Место подвижных игр в программе физического воспитания общеобразовательной школы. Решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач во время проведения подвижных игр в разных частях урока физической культуры.
Дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры.
В педагогическом мастерстве, как в другом творчестве, не может быть шаблона. Творческий подход нужен и в методике проведения урока.
На уроке необходимо применять больше разнообразных способов, форм организации учебной работы и методических приемов.
Огромную ценность в деле организации учащихся, воспитания их активности, заинтересованности уроками физической культуры имеют подвижные игры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях.
Неоценимую роль подвижные игры имеют в воспитании физических качеств.
Применение комбинированных эстафет на уроках позволяет разнообразить двигательную деятельность, воспитывать умение быстро переключаться с одних действий на другие.
В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках с 1-11 классах в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжами. Наибольший объем игрового материала приходится на младшие классы.
При применении подвижных игр на уроках физической культуры ведущими являются образовательные задачи: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой и лыжами.
Например, в игре « Волк во рву» решается образовательная задача
---совершенствование навыка прыжка с разбега, в игре «Борьба за мяч»
---совершенствование техники передачи мяча двумя руками от груди.
К воспитательным задачам относится воспитание физических качеств(быстроты, ловкости, силы, выносливости), а также морально-волевых качеств (смелости, решительности, честности, коллективизма).
К оздоровительным задачам относится: содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья.
Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны (Пример игра «Два мороза»).
Подвижные игры можно включать во все части урока.
Их содержание зависит от задач урока и состава занимающихся.
В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся («Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Великаны и карлики»), а также игры средней интенсивности с упражнениями общеразвивающего характера («Космонавты», «К своим флажкам»). Игры для закрепления строевых и порядковых упражнений («Быстро по местам»). Эстафеты, направленные на развитие физических качеств. Время проведения игр 5-8 минут.
В основной части урока используются игры с бегом на скорость, с увертыванием, с преодолением препятствий, с разными прыжками, борьбой, с метанием мяча в подвижную цель («Борьба в квадратах», «Охотники и утки»). Игры подготовительные к видам спорта («Вызов номеров» к легкой атлетике – на совершенствование техники низкого и высокого старта, «Передал – садись!» - к баскетболу). В эстафет ах совершенствуются передачи, ведение мяча и другие технические элементы. По времени проводятся от 8 до 10 минут.
В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока («Кто подходил», «Совушка», «Маскировка в колоннах», «Минутка»). По времени до 3 минут.
Подвижные игры на уроках физической культуры планируются на весь учебный год с учетом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти. Распределение игрового материала зависит от времени года. Осенью и весной, когда уроки проходят на открытой площадке, имеется больше возможностей для проведения игр с метаниями и перебежками типа «Лапта», преодоления полосы препятствий. Во 2-ой четверти игры проводятся в помещении, а в 3-ей четверти и в помещении и на школьных площадках.
Новые игры на уроках разучиваются, в основном, во второй и третьей четвертях.
Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры подчиняется общим требованиям, но имеет и свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определенную плотность урока.
Подвижные игры обычно проводятся фронтальным или групповым методами. В первом случае все играют в одну игру, во втором – одновременно в две разные игры.
5. Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр. Основные задачи руководителя игры, подготовка к проведению игры, организация играющих, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды, руководство процессом игры. Судейство в подвижных играх. Дозирование нагрузки в процессе проведения игры. Подведение итогов игры, окончание игры.
1. Основные задачи руководителя игры
При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать идейность, научность и плановость использования игр, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Руководящая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям.
Задача педагога - умело подать игру.
Руководитель должен быть организатором игры и воспитателем в процессе ее проведения, он обязан стремиться:
- укреплять здоровье занимающихся;
- содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;
- воспитывать у детей морально-волевые и физические качества;
- прививать учащимся организаторские навыки.
Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Руководитель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры, и иметь педагогическое мастерство в руководстве игрой, должен уметь предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.
В методике обучения подвижным играм и их проведении необходимо руководствоваться данными педагогики, в частности, принципами дидактики. Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности.
2. Подготовка к проведению игры, выбор подвижной игрызависит:
- от педагогических задач, которые ставятся перед уроком;
- от контингента занимающихся: учитываются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей;
- при выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник). На уроке и перемене время ограничено: задачи исодержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике проводятся массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовленности;
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.
Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Для того чтобы игра прошла без задержки, необходимо заранее подготовить нужный инвентарь: флажки, скакалки и т.д. Желательно, чтобы инвентарь был красочным (флажки, палки, цветные повязки, мячи, кегли, обручи, скакалки и др.), ярким, заметным в игре (это особенно важно для младших школьников). Инвентарь раздается участникам или расставляется только после объяснения игры.
Перед игрой необходимо сделать разметку, если она нужна для проведения игры. Линии границ должны быть ярко очерчены и намечаются не ближе 3 м от стен и снарядов.
Руководитель обязан не только подготовить обстановку, но и предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей то или иное настроение. Зная очень шумных и энергичных детей, заранее наметить им роли, чтобы они не мешали проведению игры.
Организация играющих
Разместить играющихна площадке и правильно выбрать место для объяснения игры - первое важное условие. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.
Если игра начинается с движения врассыпную (типа «Салок»), то можно построить играющих в шеренгу. Размещать играющих надо быстро, четко, без излишнего использования строевых команд.
При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окнам.
Объяснение игры
Объяснение игры проводится не в строю, а когда участники стоят в исходном положении. Рассказ должен быть кратким (в младших классах в сказочной, увлекательной форме), логичным, последовательным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
- название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
- роль играющих и расположение их на площадке;
- ход игры;
- цель игры (определение победителя);
- правила игры.
Следует помнить, что объяснение игры надо сопровождать показом. Это помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает лишних вопросов. Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы, на которые надо отвечать громко, обращаясь при этом ко всем играющим.
Выделение водящих
Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:
- по назначению руководителя (этот способ используется, когда руководитель не знает еще группы);
- способ выбора по жребию (жребий может быть путем «считалки», дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, т.к. он не вызывает у них споров);
- по выбору играющих (он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих);
- по результатам предыдущих игр.
Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленных задач, условий занятий, характера игры, количества играющих.
6. Распределение на команды производится различными способами:
- по усмотрению руководителя;
- путем расчета (на 1-2);
- путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны;
- по назначению капитанов.
В организации командных игр важная роль отводится капитанам, которые отвечают за поведение всей команды. Они непосредственные помощники руководителя, организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.
Помощники, выбранные руководителем, наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.