Традиционный вопрос, который задается школьными психологами практически всегда на семинарах, посвященных изложению модели сопровождения: «Почему в Вашей модели так мало внимания уделяется работе с родителями, разве могут быть решены какие-либо серьезные проблемы школьников без их участия?» Мы постараемся сейчас высказать нашу сегодняшнюю точку зрения на этот вопрос.
Среди профессионаловили знатоков школьной практической психологии одинаково распространены две крайние точки зрения. Первая — невозможно решать школьные проблемы ребенка, не работая глубоко исерьезно с его семьей как целостной системой. Вторая — школьный психолог работает со школьной системой взаимоотношений ребенка, которая не включает в себя семья как таковую. Все, что ребенок «приносит» в школьную систему из семейной, рассматривается и корректируется не само по себе, а только в свете школьных его проблем. Как это ни банально, наша точка зрения где-то между ними, хотя и тяготеет ко второй.
В настоящий момент целесообразно привести два аргумента, обосновывающих нашу позицию. Один аргумент— научно-методологический. Суть его в следующем. Мы рассматриваем школу как целостную систему социальных взаимоотношений ребенка. На его поведение, жизнедеятельность в рамках этой системы оказывают влияние внешние факторы, в том числе и такой мощный, как семья. Но это влияние опосредованно самой школьной системой, теми отношениями, возможностями, проблемами и успехами, которые существуют у ребенка в ее рамках. Школьный психолог, делаем мы для себя определенный рабочий вывод, может работать с этой системой отношений ребенка, лишь привлекая семью для решения задач сопровождения, но не рассматривая ее как решающий фактор успешности обучения, развития и воспитания.
Второй аргумент — социально-практический. Сегодня в России не существует нормативной базы, задающей различные правовые нормы деятельности школьного психолога. Но она обязательно будет создаваться и можно прогнозировать некоторые ее будущие черты с учетом общемировых тенденций. В частности, семья с ее проблемами будет все больше автономи-
Психолог в школе: проблемы взаимодействия ■ ■ ■
зироваться от влияния школы и, соответственно, школьного психолога. Есть определенные социально-государственные структуры, за которыми будут закрепляться достаточно большие полномочия в отношении семьи, оказания на нее внешнего воздействия. Прежде всего этим будет заниматься институт социальных работников. Однако они однозначно не будут возложены на школьных психологов. Уже сегодня мы обязаны считаться с правом родителей не давать разрешение на психологическое тестирование или психологическую работу с ребенком, на право самого школьника старше 12 лет отказаться от такого воздействия даже при согласии его родителей.
Итак, мы представляем себе работу школьного психолога с семьей как привлечение ее членов, но прежде всего — родителей, к сотрудничеству в решении школьных проблем ребенка. При этом при обоюдном согласии возможно обсуждение тех проблем общения, воспитания, которые возникают вне школы и на школьных отношениях никак не сказываются. Более «глубокое» проникновение школьного психолога в семейную систему — супружеские проблемы, отношения с прародительской семьей и др. нам кажется, выразимся мягко, весьма не желательным. Для этого существуют другие специалисты, с другими профессиональными функциями и другой позицией в отношении семьи и ее детей школьного возраста.
Основные формы организации сотрудничества школьного психолога и родителей это:
— групповые и индивидуальные консультации по итогам психологического сопровождения;
— психологическое просвещение;
— индивидуальные консультации по запросу или инициативе психолога.
Все они описаны в тексте данной книги.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГ И ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОДЧИНЕНИЯ
Вопросами построения взаимоотношений не исчерпывается круг проблем, которые возникают в связи с появлением в школе психолога у него самого и других участников школьной системы. Еще один момент, который мы считаем нужным затронуть, —
М. Битянова ■ ■ •
это проблемы административного и профессионального подчинения психолога. Сейчас, как известно читателю, этот вопрос решается однозначно: все рычаги управления деятельностью психолога находятся в руках школьной администрации. И сегодня это многих не устраивает, по крайней мере, на официальном и на неофициальном уровне широко обсуждается вопрос о возможных путях изменения этой ситуации. Мы в данной книге хотели бы высказать свою точку зрения только по поводу одного аспекта проблемы — профессионального подчинения. Оно, на наш взгляд, должно выводится за рамки системы отношений психолога и администрации и вообще за рамки школы. Психолог заключает со школой профессиональный контракт, он является ее сотрудником, частью школьной системы, но вопросы его профессиональной деятельности, в том числе — ее оценки, используемых технологий, подходов, методического оснащения должны оставаться за компетентными «инстанциями». Кому же в профессиональном плане должен подчиняться школьный психолог? На сегодняшний день существуют два типа структур в народном образовании, которым могут быть переданы такие функции: методические отделы бывших РОНО и психологические центры того административного уровня, который непосредственно выходит на конкретные учреждения образования (муниципальные, районные, сельские, городские и т. д.). Наверное, этот вопрос еще рано обсуждать в силу того, что система психологических центров в народном образовании еще только складывается даже в Москве, однако именно им, на наш взгляд, предпочтительнее передать функции профессионального управления школьными психологами. Центры могли бы осуществлять методическую поддержку, взять на себя просвещение и профессиональное развитие психологов, даже функции группы профессиональной поддержки, так как располагают соответствующими специалистами. Они могут компетентно оценить эффективность их деятельности, предоставив результаты своей аналитической работы школам. Центр осуществлял бы курирование школ с точки зрения осуществляемой в них психологической работы, помогал при поиске специалиста, составлении контракта. Принципиально важно следующее: школьные психологи, находясь в тесной связи с центром, знали бы, куда и как можно переадресовать запрос, направить для оказания квалифицированной помощи. Методические отделы к сожалению не всегда могут компетентно осуществлять такие функции.
Психолог в школе: проблемы взаимодействия
Нам представляется, что изменение в области профессионального подчинения принесло бы в конечном итоге пользу всем участникам ситуации: школьной администрации, психологу, психологическому центру, стало бы первой ступенькой в процессе создания единой системы психологической поддержки народного образования.
ГЛАВА 3. ШКОЛА И ПСИХОЛОГ: ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Мы подходим к обсуждению наиболее важных моментов, касающихся взаимодействия психолога и всей школьной системы.
Мы неоднократно подчеркивали: деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а потому что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами. Мы хотели тем самым поставить психолога в позицию профессионала, избавив его от роли «девочки на побегушках». Однако цели и задачи психологической деятельности не только не противоречат педагогическим целям, но и, наоборот, сущностно с ними связаны. Психологическая работа — часть общего педагогического, образовательного процесса в школе. Она становится действительно значимой и эффективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как никакая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение — это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это— цель и способ организации всего педагогического процесса в школе.
Конечно, это тема другой большой работы — как технологически ввести идею сопровождения в педагогический процесс. Однако мы надеемся, что эта книга дала читателю представление о перспективности, внутренней мощи, гибкости принципа психолого-педагогического сопровождения, его большого технологического потенциала. Одно мы хотели бы подчеркнуть уже сейчас: серьезная психологическая работа неизбежно окажет огромное влияние на всю образовательную систему данной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, поступательного движения вперед, к новой системе, которая смогла бы органично и естественно включить в себя психологическую
• ■ • М. Битянова • ■ ■
• ■ • Психолог в школе: проблемы взаимодействия
деятельность. В связи с этом замечанием мы хотим обратиться к школьным директорам и педагогам с маленьким импровизированным «открытым письмом».
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ ШКОЛЫ, РЕШИВШЕМУСЯ «ЗАВЕСТИ» У СЕБЯ ПСИХОЛОГА
Многоуважаемые коллеги!
Прежде всего, разрешите высказать вам искреннее уважение в связи с принятым вами решением, пригласить на работу в школу психолога. Оно современно и своевременно. Однако мы просим вас перед принятием окончательного решения еще немного подумать вот над каким непраздным вопросом: «Л зачем школе, каждому из вас нужен школьный психолог?» Цело в том, что далеко не все ваши ожидания и надежды сбудутся после его появления.
Если вы, надеетесь, что психолог снимет с вас наиболее тяжелый педагогический груз — неуспевающих, «ленивых», неуправляемых, недисциплинированных, короче говоря, «трудных» школьников, что он отдельно от вас поработает с ними и они вернуться к вам иными, готовыми к привычному вам стилю педагогического влияния, вашим, ожиданиям не дано сбыться.
Если вы надеетесь на его профессиональную помощь, грамотный совет в вопросах, касающихся обучения и взаимодействия со школьниками, ваши представления оправданы. Но советы и рекомендации психолога будут касаться не только и даже не столько новейших психологических приемов и тех-пологий управления ребенком, целенаправленного воздействия на его психическую активность и личность. Они прежде всего будут ориентированы на вас, анализ вашей профессиональной деятельности, выбранного вами стиля общения, установок и стереотипов, сложившихся в отношении конкретного ребенка и т. д. Психологическая помощь учителю — это помощь в профессиональном, и личностном самосовершенствовании, развитии, это совместный труд педагога и психолога, позволяющий в конечном счете и решить конкретную проблему, и усовершенствовать всю профессиональную педагогическую деятельность.
Если вы заинтересованы в психологе как специалисте, способном существенно дополнить и развить существующую
I
школьную образовательную и воспитательную систему, серьезно подойдите к подбору нужной кандидатуры, сформулируйте психологу свои требования и ожидания, и будьте готовы к серьезной, глубокой и длительной инновационной деятельности.
Подчеркнем особо: процесс слияния школьной психологической работы с существующей учебно-воспитательной системой, превращения их в единую систему психолого-педагогического сопровождения школьников — длительный. Психолог в школе — это надолго. Конечно, первые результаты его работы, если она изначально правильно спланирована и последовательно реализована, могут проявиться уже в первый год работы. Однако для того, чтобы психологическая практика стала неотъемлемой частью школьной Среды, требуются годы. И в этом вопросе, вам нельзя спешить самим и нельзя торопить психолога. Достаточно длительным является период первичной адаптации в школе, за время которого педагоги и школьники должны привыкнуть к его присутствию, наладить простейшие человеческие межличностные контакты. Главное — должна сформироваться атмосфера взаимного доверия (так сказать, базового принятия) психолога всеми участниками внутришкольного взаимодействия. Затем последует еще более длительный период профессиональной адаптации, в процессе которой должен быть создан общий психолого-педагогический язык, найдены удобные и эффективные формы взаимодействия психолога и педагогов, психолога и администрации и т. д. На наш взгляд, психологическая работа в школе станет действительно эффективной лишь спустя годы целенаправленной совместной сопровождающей работы, осуществляемой всем педагогическим коллективом, когда формы и методы сопровождения традиционно закрепятся в организационной культуре данной школы, а сама сопровождающая идеология, стоящий за ней взгляд на ребенка и его школьную жизнедеятельность будут частью профессионального «Я» учителя.
Уважаемые педагоги! Психолог в школе — это возможный путь к развитию, обновлению учебно-воспитательного процесса, это новый тип школы и педагогической деятельности, для которых психология не является частью внешнего престижа школы, способом избавления от «педагогического брака» или профессиональным «костылем», а представляет
М. Битянова • • •
собой неотъемлемую и важную часть повседневной работы каждого педагога. Если вы именно таким образом зададите ему и себе цели вашей совместной профессиональной деятельности и приложите усилия для их осуществления, психологическая деятельность принесет школе огромную пользу.
Итак, психолог в школе — это серьезно, ответственно и надолго. Мало убедить в этом педагогический коллектив и замо-тивировать его на серьезную работу. Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и личностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологическую работу в ее целостной и последовательной форме. Каждый ли психолог, приходящий сегодня на работу в школу, готов к этому? Мы хотим немного остановиться на этом вопросе на последних страницах нашей книги.
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
Итак, отвечаем на заданный нами самими вопрос; нет, далеко не каждый психолог готов сегодня, работая в школе, развернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему, основана ли она на идеях управления, помощи или сопровождения. Многие либо ограничивают свою деятельность определенными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т. д.) либо «тонут» в море школьных проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специалистов «на подхвате», массовиков-затейников либо просто учителей.
Работать в школе трудно: требуется высокая профессиональная квалификация в самых различных областях практической психологии, особый личностный настрой на включенное эмпатическое общение, развитая мотивация помощи, высокая профессиональная и личностная самооценка и многое другое. Нужна организованность и хорошо структурированное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться в решение чужих проблем, не проецируя собственных. Список можно продолжать.
Несомненно, в определенном смысле психологическая работа в школе — это призвание, но прежде всего — это результат специальной качественной профессиональной подготовки. В данной работе мы не считаем возможным обсуждать наши представления о том, как должна в деталях выглядеть такая подготовка, хотя эти представления есть, они существуют не только на уровне идеи, но и на уровне проектов учебных планов, конкретных и не раз отработанных учебных курсов, программ семинаров для практикующих школьных психологов и т. д. В самом общем виде такая подготовка должна сочетать необходимое базовое психолого-педагогическое образование с развернутой одно-двухгодичной специализацией на базе вузовской подготовки и постоянной системой повышения квалификации на базе психологического центра по месту непосредственной работы школьного психолога.
На сегодняшний день и школа, и психолог должны серьезно подходить к любым поступающим предложениям о трудоустройстве. Психологу необходимо оценить ситуацию с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для реализации целостной системы психологической работы в школе: материально-технические условия, готовность педагогического коллектива к сотрудничеству, а администрации — к действенной поддержке. Педагогическому коллективу школы, директору очень важно определить характер и уровень профессиональной подготовки психолога, его готовность к решению школьных психолого-педагогических задач, и в случае положительного решения — четко донести до специалиста свои требования и ожидания, а также найти возможности для его дальнейшего профессионального развития. Вряд ли и психолог, и школа могут сегодня надеяться на варианты, близкие к идеалу. И тем, и другим предстоит развиваться, накапливать новые знания и представления, искать пути сотрудничества, но при наличии доброй воли, понимания большого смысла осуществляемых усилий, а также некоторой теоретической базы совместной работы возникающие трудности могут быть устранены. А в качестве теоретической основы создаваемого альянса психолога и педагогического коллектива школы может выступить предложенная вашему вниманию модель сопровождения школьников в процессе обучения.