Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вокальная работа с младшей возрастной группой (I–IV классы)



ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

 

Программа специального учебного предмета

для I–IX классов общеобразовательных учреждений

 

 

Минск 2008


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальный учебный предмет «Вокальный ансамбль» входит в систему специальных учебных предметов музыкальной направленности, способствует проявлению природных музыкальных данных и художественно-эстетическому развитию учащихся.

Целью предмета является формирование певческой культуры средствами вокального искусства.

Главными задачами предмета являются:

§ развитие голоса учащегося и овладение навыками ансамблевого исполнения;

§ воспитание музыкального вкуса в области вокального искусства;

§ развитие интереса к пению и воспитание творческой активности;

§ эстетическое воспитание детей средствами музыки.

В соответствии с этими задачами в процессе работы вокальных ансамблей необходимо прививать исполнителям следующие навыки:

§ осознавать свою партию как часть целого, слышать себя и своих партнеров в ансамбле;

§ достигать единства действий с другими участниками, держать интонационный строй;

§ подстраиваться вокально, добиваясь единства манеры пения с другими участниками ансамбля;

§ вести свой мелодический голос при одновременном восприятии звучания других партий.

Вокальный ансамбль является важнейшим звеном в работе над развитием и совершенствованием детского голоса. Ансамблевое пение тесно взаимосвязано с хоровым пением, но на занятиях вокального ансамбля больше внимания уделяется индивидуальной работе над голосом – учитель имеет возможность следить за качеством звучания каждого певца и одновременно работать над навыками коллективного исполнения. В хоре устранять вокальные дефекты отдельных исполнителей значительно сложнее. Именно в комбинировании индивидуальных и групповых форм работы заключается специфика специального учебного предмета «Вокальный ансамбль».

В работе с вокальным ансамблем в основном используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, а также их сочетание, включающее объяснение учителя и показ вокального звучания. При объяснении качеств певческого звука, его тембра необходимо использовать образные определения.

Рекомендуется применение специальных вокальных методов обучения:

· фонетический метод, который, опираясь на речевой опыт учащихся, основан на активной работе артикуляционных органов и помогает преодолевать их вялость;

· «концентрический» метод М.И.Глинки, по которому обучение следует начинать с середины диапазона голоса ученика (примарных звуков).

Приводимый в данной учебной программе репертуарный список является ориентировочным. Произведения можно транспонировать в удобную для исполнения тональность. Для полноценного певческого развития учеников рекомендуется включить в репертуар вокального ансамбля разнообразные по стилю и жанру произведения.

Занятия вокального ансамбля проводятся с двумя и более учащимися один час в неделю. В зависимости от числа участников различают дуэт, трио, квартет и т.д., где каждый участник исполняет самостоятельную партию и является, по существу, солистом. Вокальные ансам­бли могут быть организованы и как удвоенные дуэты, трио, квартеты.

Вид ансамбля в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся и учителя может быть различен – эстрадный, академический, народный и др. Вид ансамбля определяет его репертуар. Например, вокальным ансамблям академического направления характерна строгая, сдержанная манера исполнения. В программе ансамбля могут быть как произведения, написанные непосредственно для вокальных ансам­блей, так и хоровые миниатюры, обработки народных песен.

Перед учителями специального учебного предмета «Вокальный ансамбль» поставлены следующие задачи по организации учебно-репетиционного процесса:

§ формирование ансамблей исполнителей;

§ организация вокальной работы;

§ подбор репертуара для учебной и концертно-исполнительской деятельности;

§ театрализация исполнения.

Обучение учащихся в ансамблях должно проходить в соответствии с основными принципами дидактики: наглядности, последовательности и осознанности. Показ необходимых певческих приемов важен для разви­тия певческо-слухового восприятия и для практического выполнения исполнителями данных приемов; устный анализ услышанного способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание).

Руководителю вокального ансамбля следует учитывать то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии. Поэтому в вокальной работе с детьми необходимо:

· учитывать психофизиологические особенности детей разных возрастных групп;

· следить за изменениями тембра и диапазона голоса;

· не допускать форсированное и продолжительное пение;

· воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.

Вокальная работа с младшей возрастной группой (I–IV классы)

Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель по всей их длине. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Чрезмерное напряжение голоса может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

Диапазон детского голоса этого возраста в основном октава (до1, ре1-ре2), динамический диапазон также невелик (до mf). Приблизительно с 10-летнего возраста голоса дифференцируются на высокие и низкие.

При правильном вокальном развитии процесс становления голоса проходит плавно. В гортани развивается голосовая мышца, которая начинает управлять всей работой голосовых связок. Голос приобретает большую плотность и насыщенность, у девочек проявляется «индивидуальный» тембр голоса, а у мальчиков в голосе появляется звонкость, серебристость.

При работе с младшей возрастной группой наиболее эффективными методическими приемами являются игровые. Кроме того, занятия не должны быть излишне продолжительными и утомительными.

Начинать знакомство с детскими голосами можно в форме беседы, что поможет выявить дефекты речи. На первых занятиях с помощью простейших знакомых мелодий следует прослушать еще раз каждого участника вокального ансамбля. Неточное интонирование может быть вызвано вялостью дыхания, неразвитостью координации между слухом и голосом.

В работе с вокальным ансамблем младшей возрастной группы учителю необходимо следить за выравниванием гласных, спокойным, мягким звукообразованием. При вялой атаке звука помогут упражнения на staccato.

Четкость согласных зависит от артикуляционной подвижности языка. В работе над дикцией рекомендуются скороговорки.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.