Под аэродинамической группой следует понимать группу зданий, объединенных зоной аэродинамического влияния основного ветрозащитного здания. Аэродинамическая группа подразумевает заданную организацию на ее территории ветрового режима, заданные снижения скорости ветра и отложения снега. Глубина аэродинамической группы определяется размерами основного ветрозащитного здания и равна 11 — 12 его высотам. Высота здания вторичной защиты должна быть не более 0,8 высоты здания первичной защиты.
Рис. 13.3. Аэродинамические группы из жилых домов.
В определенной степени на регулирование ветрового режима защищаемой территории влияет конфигурация основного ветрозащитного здания. Существенную роль в увеличении «ветровой тени» могут играть такие элементы здания, как крыша специального профиля, карниз с увеличенным выносом в развитые торцы, плоскости которых имеют специальный угол поворота относительно продольной оси корпуса.
Аэродинамические группы, при необходимости, могут объединяться в жилые аэродинамические комплексы, в состав которых входят все учреждения повседневного обслуживания, школа, детский сад-ясли. Территория с лучшей ветрозащитой и инсоляцией отводится под участки детских учреждений и площадок отдыха. Пешеходные связи проходят либо по наиболее защищенным от ветра участкам, либо через поперечные и продольные проходы в зданиях. Для ветрозащиты пешеходных направлений могут быть использованы дополнительные локальные средства: специальные пешеходные галереи, декоративные стенки, щиты, стенды и др.
Для районов с крайне суровым климатом строительные нормы предусматривают соединение жилых домов теплыми переходами с предприятиями первичного обслуживания. Такое объединение всех зданий жилого комплекса в единый развитой объем с возможностью прохода по теплым помещениям («криптоклиматические жилые комплексы») находит широкое применение в практике проектирования и строительства.
В пурговом и ветренном районах наряду с защитой застройки от ветра должны использоваться приемы снегозащиты. Здесь особое внимание уделяется рациональной ориентации улиц и дорог. Оптимальной считается прокладка основных транспортных магистралей и пешеходных улиц под углом 20—45° к господствующему направлению метелей. При такой ориентации на них скопится относительно небольшое количество снега, и они не станут каналами для беспрепятственного прохождения ветра. Улицы должны быть широкими (>ЗН) с незначительными разрывами между зданиями. Поперечные профили улиц решаются, как правило, со смещением проезжей части на наветренную сторону улицы; противоположную сторону оставляют под снегоотложения.
Для организации снегопродува на отдельных участках жилой застройки целесообразно использовать постановку здания под углом к направлению метеленесущего потока, что способствует увеличению скорости перемещения снежных масс (на 20—30 % при угле около 45°). Рекомендуется, как для снегозащиты так и для ветрозащиты, использовать уменьшенные разрывы в застройке, обтекаемые торцовые части здания и другие приемы.
Для максимального сохранения природного ландшафта и формирования благоприятного микроклимата на территории жилой застройки разрабатывается так называемая биоструктурная застройка, состоящая из непрерывно-ленточной композиции зданий различной этажности. Ветер в условиях песчаной пустыни, как правило, летом горячий, сухой и пыльный, а зимой холодный. Поэтому одним из основных требований при архитектурно-планировочной организации жилой застройки городов пустыни является ветропылезащита.