Футарка, руной Победы: «Творческий дух должен победить!»

 

tyr, tar, tur; зверь (нем. Tier); Тюр, бог Солнца и войны; Tio, Zio, Ziu, Zeus (Зевс); «Tar-» — поворачивать, порождать, скры­вать; отсюда — Tarnkappe, «сокровенная чаша», и т.д.***

 

* Позднее данный древний клич был «принят на вооруже­ние» немецкими национал-социалистами (Sieg Нeil — «Да здравствует Победа»).

* * Alaf sal fena! — «Спасение знающему Сипу!»

* * * Здесь фон Лист забывает упомянуть целый рад весь­ма важных прямых параллелей: рус. Див, диво, дивный; авест. Дэвы; роман. «Део», греч. «Тео» и т.д.

Двенадцатым я,

увидев на дереве

в петле повисшего,

так руны вырежу,

так их окрашу,

что он оживет

и беседовать будет.

(Речи Высокого, 157)

 

Возрожденный Один, спустившийся с Древа Мира, на котором он принес самого себя в жерт­ву, так же, как и возрожденный из пепла Феникс, олицетворяется Тюром, юным богом Солнца и войны. Согласно мистическому закону, каждое ма­гическое верование должно иметь параллель в ми­фологии; и эта мифологическая модель выбира­ется по аналогии с ходом событий в земном мире людей. Эзотеризм осознает мистического Одно­го в мистических Многих, и потому видит судьбу каждого человека подобной судьбе Одина — в вечных переходах от смерти к возрождению. Как Один возродился в обновленном теле после при­несения себя в жертву, — которую нужно понимать скорее не как его смерть, но как целую жизнь, — точно так же и каждый человек возвращается после каждой прожитой жизни в человеческий образ посредством возрождения — которое в рав­ной степени и есть принесение себя в жертву. Поэтому «Таr-» и означает и «порождать», и «жить», и «умирать»; поэтому Тюр — возрожденное молодое Солнце. Так что и двенадцатая руна также является руной Победы, и потому она вырезает­ся на лезвиях мечей и наконечниках копий как символ, способный даровать победу. Должно быть сказано: «Не бойся смерти — она не может убить тебя».

 

bar, beork, biork; рождение (нем. Geburt); песня (bar*); смерть, похоронные дроги (нем. Bahre) и т.д.

 

Тринадцатым я

водою младенца

могу освятить, —

не коснутся мечи его,

и невредимым

в битвах он будет.

(Речи Высокого, 158)

В руне Песни воплощается духовная жизнь Всего, вечная жизнь, в которой человеческая жизнь между рождением и смертью — всего лишь день. Эта вечная жизнь рассматривается здесь по контрасту с жизнью человека, который идет от bar (как рождения) по bar (как песни жизни) к bar (как смерти и похоронным дрогам), — жизнью,

 

* Здесь фон Лист трактует основу bar как «песня» без указаний этимологии, лишь приводя как пример bardit «народная песня».

которая освящена и очарована «водой жиз­ни» при крещении. Этот день в жизни Всего ог­раничен рождением и смертью; и даже если судь­ба ребенка и не указывает на насильственную смерть — он все-таки подвержен и этой, и множе­ству других опасностей. Ибо, несмотря на опре­деленность и приговор судьбы, огромную роль в жизни играют темные случайности*; именно про­тив пагубной власти таких случайностей и направ­лено действие священного благословения. Герман­цы не признают «слепой судьбы». Они верят в предопределение человека в самом высоком

 

* Комментарий Гвидо фон Листа: «Случайность! — на са­мом деле нет такой вещи, как случайность, ибо все без ис­ключения события вплетены в великую паутину судьбы — подобно основе и узору ткани — в строго определенном по­рядке. Даже пророки и провидцы лишь с огромным трудом могут различить узор ткани судеб, в то время как прямые нити ее основы — причинно-следственные связи событий — вполне видимы, они поддаются вычислению, их могут разгля­деть не только провидцы, но и только что посвященные. Труд­но, почти невозможно предсказать, как развернется узор судь­бы, в какой момент соприкоснутся отдельные личности, как пересекутся их пути, каким образом повлияют они на узор ткани судеб: слишком много факторов влияют на то, как переплетутся нити. Зачастую внезапно и неожиданно эти факторы приводят в беспорядок узор нашей судьбы, пото­му-то их и называют «случайностями». Такие случайные про­исшествия рассматриваются как нечто непредвиденное, что невозможно запланировать и рассчитать. Это понимали уже древнейшие арийские мистики, и потому говорили о Прави­телях Судьбы, о Трех Норнах, о Ткачихах Судьбы, которые сплетают «одеяние времени», т.е. судьбу».

смысле этого слова, но интуитивно понимают, что на пути реализации предопределения есть множе­ство препятствий (которые назовут случайными происшествиями!), как понимают они и то, что эти препятствия призваны закалить личную силу че­ловека. Без воздействия подобных случайностей, к примеру, каждая сосна была бы строго симмет­рична; одно дерево ничем не отличалось бы от другого, тогда как на самом деле в мире не найти двух вещей, в точности похожих друг на друга, и то же самое можно сказать и о людях; без вмеша­тельства подобных случайностей все было бы од­нообразным, лишенным малейших различий.

Потому каждый вновь рожденный должен быть посвящен «водой жизни»*, чтобы стать за­щищенным от неминуемых предстоящих случай­ностей; и потому: «Жизнь наша в руках бога, так вверьте ему ее».

 

laf, lagu, logr, изначальный закон (нем. Urgesetz); море; жизнь (нем. Leben); па­дение, поражение.

 

 

Четырнадцатым

число я открою

 

* Комментарий Гвидо фон Листа: «По этой причине также и церковь, явно ссылаясь на понятие воды жизни, использует в качестве воды крещения так называемую «живую воду», то есть воду из родников или рек, отвергая стоячую воду пру­дов».

асов и алъвов,

прозванье богов

поведаю людям, —

то может лишь мудрый.

(Речи Высокого, 159)

 

Интуитивное знание сущности Всего, а пото­му — и законов природы, — образует основу свя­щенных учений ариев, или Wihinei («культ», «рели­гия»). Эти эзотерические знания передавались народу посредством символики мифов, чтобы не­искушенный взгляд народа, не привыкший к глу­бокому видению и восприятию, сумел разглядеть изначальные законы творения не глубже, чем фи­зический взгляд может узреть глубины океана, а нео­пытный духовный взгляд — бесконечность Всего. Потому четырнадцатая руна гласит: «Сперва научись править судном, а уж потом берись переплыть море».

 

man — человек, мужчина (нем. Mann); топ — Луна (нем. Mond) (та — мать; пустой или мертвый).*

 

 

* Присвоение фон Листом имени Ma

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.