Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религиозная основа мирского аскетизма



Историческими носителями аскетического протестантизма являются в первую очередь следующие четыре направления: 1)кальвинизм, в том облике, который он имел в ряде западноевропейских стран, где завоевал господство в ХVII веке; 2)пиетизм; 3)методизм; 4)вышедшие из анабаптистского движения секты.

Методизм, который возник в середине ХVIII века внутри государственной церкви Англии, старой церкви .он отделился от англиканской церкви лишь в процессе развития. Пиетизм в Англии и особенно в Голландии возник на почве кальвинизма и в течение определенного времени не порывал с ортодоксальной верой. В начальной стадии своего развития кальвинизм и секты анабаптистов резко противостояли друг другу, однако в баптизме их позиции сблизились. Аскетическое движение, которое получило наименование «пуританизм» в самом широком смысле подвергало критике основы англиканства. Тенденция к внутреннему освобождению человека от тенет мира сочеталась в кальвинизме с несомненном превосходством его социальной организации. То обстоятельство, что мирской профессиональной деятельности придавалось особое значение - что ее можно было рассматривать как самое верное средство, снимающее состояние аффекта, порожденное религиозным страхом, - коренится в глубоком своеобразии религиозного ощущения, свойственного реформатской церкви, отличие которой от лютеранства наиболее отчетливо проступает в учении об оправдании верой.

Христианская аскеза как в своих внешних проявлениях ,так и по своей сущности складывается из самых различных элементов. Однако на Западе в наиболее разработанных формах она уже в средние века, а подчас и в античности ,носила рациональный характер.

Обращаясь к исторической действительности, мы обнаруживаем ,что кальвинистская аскеза - если не всегда ,то в большинстве случаев - либо служила образцом для других аскетических течений, либо - если внутри этих течений разрабатывались оригинальные принципы, отклонявшиеся от кальвинистских принципов или перераставшие их, - привлекались для сравнений или дополнений.

Рассматривая немецкий пиетизм, мы обнаруживаем в религиозном обосновании пиетистской аскезы известные колебания и неуверенность, обусловленные отчасти влиянием лютеранства, отчасти последовательности кальвинизма.

Сочетание эмоциональной и вместе с тем аскетической религиозности с растущей индифферентностью к догматическим основам кальвинистской аскезы характерно и для англоамериканской разновидности континентального пиетизма , для методизма.

Христианская аскеза, устремившаяся вначале из мирской жизни в затворничество, уже в стенах монастыря господствовала в лице над миром, от которого она отреклась. При этом она не посягала на естественные, непосредственные черты мирской повседневной жизни. Теперь она вышла на житейское торжище, захлопнула за собой монастырские врата и стала насыщать мирскую повседневную жизнь своей методикой ,преобразуя ее в рациональную жизнь в миру, но не от мира сего и не для мира сего.

2.Аскеза и капиталистический дух

В настоящем разделе мы можем рассматривать аскетический протестантизм как некое единство. Из пуританской литературы можно извлечь любое количество примеров того, как осуждалась жажда богатства и материальных благ, и противопоставить их значительно более наивной по своему характеру этической литературе средневековья.

Подобно тому как акцентирование аскетического значения постоянной профессии служит этической идеализации современной профессиональной специализации, так провиденциальное истолкование стремления к наживе служит идеализации делового человека. Аскетически настроенным пуританам в равной степени претит как аристократическая небрежность знати, так и чванство выскочек.

Недоверие и враждебность проявляли пуритане по отношению ко всем тем культурным ценностям, которые не были непосредственно связаны с религией.

Борясь за производительность частнохозяйственного богатства, аскеза ратовала как против недобросовестности, так и против инстинктивной жадности. Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства неминуемо должны были служить его производительному использованию в качестве инвестируемого капитала.

Один из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его .но и всей современной культуры, - рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания - возник из духа христианской аскезы. Мы попытались свести влияние аскетического протестантизма и характер этого влияния к мотивам современной культуры. Несмотря на то, что современный человек при всем желании обычно неспособен представить себе всю степень того влияния, которое всю степень того влияния, которое религиозные идеи оказывали на образ жизни людей, их культуру и национальный характер.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.