Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Дьячук О. С., студентка V курса,

Бруннер Е. Ю., доцент, к. б. н.

В связи с последней школьной реформой проведенной на основании закона «Про загальну середню освіту» было введено 12-ти летнее обучение (Концепція 12-річної загальноосвітньої школи) [10] в первые классы начал осуществляться набор детей с шести летнего возраста.

Согласно возрастным периодизациям Л. С. Выготского, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова шести летний возраст соответствует дошкольному периоду, в то время как младший школьный возраст – 7-10 годам [3].

В шестилетнем возрасте у детей основным видом деятельности является игровая. С поступлением в школу у ребенка изменяется социальный статус, он становится учеником [6]. Это влечет за собой изменение его основного вида деятельности. На первый план выступает учебная деятельность. Учебная деятельность – это не обычная учеба школьника, а его формирующееся учебное поведение [5].

По данным исследований И. В. Имедадзе выявлено, что доминирующее значение у детей шестилетнего возраста имеют мотивы учения, лежащие вне самой учебной деятельности. Большинство детей привлекает возможность реализовать в роли школьника потребности в признании, в общении, в самоутверждении. В начале учебного года мотивы, связанные с самим познанием, учением, имеют незначительный вес. Познавательные мотивы шестилеток еще крайне неустойчивы, ситуативны. Они нуждаются в постоянном, но косвенном, ненавязчивом подкреплением [5]. Наряду с этим, возрастают физические, эмоциональные, информационные нагрузки, изменяется режим жизни (питания, сна, бодрствования), возрастают требования к уровням развития внимания, памяти, мышления, специальных моторных навыков (письмо, рисование и т.д.), так же возрастают требования к ответственности ребенка за свои поступки [2].

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве [13].

Социально-психологическая адаптация ребенка к школе представляет собой процесс активного приспособления к новым условиям. В отличие от физиологической адаптации, которая регулируется на органическом уровне, ребенку необходимо проявить усилия. При этом адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам [5].

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» (адаптируются) в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г. М. Чуткиной [13] выявлены высокий, средний и низкий уровни адаптации детей к школе.

При высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, дружит со многими одноклассниками.

При низком уровне адаптации ученик первого класса отрицательно или индифферентно относится к школе, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [13].

Согласно Г. М. Чуткиной к числу наиболее благоприятных факторов социальной микросреды относятся адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др. [5]. Необходимо отметить, что влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; отрицательный стиль отношения к детям со стороны учителя; неполная семья [5].

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста. Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилетних к школе состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положительном отношении к детям учитель часто применяет более жесткие, авторитарные и императивные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к формированию у него пассивности, и неуверенности в себе, а так же происходит подавление инициативы и самостоятельности (особенно у робких и застенчивых детей) [5].

Успех обучения шестилеток зависит от правильной организации их жизни и учебной деятельности. Для этого они должны усвоить нормы поведения ученика и определенным образом себя вести, но в то же время необходимо создавать условия для проявления их активности [3].

С целью эффективной адаптации к школе необходимо также обратить внимание на организацию режима учебного дня первоклассников. При организации режима дня детей следует создать им щадящие условия, а именно: обеспечить помещения с хорошей аэрацией для сна и отдыха, для прогулок необходимы детские площадки с разнообразным оборудованием; при организации учебных занятий необходимо учитывать, что «длительное сохранение ребенком статического положения создает неблагоприятные условия для кровообращения, которое именно во время умственной работы должно усиливаться для полного обеспечения высших отделов центральной нервной системы кислородом и продуктами питания» [9].

Резкая смена социально-психологических условий жизни ребенка, столь же резкий рост физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, безусловно, отражается на физическом и психическом состоянии первоклассника [1].

С физиологической точки зрения процесс приспособления ребенка к школе проходит в 3 этапа [1].

Первый из них — ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем, продолжительность этого этапа 2-3 недели.

На втором этапе отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

На третьем этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели [1].

Для перехода на обучение детей с шестилетнего возраста требуется учитывать физиологические и психологические особенности шестилеток. Так на шестом году жизни продолжается созревание организма ребенка. Вес увеличивается примерно на 200 г в месяц, рост — на 0,5 см. Происходит изменение пропорций тела. При организации процесса обучения и воспитания шестилеток необходимо учитывать, «что мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена» [12].

Наряду с физиологической адаптацией происходит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Нервная система шестилетних почти подготовлена к школе. Но в то же время этот возраст является одним из самых сложных в жизни ребенка: его организм очень чувствителен к различным воздействиям внешней среды. Процесс адаптации 6—7-летних детей к школьному обучению сопровождается выраженным напряжением центральной нервной системы и всех систем вегетативного обеспечения [11].

Поступление в школу, смена режима жизни, привыкание к новому коллективу и его требованиям являются довольно сильными стрессовыми факторами. Известно, что трудности, связанные с адаптацией к школе, испытывают все дети. При этом различают адаптацию трех степеней тяжести: 1) легкой, при которой состояние напряжения организма проявляется в виде изменения поведенческих реакций, ухудшения сна и аппетита, снижения массы тела (эти явления, как правило, компенсируются в течение первой четверти); 2) средней, при которой неблагоприятные изменения в организме сохраняются в течение первого полугодия, и 3) тяжелой, когда наступает заметное ухудшение здоровья, особенно к концу учебного года [11].

Трудности адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть такие, которые могут регулироваться школой, — санитарно-гигиенические условия обучения, режим работы в классе и в группе продленного дня, объем учебной нагрузки, психологический климат в детском коллективе. Эти факторы сочетаются с состоянием здоровья ребенка, степенью его готовности к школе, условиями дошкольной жизни [11].

Детям с недостаточным уровнем подготовленности к школе («незрелые» дети) значительно труднее адаптироваться к школьному распорядку. Они чаще других не справляются с полным объемом учебной нагрузки, предложенной программой. Такие дети вызывают обеспокоенность педагогов, потому что именно из них формируются в дальнейшем группы отстающих. Успеваемость у «незрелых» детей, как показывают исследования (Р.И.Айзман, Г.Н.Жарова), по трем основным предметам — чтению, письму, математике — всегда ниже, чем у «зрелых». Если же такие дети имеют хорошую успеваемость, то она достигается ценой напряжения и перенапряжения всех функциональных систем, что нередко приводит к развитию неврозов [11].

Важно отметить различное протекание процесса адаптации к школе у мальчиков и девочек. Показано, что хуже адаптируются к школе мальчики, нежели девочки. Например, к концу учебного года утомляемость у мальчиков в 8-10 раз выражена больше, чем у девочек.

Несмотря на то, что разница между шестилетним и семилетним ребенком составляет всего один год, именно в этот отрезок времени происходит дальнейшее, очень быстрое, развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности шестилеток [3].

Важным условием успешного обучения шестилеток является контроль за процессами их развития и индивидуальный подход. Проводимые в настоящее время исследования по разработке диагностик преследуют цель вовремя обнаруживать только намечающиеся отклонения в развитии и исправлять их в процессе обучения [3].

Из сказанного вытекает, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности психического развития в этом возрасте [1].

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе. Для общей психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с радикальными изменениями его психологии и поведения, полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, занимаемом ребенком в обществе, в системе разделения труда, связанные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка [7].

Понятно, что такие радикальные изменения в жизни ребенка без внутренних и внешних проблем не обходятся, поэтому задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.

У первоклассников чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам [4].

Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры [7].

Дело в том, что урок с шестилетками должен быть иным, чем со старшими и даже с семилетними детьми. И не только по продолжительности. Урок (занятие) с шестилетними детьми должен отличаться и своей структурой, преобладающими способами действий.

Наиболее же характерное для занятий с детьми этого возраста — включение в них элементов игры. Игра на уроке в значительной степени приближает условия обучения в школе к условиям детского сада, что крайне важно. Но нужна она здесь не только для улучшения адаптации [5].

Именно первый класс, успешное или не успешное начало школьного обучения, приспособление к новым условиям и требованиям определяет дальнейшую перспективу ученика на протяжении всего школьного периода. Со временем это отражается на его жизненной перспективе. Младшие школьники, которые на протяжении первого полугодия не смогли нормально адаптироваться к школе и включиться в учебную деятельность, без специальной коррекционной работы до конца первого класса показатели успеваемости не повышаются. В первом классе главным является период адаптации к новым условиям и требованиям школьной жизни. Период привыкания достаточно сложен для всех или для большинства детей. Его длительность бывает разной в зависимости от состояния здоровья, психофизического развития, уровня готовности к обучению и определенных личностных качеств ребенка (повышенная раздражительность, высокая ответственность, неуверенность в себе, безразличие и т.д.). Обычно период адаптации длиться 3-4 недели, однако у некоторых детей может продолжаться и полгода, и год [13].

В связи с этим становится актуальным вопрос об особенностях процесса адаптации первоклассников к обучению и условиям жизни в школе.

Предметом исследования стали психолого-педагогические условия адаптации детей к обучению в школе. Объектом нашей работы является процесс адаптации первоклассника к школе. Целью и задачей настоящей работы стало изучение периода адаптации детей к обучению в школе.

В соответствии с поставленными целями и задачами нами было проведено исследование по методике «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний». Данная методика дает возможность оценить психолого-педагогическую готовность ребенка к школе, а так же выявить общую ориентацию детей в окружающем мире и запас бытовых знаний [8]. Методика позволяет также вычислить индекс готовности первоклассников к обучению в школе.

Исследование проводилось с помощью анкеты индивидуально для каждого ребенка. Результаты ответов фиксировались исследователем на заранее подготовленных бланках. Для ответа на каждый вопрос ребенку отводилось 30 сек.

В течение времени, отведенного на ответ, иногда ребенку задавались дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицировалось как ошибка и оценивается 0 баллов. За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов, ребенок получал 1 балл.

Однако иногда дети давали частично правильный ответ, который нельзя было оценить в 0 или 1 балл, поэтому этот ответ оценивался в 0,5 баллов. Максимальное количество баллов которое может получить ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10 баллов. Ребенок, получивший 8-10 баллов, считается полностью психологически готовым к обучению в школе, Не вполне готовым к обучению в школе будет считаться ребенок набравший 5-8 баллов, Неготовым к обучению в школе считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов [8].

В настоящем исследовании приняло участие 27 учеников первого класса 6-7 летнего возраста (14 мальчиков и 13 девочек).

Как видно из представленных рис 1. абсолютно не готовыми к обучению в школе можно считать восемь (30%) учащихся класса, не вполне готовыми – 16 (59%), что составляет большую половину класса; и лишь три (11%) учащихся можно считать готовыми к обучению в школе.

Рис 1.Диаграмма процентного сообщения готовности первоклассников к обучению в школе.

 

В целом индекс готовности к обучению в школе у рассматриваемой нами выборки составил 6,1±1,6, что согласно предложенной интерпретации [8] свидетельствует о достаточно низкой готовности к обучению в школе. Следует также указать, что индекс готовности к обучению в школе у учащихся варьировал от 3-х до 9,5 баллов.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что учащиеся исследуемого нами класса, поступив в школу не обладали достаточным запасом бытовых знаний плохо ориентировались в окружающем мире, что в свою очередь затрудняет процесс усвоения материала школьной программы и как следствие адаптацию к обучению и жизни в школе в целом.

На основании этого можно также заключить, что для успешной организации учебной работы с детьми шестилетнего возраста учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;

— для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;

— руководство деятельностью детей шестилетнего, возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;

— необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;

— использовать большие воспитательные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;

— формировать способности к ролевому и личностному общению — важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

— в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.

Литература
1. Аверин. В. А. Адаптация первоклассника к школе // Психология детей и подростков: Уч. пос. – СПб, 1998.
2. Войнов В. Б. К проблеме психофизической оценке успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии. – 2002. - №1.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Педагогика и методика нач. обучения»/ М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др./Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.
4. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.– 288 с.
5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.- 190 с.
6. Немов Р. С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990.–310 с.
7. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - Кн. 2 2002.– 608 с.
8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - Кн. 3 2002.– 628 с.
9. Основы дошкольной педагогики/Под. ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1980.
10. Педагогическая газета.-2002.- вересень, №9.
11. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педегогики: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
12. Принцип развития психологии/Под ред. Л. И. Анциферовой. - М., 1978.
13. Проскура О. В. Психологічна підготовка вчителя до роботи з першокласниками: Навч. посіб. для студентів педагогічних факультетів. – К.: Освіта, 1988. - 199 с.

Опубликовано:
Дьячук О. С., Бруннер Е. Ю.Адаптация первоклассников к обучению в школе // Альманах КГУ: Сб. науч. работ проф.-преп. состава и студентов: Сер. Психология. Физическое воспитание. Материалы науч.-практич. конф. Крымского гуманитарного ун-та “VII Неделя науки” 23, 26 марта 2005: Вып. 7. – Ялта: РИО КГУ, 2005. – С. 76- 83.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.