Экспериментальное определение первой критической скорости вращения консольного двухопорного вала с дисками, и сопоставление полученных опытных данных с расчетными.
Опытная критическая скорость вращения Wкр.э, рад/с
0,27
0,398
0,27
0,610
253,5
0,27
0,848
0,27
1,033
157,5
0,27
1,226
Обработка опытных и расчетных данных
Поскольку опыт не доводится до резонанса, для получения опытного значения критической скорости Wкр.э снятую скорость Wэ умножают на коэффициент 1,1:
Первая критическая скорость вала определяется как
Критическая скорость вала без массы определяется по формуле
, где
- корень частного уравнения (по методу академика Крылова А.Н.)
J – момент инерции поперечного сечения вала
- момент инерции поперечного сечения вала, м4;
- масса единицы длины вала, кг/м
Критическая скорость вала при одной массе диска:
где
- единичный прогиб вала (коэффициент влияния) в точке креплении диска от единичной поперечной силы, приложенной в той же точке.
В консольном вале поперечного сечения диаметра d с одной массой диска:
Относительная погрешность
Пример расчета
В качестве примера расчет производится для точки № 1.
1) Уточнение опытного значения первой критической скорости
2) Теоретическое определение первой критической скорости.
Критическая скорость одного вала определяется:
, где L1 –Вылет вала за подвижную опору, М
Тогда критическая скорость одного вала определяется:
Критическая скорость вала при одном диске определяется:
Тогда:
Тогда критическая скорость:
3) Относительная погрешность определяется:
Δ=520-264∕520*100=49
Результат заносится в таблицу
Таблица 2. Расчетные величины
Номер точки
Опытные данные
Расчетные данные
L1, м
L2, м
Mд, кг
Критическая скорость вала при одной массе диска Wкр1, рад/с
Критическая скорость вала без дисков Wкр0, рад/с
Критическая скорость вращения вала Wкр, рад/с
Относительная погрешность , %
0,27
0,6
0,398
0,27
0,6
0,610
39,6
0,27
0,6
0,848
35,1
0,27
0,6
1,033
45,6
0,27
0,6
1,226
40,5
Вывод
В ходе лабораторной работы были изучены факторы, влияющие на критическую скорость вращения вала, определены экспериментальные и расчётные значения первой критической скорости вращения вала. Установлено, что чем больше груз тем быстрее наступает первая критическая скорость. Разница между расчётными и экспериментальными значениями критической скорости объясняется тем, что во время проведения опыта скорость вращения вала была меньше критической, чтобы избежать разрушеня вала.
Литература
1 Изучение критической скорости вращения вала: метод.указания к выполнению лабораторной работы по дисциплинам «Конструирование и расчёт элементов оборудования», «Расчёт и конструирование машин и аппаратов пищевых производств» для студентов специальностей 240801(170500), 260601(170600) всех форм обучения/НГТУ;Сост.: В.М.Косырев, А.А.Иванов, Н.А.Кудрявцев.-Н.Новгород,2007.-15с.