Согласно требованиям рабочей программы, вопрос состоит из двух частей
Вопросы к экзамену по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»
Согласно требованиям рабочей программы, вопрос состоит из двух частей
Первая часть на оценку 2-4. + Вторая (дополнительная) часть – на оценку 5
1. Наука как система знаний.Социальные функции науки.
2. Наука как деятельность.Научные коммуникации
3. Наука как социальный институт.Научное сообщество.
4. Эмпирический уровень научного познания. Суждения, понятия, наблюдение, измерение, индукция.
5. Теоретический уровень научного исследования. Познавательные приемы и средства.
6. Понятие проблемы, гипотезы и теория.Взаимосвязьпроблемы, гипотезы и теория.
7. Метод как способ социальной деятельности.Многоуровневая концепция методологического знания.
8. Методологические новации науки постнеклассического этапа. Методология парадигм Томаса Куна и критерий демаркации науки и не-науки в учении Карла Поппера.
9. Понятие рациональности и идея информационного общества. Концепция постиндустриального общества Тоффлера и Белла.
10. Дедуктивно-гипотетическая модель науки. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.
11. Понятие техники.Задачи и проблемы теории техники.
12. Сущность технического знания. Социальный контекст техники и технических знаний.
13. Проблема соотношения науки и техники.Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.
14. Понятийный аппарат технической теории.Структура технической теории: теоретические схемы и абстрактные объекты.
15. Эмпирическое и в структуре технической теории.Теоретическоеи в структуре технической теории.
16. Формирование естественной науки и инженерии в культуре Нового времени. Развитие технических знаний и философии техники в России.
18. Техника в контексте философии жизни.Экзистенциалистский подход к технике.
19. Онтология техники Хайдеггера.Человек и техника в зеркале философской антропологии.
20. Техника в оценках представителей Франкфуртской школы. Эсхатологическая метафизика техники.
21. Рецептурный характер наук на Древнем Востоке. Развитие техники в древних государствах Востока.
22. Античная наука. Развитие техники в античном обществе.
23. Развитие науки в Византии и на Арабском Востоке.Техника в средневековье.
24. Создание нового типа науки в эпоху Возрождения. Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой в эпоху Возрождения.
25. Научная революция ХVII века: становление экспериментального метода. Математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике.
26. Социальные причины становления науки эпохи Модернити. Программа воссоединения «наук и искусств» Френсиса Бэкона.
27. Эпоха Модернити и появление классической механики. Становление технического и инженерного образования.
28. Экспериментальные исследования и разработка физико-математических основ механики жидкостей и газов.Становление и развитие термодинамики.
29. Разработка молекулярно-кинетической теории теплоты.Создание научных основ теплотехники
30. Становление и развитие электродинамики.Создание основ физико-математического описания процессов в электрических цепях.
31. Становление и развитие электротехники.Создание научных основ радиотехники.
32. Принципы релятивистской физики. Основные свойства пространства и времени в классической физике, релятивистской физике и синергетике.
33. Развитие полупроводниковой техники, микроэлектроники и средств обработки информации. Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах.
34. Виды физических полей. Возникновение проблемы создания единой теории поля.
35. Принципы квантовой физики.Современная физика микромира.
36. .Концепция Большого Взрыва Вселенной.Теория глобального эволюционизма.
37. Гуманитарные аспекты развития современной науки. Социально-экономические аспекты развития современной науки.
38. Сущность инженерной деятельности. Классическая инженерная деятельность.
39. Системотехническая деятельность. Социотехническое проектирование.
40. Гуманитарные проблемы современной технической и инженерной деятельности. Социально-экономические проблемы современной технической и инженерной деятельности.
Рекомендуемая литература.
Основная литература:
1. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б.− Изд. 6-е. − Ростов-на Дону: Феникс, 2008. – 603 с.
2. Философия науки и техники: учебное пособие. М.: ИФ РАН, Отв. ред.: В. И. Аршинов, В. Г. Горохов. 2011. – 265 с.
3. Философия науки и техники:Учебно-методическое пособие для магистрантов /Алексеева Л. А., Додонов Р. А., Муза Д. Е. Издание 3-е, испр. и доп. – Донецк: ДонНТУ, 2010. – 128 с.
4. Философия науки: учебник / В. В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 304 с.
5. Философия науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. И. Рузавин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 400 с.
Дополнительная литература:
1. Бакланов И. С. Инструментальные и экзистенциальные характеристики функционирования знания в современном обществе / И. С. Бакланов. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005 – 283 с.
2. Мартишина Н. И. Вопросы истории и философии науки и техники: Учебное пособие. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. 89 с.
3. Орешников И. М. Философия науки и техники. Учебное пособие. − Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. – 127 с.
4. Основные философские направления и концепции науки: Учебное пособие / В. А. Канке – М.: Логос, 2006. – 432 с.
5. Пономарев Л. И.Под знаком кванта. / Л. И. Пономарев – М., 2007.
6. Светлов В. А. История научного метода: учеб.пособие для ВУЗов. / В. А. Светлов – М., 2008.
7. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М.: Гардарики, 2006.
8. Черняк В. З. История и философия техники / В. З. Черняк – М.: КНОРУС, 2006.
Методическая литература
1. Малых Г. И., Осипов В. Е. История и философия науки и техники: методические указания /Иркутск: ИрГУПС, 2008. − 91 с.
2. Методические указания по выполнению реферата по дисциплине «Философия» / сост. Т. В. Душина, С. Т. Баранов, И. С. Бакланов, А. В. Дунаенко; рец. В. И. Пржиленский, Часть 1. − Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – 64 с.
3. Философия: учебно-методическое пособие/ под ред. В. И. Пржиленского, Е. А. Сергодеевой. − Ставрополь, 2009.
Интернет-ресурсы:
Учебная литература и оригинальные источники
1. http://www.twirpx.com/file/665741/ − Философия науки и техники: учебник;
2. http://www.twirpx.com/file/456215/ – Орешников И. М. Философия науки и техники: Учебное пособие;
3. http://www.twirpx.com/file/294485/ − Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник;
4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/08.php − Канке В. Философия. Философия познания и науки: Учебное пособие;
5. http://www.twirpx.com/file/513672/– Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учебное пособие;
6. http://www.twirpx.com/file/137209/− Мамзин А. С. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов;
7. http://www.twirpx.com/file/791877/– Смагин Б. А. История и философия науки: Учебный курс;
8. http://www.twirpx.com/file/508295/− Казакова Н. Т. Философия науки: Учебное пособие;
9. http://www.twirpx.com/file/733507/ − История и философия науки: Учебное пособие;
10. http://www.twirpx.com/file/364121/ – Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки;
Электронные библиотеки, порталы и сайты
1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/.
2. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование». http://www.humanities.edu.ru.