Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АНДРОЦИД, ИЛИ БЕССАМЦОВОСТЬ



Андроцидом, или бессамцовостью (в английской литературе - male-killing убийство самцов) называют эффект цитоплазматических бактерий, проявляющийся в дифференциальной смертности особей мужского пола. Взрослое потомство инфицированных цитоплазматическими симбионтами самок уменьшено вдвое по сравнению с числом отложенных яиц и состоит полностью или преимущественно из особей женского пола, поскольку самцы гибнут на той или иной стадии преимагинального развития. Различают ранний андроцид, при котором гибель самцов происходит в эмбриогенезе или на первых личиночных стадиях, и поздний андроцид, при котором гибель самцов происходит на последних личиночных стадиях. Ранняя бессамцовость развивается под влиянием бактерий, поздняя - под действием паразитических простейших.

Ранний андроцид был первым "необычным" эффектом, возникающим под влиянием цитоплазматических симбионтов, описанным у животных. Лус в 1932 г. заметил и позднее описал [3] отсутствие самцов в семьях самок из ленинградской популяции двуточетной божьей коровки Adalia bipunctata L. (Insecta: Coleoptera: Coccinellidae). Показав наследование этой особенности строго по материнской линии, он, однако, допускал возможность ее детерминации ядерными генами. Вывод о бактериальной природе бессамцовости был сделан английскими исследователями только в 1992 г. после серий экспериментов по восстановлению нормальной репродукции под влиянием антибиотиков [30]. В последующее десятилетие в России и Англии были выполнены комплексные работы по идентификации цитоплазматических симбионтов A. bipunctata, в ходе которых было показано, что двуточечная божья коровка инфицирована тремя различными бактериями - Rickettsia, Spiroplasma и Wolbachia, имеющими одинаковый фенотипический эффект [1, 2, 117]. Два последние вида впервые были обнаружены в российских популяциях, причем в популяции Москвы сосуществуют две неродственные линии Wolbachia.

Помимо A. bipunctata бессамцовость, возникающая под влиянием вольбахии, описана только у двух близкородственных видов тропических бабочек р. Асгаеа - Асгаеа encedon и Асгаеа encedana [33], несмотря на то, что явление цитоплазматической бессамцовости известно сейчас почти у 20 видов насекомых и клещей (у них бессамцовость обусловлена присутствием других бактерий).

О механизме узнавания и способах элиминации бактерией мужских эмбрионов ничего не известно. На основании различий в системах детерминации пола (XX/XY - у божьей коровки и WZ/ZZ у бабочек) можно лишь предположить, что активация вольбахии не определяется присутствием в клетке единственной Х-хромосомы, подобно тому, как активируется в клетках дрозофилы андроцидная бактерия Spiroplasma [119]. По-видимому, у различных видов бактерии механизмы узнавания мужских эмбрионов разнятся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в базах библиографических данных содержится информация о 226 публикациях, посвященных бактериям рода Wolbachia, появившихся в 2000-2003 гг.

Растущий интерес к Wolbachia обусловлен широкой распространенностью среди насекомых и членистоногих вообще и своеобразием действия этого паразита (симбионта), затрагивающего систему полового размножения хозяина.

Эволюционная биология традиционно рассматривала системы размножения с точки зрения тех преимуществ, которые получает размножающийся тем или иным способом организм. Оказалось, однако, что у очень многих насекомых выбор той или иной системы размножения диктуется интересами не макроорганизма, а живущего в его клетках микроорганизма.

Во всех разобранных выше случаях в оставлении потомства те или иные преимущества имеют зараженные вольбахией самки. Отсутствие (или редкая встречаемость) невосприимчивости к вольбахии в популяциях хозяина свидетельствует, что измененная система размножения не только не понижает существенным образом приспособленность макроорганизма, но в ряде случаев даже оказывается для него полезной. Модификации полового размножения при заражении вольбахией следует, вероятно, рассматривать как некий компромисс между интересами хозяина и паразита, достигнутый в ходе коэволюции. Если это так, дальнейшие исследования должны быть нацелены не только на расшифровку молекулярных механизмов действия вольбахии на репродуктивную систему насекомого, но и на идентификацию генов паразита и хозяина, определяющих их в достаточной мере гармоничное сосуществование. Неразработанность генетики Wolbachia делает пока такие исследования трудно осуществимыми.

Работа поддержана грантом РФФИ № 02-04-497 и грантом Президента Российской Федерации "Поддержка научных школ" НШ-827.2003.4.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.