Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вокально-хоровой анализ. Тип и вид хора.Сцена написана для однородного двухголосного мужского хора и сопрано



Тип и вид хора.Сцена написана для однородного двухголосного мужского хора и сопрано solo в сопровождении симфонического оркестра.

Диапазон партий и общехоровой диапазон:

 

Тесситурные условия в общем благоприятны во всех партиях, однако, особенность развития музыкального материала произведения требует зачастую использование искусственного динамического ансамбля. Приведем примеры:

В данном случае партии находятся в равных тесситурных условиях, однако, в партии теноров звучит более яркая мелодическая линия, поэтому басам стоит снизить звучность.

В эпизодах с солистами возникает другая проблема – и реплики Ярославны и партия бояр имеет значимость, однако, масса партий может попросту заглушить солиста. Здесь необходим четкий динамический баланс:

Однако, встречаются в сцене и эпизоды, в которых при низкой тесситуре басов звучит партии солиста в удобной тесситуре. В данном случае следует увеличить динамику басов:

Если говорить о загруженности партий, то они также находятся в равных условиях. К основным трудностям горизонтального строя стоит отнести в первую очередь хроматические вспомогательные и проходящие обороты, которые встречаются и в хоровых партиях и в партии солистов:

Хроматические звуки нужно исполнять с точным пониманием их ладовых тяготений. Необходимо помнить и о правилах интонирования полутонов – диатонические исполняются достаточно широко, а хроматические максимально узко и точно.

К горизонтальным сложностям стоит отнести и достаточно широкие скачки:

Восходящие скачки необходимо исполнять с предслышанием верхнего звука, а при нисходящих скачках важно сохранить высокую позицию звука.

К вертикальным трудностям в первую очередь относятся одновременное звучание бемольных и диезных тональностей, вплоть до энгармонизма:

На этапах разучивания рекомендуется пропевать подобные фрагменты вне ритма, «по руке». При сложностях в исполнении стоит поработать с каждой партией отдельно.

Особой вертикальной сложностью являются общехоровые и октавные унисоны:

Октавные унисоны должны звучать предельно чисто. Строить октаву рекомендуется с нижнего звука. При продолжительном движении октав на одном звуке рекомендуется каждый последующий исполнять с тенденцией к завышению, с целью сохранить верную интонацию. Важно так же стремиться к вершине фразы, а не «топтаться» на одном звуке.

Что касается звуковедения, то оно не всегда будет одинаково, в связи со сменой образа и для достижения определенного изобразительного эффекта.

Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию:

Чтобы добиться связности можно порекомендовать спеть несколько раз в более быстром темпе. Но тут надо опасаться потери качества звука, потери весомости и глубины характера. И конечно, правильное произношение слов при пении тоже поможет добиться legato. То есть перенос согласной, замыкающей слог к следующему слогу.

Что касается marcato:

которое встречается не очень часто, буквально в двух местах, то снова возникает опасность пения по слогам, так как медленный темп и громкая динамика могут отдалить от исполнителей и слушателей смысл текста. Поэтому опять важна фразировка и четкие снятия по руке дирижера.

Особенность звуковедения требует и особого подхода к характеру звука. Сосредоточенный, собранный, сконцентрированный, округлый академический звук, требующийся для исполнения данного произведения, тоже довольно большая трудность, особенно для партий сопрано solo и тенора. От них требуется большой драматизм и солидность тембра.

Увлекшись работой над вокалом, звуком не следует забывать о дикции, которая во всех вокальных произведениях играет очень большую роль. Ведь от того, насколько хорошо сказано и донесено слово, будет зависеть очень многое.

По отношению к данному произведению можно сказать, что дикция должна быть слегка утрирована, особенно в тех словах, где стоят акценты, но не крупная. В целом для исполнения данного произведения требуется средняя дикция.

Еще одним важнейшим моментом является то, какие в произведении присутствуют согласные, и как их много. Здесь речь идет о преимущественно звонких и твердых:

Чтобы суметь создать образ, характер произведения требуется и разная атака звука.

Образы трепета и волнения контрастны образам героизма и силы русского народа.

Твердая атака – плотное смыкание голосовой щели до начала выдоха. Она используется в самом начале произведения. Это одновременно поможет зафиксировать силу звука, главное избежать его форсирования.

Мягкая атака – сближение связок одновременно с началом выдоха. Мягкая атака используется на протяжении всего второго раздела и в завершении всего произведения.

При атаке, независимо от ее типа не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков. Переход от звука к звуку должен совершаться сразу, без glissando.

Дикция. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора и орфоэпии – соблюдения произносительных норм.

- согласные, стоящие в конце слова или слога присоединяются к последующему слову или слогу, тем самым обеспечивая максимальные условия для распевания гласных:

Врагом_костьми

- звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения в хоре:

Половецки_хан

- Согласные в конце слова произносятся быстро, легко, четко и одновременно, в соответствии с дирижерским жестом.

Не впервой, роть...

- звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие

Основной момент работы над гласными – это воспроизведение их в чистом виде. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Наряду с дикционной четкостью это необходимо для достижения тембральной окраски, ее ровности и унисона в партии. При пении legato необходимо больше удлинять гласные и ускорять согласные.

Безударная гласная «о» в большинстве случаев произносится как «а».

Йотированные гласные «е», «ё» при пении произносятся ближе к «э», «о».

В сцене используются три основных типа дыхания:

- цепное, при потяженных фразах:

- общехоровое дыхание, на стыке фраз и построений:

- дыхание по партиям:

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.