Особенности структуры и регулирования информационного рынка. Основные сектора
Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.
Основные сектора информационного рынка
Современный информационный рынок включает три взаимодействующих области:
1. информацию;
2. электронные сделки;
3. электронные коммуникации.
Рынок электронных сделок (операций, транзакций) включает системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа, продажи и обмена товаров и услуг, банковских и расчетных операций.
На рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы современных средств связи и человеческого общения: сети передачи данных, электронную почту, телеконференции, электронные доски объявлений и бюллетени, сети и системы удаленного доступа к базам данных и т. п.
На мировом рынке информации принято различать следующие основные сектора, которые также характерны и для России:
1. Сектор деловой информации.
2. Сектор информации для специалистов.
3. Сектор массовой, потребительской информации.
Предпринимателю нужна информация из всех 3-х секторов, но успех его деятельности определяется своевременным использованием деловой информации.
Сектор деловой информации
Данный сектор представлен такими видами и источниками, как:
1. БИРЖЕВАЯ и ФИНАНСОВАЯ информация - информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главным фактором, обеспечивающим коммерческую ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и СТАТИСТИЧЕСКАЯ информация – числовая экономическая, демографическая и социальная информация. Предоставляется органами управления экономикой и службами статистики (государственными и негосударственными) в виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов и т. п. Здесь особую ценность имеет доступность (незасекреченность) информации потребителю.
3. Коммерческая информация – адресно-реквизитные данные об отраслях, предприятиях и их ответственных сотрудниках (включая данные о направлениях деятельности, ассортименте продукции, ценах). Источники – государственные и ряд негосударственных организаций. Главным фактором, определяющим товарную ценность является полнота и точность данных.
4. Информация по коммерческим предложениям поступает от специализированных фирм – информационных торговых посредников. В большинстве коммерчески значимых случаях потенциальных продавцов и покупателей интересуют адресно-реквизитные данные контрагентов, без которых сделка между ними не состоится. Сегодня становится возможным немедленное заключение сделки по результатам поиска.
5.Политические, экономические и т.п. новости, интересующие представителей различных социальных групп. Здесь главный фактор – оперативность, точность и достоверность прогнозов.
Сектор информации для специалистов
Юридическая информация
Сектор юридической информации функционирует в соответствии с подразделами по видам законодательных и подзаконных документов:
2. акты, регламентирующие отдельные виды деятельности (внешнеэкономическая, торговая, банковская, биржевая, лицензирование, защита авторских прав и т.п.)
3. акты, регламентирующие преобразования прав собственности (приватизация недвижимости, земли и т.п.)
4. Нормативные и рекомендующие документы по стандартизации, включая порядок сертификации изделий, ответственность за несоблюдение стандартов и т.п.
Для данного сектора важно:
возможность получить не только данные о содержании, местонахождении интересующих потребителя данных, но и сами тексты актов;
отслеживание поставщиками данных многочисленных изменений, пополнений и поправок к дополнениям;
отслеживание не только законодательных, но и неведомственных актов, которые не доводятся до сведения тех, кого наказывают за их нарушение.